Общее понятие о безбарьерной среде и оздоровлении детей

Оглавление.

1.Общее понятие о безбарьерной среде и оздоровлении детей

2.Теоретическое и нормативно-правовое обоснование социальных проблем доступной (безбарьерной) среды жизнедеятельности детей с ОВЗ

3.Безбарьерная среда – новое направление оздоровительной кампании в Ленинградской области 4..Рекомендации по структуре и содержанию материалов для обобщения и дальнейшего распространения лучшего опыта организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ 5. Формированию универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях и местах отдыха и оздоровления детей 6. Ответственность за организацию отдыха и оздоровления детей и молодежи в организациях разных форм собственности 7.Организация отдыха детей с ОВЗ в местах отдыха и оздоровления детей 8.Особенности социализации школьников с ОВЗ в местах отдыха и оздоровления детей    
Приложения: 1.Примерная структура отчета о реализации программы организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей 2.Список рекомендованных источников (приказов) 3.Постановление правительства ленинградской области от 14.11.2013 № 398 4.Изменения №3 в СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» с 02.01.2016 года 5. Приказ комитета финансов Ленинградской области от 16 декабря 2013 года №18-02/01-02-177 6. «О подготовке оздоровительных учреждений к летнему сезону 2015 года, расположенных на территории Ленинградской области» 7. Принципы организации отдыха с детьми ОВЗ          

Введение.

В теории и практике педагогической науки давно определены основные понятия философии и педагогики каникул. С точки зрения научного сообщества, один из феноменов философии каникул выражен следующим образом: каникулы – это пространство свободного времени для ребенка, время отдыха и «ничегонеделания», время снятия накопившегося за учебный год напряжения, и в тоже время, каникулы – прекрасная возможность развития творческого потенциала личности ребенка, включение его в систему новых отношений, приобретение нового социального опыта, время новых возможностей для интеллектуального, личностного и социального роста. Не случайно трендом сегодняшнего дня является утверждение: «Каникулы – время развития!» Государство и общество предъявляют высокие требования к специалистам, работающим с детьми в любой области деятельности, связанной с воспитанием и образованием. В настоящее время уже недостаточно осуществлять организацию детского отдыха и оздоровления средствами развлекательного досуга.

В этой связи повышается уровень ответственности организаций и специалистов за качество реализуемых в период школьных каникул общеразвивающих программ дополнительного образования детей, а также программ развивающего отдыха и оздоровления детей и молодежи(см. приложение № 1 и № 2).Система конкурсов, формирование пула лучших практик в субъектах и на федеральном уровне является одним из важнейших механизмов стимулирования и мотивации повышения качества организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ. Участие в конкурсных процедурах создает возможность для авторов-разработчиков программ более системно подходить к оформлению программных и методических материалов, тщательно продумывать структуру, отбирать наиболее качественные формы, методики и педагогические технологии, заставляет искать инновационные подходы к традиционным направлениям деятельности в работе с детьми в условиях организации детского отдыха и оздоровления. Для представителей общественности и государственных структур Диплом победителя или Сертификат участника конкурса является своеобразной гарантией качества оказываемых услуг.

Период летних школьных каникул содержит в себе потенциал активного развивающего отдыха ребенка, направленного на развитие социальной, интеллектуальной и творческой сферы личности. Активные преобразования в стране и изменения в государственной политике в области образования не могли оставить в стороне систему организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ. По этой причине возникла объективная необходимость в системе конкурсной поддержки, привлечении внимания общественности и в повышении статуса авторов и организаций лучших практик сопровождения детского развивающего отдыха. Организация отдыха и оздоровления детей и подростков является одной из составляющих государственной социальной политики в отношении семьи и детей. Премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что сохранение и укрепление здоровья детей – это стратегическая задача государства, а «...летний отдых – это, конечно, хорошая возможность полноценно укрепить здоровье, для детей – найти друзей, узнать для себя что-то новое».

Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; остается высоким количество социально не защищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовать их отдых и оздоровление.

Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что за последние десятилетия стремительно ухудшается здоровье школьников. Отмечается значительный рост острой заболеваемости, функциональных нарушений и хронической патологии. Только 10% современных школьников могут считаться практически здоровыми, тогда как половина из них имеют морфофункциональные отклонения, а 40 % страдают разнообразной хронической патологией, при этом каждый второй имеет сочетание двух и более заболеваний. Распространенность болезней, ограничивающих выбор профессии, достигает среди подростков 30 %.

В этой связи меняются формы и методы организации летнего отдыха детей и подростков, обновляется их содержание, совершенствуются технологии медицинской и педагогической деятельности.

Первый шаг на пути обновления системы летнего отдыха уже сделан – появилось множество новых форм организации летнего отдыха, на этой основе разработаны и внедрены различные федеральные и региональные программы. Система отдыха и оздоровления детей и подростков РФ предусматривает организацию отдыха и оздоровления не только в каникулярное время (сезонно), но и в течение всего года (круглогодично). Однако наибольшей популярностью обладает отдых преимущественно в летний сезон, так как позволяет восстановить здоровье учащихся и тем самым подготовить их к следующему учебному году. Как правило, при организации отдыха и оздоровления в осенние, зимние и весенние каникулы продолжительность смены составляет не более 5-7 дней. Очевидно, что организм ребенка не способен за короткий срок сформировать компенсаторные реакции, но при этом непродолжительный отдых обеспечивает психоэмоциональную разгрузку организма, поэтому организация отдыха с минимальной продолжительностью смены носит, прежде всего, педагогически-досуговый характер. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных компаний. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных социальных и экономических условиях. Кроме того, правильная организации летнего отдыха детей способствует формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.

Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, что создаёт условия для социализации молодого человека с учётом реалий современной жизни. Ведь именно летом, когда самостоятельность и творчество ребёнка появляются в полной мере, требуется инновационный подход в организации жизнедеятельности детей, с учётом их индивидуальных особенностей.

Многообразие форм организованного отдыха детей представляет собой не что иное, как ресурс для обеспечения здоровьесбережения растущего поколения, а характер и степень оздоровления детей зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности специалистов, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.

На основании изученных и проанализированных теоретико-правовых основ организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов (детей с ОВЗ), важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности. Доступная среда жизнедеятельности выступает средством борьбы с социальной изоляцией детей с ОВЗ. Основными направлениями и особенностями по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Российской Федерации являются: ориентация на устранении всевозможных барьеров, возникающих перед людьми с ограниченными возможностями. Главной целью развития в рамках данного направления является формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Справка.

Благотворительный фонд социальной адаптации детей с ограниченными возможностями «Место под солнцем» – некоммерческая организация, которая при поддержке правительства Ленинградской области занимается благотворительной деятельностью, направленной в первую очередь на реабилитацию детей-инвалидов.

Основным направлением деятельности фонда является реализация программ социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, направленная на их полноценную интеграцию в общество: проект «Свои люди», фестиваль равных возможностей «Завтра лето» и др.

Задача фонда – помочь социальной реабилитации и развитию общества равных возможностей в Ленинградской области. Направления работы фонда включают просветительскую работу и волонтерство, которое предполагает уход за детьми из областных детских домов и домов малютки.

Пресс-служба губернатора и правительства Ленинградской области

Рекомендации по структуре и содержанию материалов для обобщения и дальнейшего распространения лучшего опыта организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ

При разработке программ организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, авторам необходимо учитывать общие требования, предъявляемые к написанию подобных программ. Данные требования регулируются нормативными документами и методическими письмами Министерства образования и науки Российской Федерации, представленными в приложении № 3 методических рекомендаций.

В случае, если автор или организация достигли определенных успехов и признания в апробации разработанных программ организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, материалы необходимо направить для участия в конкурсе ТОП 100 лучших практик организации и сопровождения детского отдыха и оздоровления с целью подтверждения достигнутых результатов на Всероссийском уровне, а так же для дальнейшего распространения успешного опыта в данной сфере.

По структуре оформления конкурсных материалов необходимо опираться на разработанную организаторами конкурса ТОП 100 «Информационную карту программы для формирования открытого банка лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Информационная карта). Форма Информационной карты представлена в Приложении 1.

Помимо титульных позиций, Информационная карта содержит показатели, требующие разъяснения и методических рекомендаций по их заполнению.

К титульным позициям относятся такие параметры как:

- Полное название программы

- ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

- Контактный телефон, электронный адрес

- Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

- Наименование субъекта Российской Федерации

Остальные параметры требуют разъяснения и рекомендаций по их заполнению.

1. Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.) может быть техническая, естественнонаучная, художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая и т.д..

2. Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика контингента /если есть/, допустимость участия в программе детей с ОВЗ)

Указанные характеристики должны быть отражены в дальнейшем содержании программных материалов. Заявляя широкий диапазон адресности программы (например, от 6 до т16 лет), необходимо указать в содержании формы работы с каждой возрастной категорией. Очевидно, что мероприятия для младших школьников и старшеклассников должны отличаться по форме друг от друга, сохраняя при этом тематику и направленность программы.

Указывая особые категории детей – дети с ОВЗ или дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию – необходимо также учитывать это и отражать в содержании: указывать в опыте реализации программ работы с подобными категориями детей, формулировать соответствующим образом задачи, социальный эффект и ожидаемые результаты, продумывать формы и методы работы, прописывать подготовительные организационно-методические мероприятия, специфику подготовки кадров, привлечение социальных партнеров и соответствующие программным целям материально-технические и финансовые ресурсы.

3.Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов).

Аннотация должна включать в себя краткий пересказ основной идеи программы, выдвижение цели и социальный эффект от ее реализации. Можно добавить что-то особенное, по мнению автора, что отражает уникальность данной программы, выдвигает в ряд лучших практик организации и сопровождения детского отдыха и оздоровления. Это должен быть именно пересказ, а не полное копирование дальнейших пунктов Информационной карты.

4. Обоснование актуальности программы.

Актуальность является одним из критериев оценки качества программных материалов. Автор должен кратко сформулировать актуальность выдвигаемых программой целей и задач в соответствии с государственными приоритетами, запросами общества, потребностями детей и их родителей, особенностями развития субъекта, на территории которого реализуется данная программа.

5. Предполагаемый социальный эффект программы раскрывает важность достигнутых результатов для общества.

6. Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей.

Цель программы должна быть ёмкой и быть шире, чем задачи, ведущие к реализации поставленной цели. При компетентностном подходе написания программы, каждая задача должна быть сформулирована в соответствии с формированием определенных компетенций у участников программы. Цель и задачи должны быть ясными, краткосрочными и реально достижимыми, чтобы в конечном итоге их можно было бы оценить количественными и качественными показателями, зафиксировать полученный результат.

В зависимости от сформулированной авторами цели и определяется основная направленность программы (п.1 данного раздела).

7. Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы).

Предполагаемые результаты должны быть прописаны для всех участников программы: детей, педагогического коллектива (вожатых), администрации, родителей, социальных партнеров (общества).

Формулируя предполагаемые результаты реализации программы, автор должен заранее продумывать измерительные методики, фиксирующие данные результаты. Это могут быть: анкеты, вопросники, тесты, проективные методики, продукты деятельности – качественные и количественные показатели.

8. Содержание программы: обоснованность реализации мероприятий программы на этапах программы: подготовительном; организационном; основном; итоговом.

В данном разделе автору необходимо соблюдать «логику развития лагерной смены», демонстрировать методическую грамотность, целостность и логичность в выборе определенных методик, соответствие форм работы возрасту и специфике участников программы.

В случае, если программа рассчитана на широкий охват участников, как в количественном так и в качественном составе (например, возраст участников от 6 до 16 лет), необходимо отразить эту специфику в использовании определенных подходов, в формах и методах работы с детьми различных возрастных групп.

9. Кадровое обеспечение программы: перечень специалистов, реализующих программу; описание системы подготовки педагогического состава.

Данный параметр отражает достоверность информации, например, в случае, когда автор указывает на универсальность программы для работы с детьми с ОВЗ, не привлекая при этом специалистов и не используя возможности повышения квалификации сотрудников по темам дополнительного образования детей, коррекционной педагогики, психологии, организации отдыха и оздоровления детей и молодежи.

10.Ресурсная обеспеченность программы.

Автору необходимо указать использование всех видов ресурсов, привлекаемых к реализации конкретной программы.

Возможные виды ресурсного обеспечения:

- организационные ресурсы

- информационные ресурсы

- кадровые ресурсы

- методические ресурсы

- материально-технические ресурсы

- финансовые ресурсы

- мотивационные ресурсы

11.Наличие социальных партнёров, в том числе родительского сообщества при реализации программы.

Важный показатель соответствия программы актуальным тенденциям развития общества. При планировании содержания работы с детьми, автору необходимо заранее продумать партнерские отношения с организациями, ведомствами и частными лицами. Установление партнерских отношений может значительно повысить качество программы, усилить социальный эффект от ее реализации. Необходимо выбирать социальных партнеров не только и не столько по территориальному принципу, а в соответствии с выбранной направленностью программы, сформулированным целям и задачам. Привлечение родительской общественности к реализации программы позволяет перевести родителей из категории «критиков» в союзники.

12. Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

Авторы лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ активно используют возможности Интернет-ресурсов, социальных сетей, средств массовой информации, детских пресс-центров, телевидения и радио. Возможность получения своевременной обратной связи позволяет оперативно корректировать программу, гибко адаптировать ее к изменяющимся условиям, реагировать на жалобы и предложения.

13. Механизм оценки эффективности реализации программы: методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно – педагогических действий (количественные, качественные)

Методы оценки эффективности реализации программы должны соответствовать целям и задачам программы, а также отражать ожидаемые результаты и социальный эффект. Измерительными методами оценки являются: анкеты, вопросники, тесты, проективные методики, продукты деятельности – качественные и количественные показатели.

14. Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учёт, стимулирование применения

Автору программы необходимо продумать и отразить в содержании модель самоуправления, систему мотивации участников программы, дорожную карту продвижения, портфолио успешности, ступени роста и др. Наличие данных методик расширяет возможности реализации программы для детей, выбирающих для себя комфортный уровень участия.

15. Наличие системы стимулирования участников (количество и качество регистрации достижений участников программы): развитие творческого потенциала детей; уровня спортивных достижений; пропаганды ЗОЖ; снижения уровня агрессивности в детской среде; профориентации; самоуправления.

Наличие творческого портфолио, личных книжек, индивидуального журнала достижений – форм системы стимулирования участников программы может быть много, в зависимости от тематики и направленности программы. Важно, чтобы система стимулирования, личностного роста участников, как и модель самоуправления, должны быть в контексте содержания или игровой модели смены (если таковая имеется).

16. Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы: на уровне ребенка; на уровне родителей (лиц, их заменяющих); на уровне администрации учреждений, реализующих программы детского отдыха и оздоровления; на уровне социального заказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в чьем ведении находятся вопросы оздоровительного отдыха детей и подростков.

Показатели и индикаторы оценки качества программы должны быть соотнесены с целями и задачами, а также с ожидаемыми результатами.

17. Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)

Перед тем как представлять свою программу к участию в конкурсе ТОП 100 лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, автору необходимо объективно оценить качество и результативность программы. В этой связи целесообразно сначала представить программу на экспертизу для объективной оценки на региональном уровне, а затем уже – к участию в конкурсе на Всероссийском уровне.

18. Возможность тиражирования программы.

Данный показатель является также одним из критериев распространения опыта лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ. Автор может указать в данном разделе условия, соблюдение которых создает возможности тиражирование программы.

19. Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)

Данные показатели демонстрируют достоверность информации, представленной автором программы к участию в конкурсе.

Критерии оценки качества лучших практик

При написании программы, автору необходимо учитывать критерии оценки качества лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ. Данные критерии могут быть положены в основу содержания деятельности организаций дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Кроме того, при соответствии данных критериев принципам построения программ организации летнего оздоровительного отдыха значительно возрастает качество материалов.

1. Актуальность:

- на сколько содержание программы соответствует приоритетным направлениям государственной политики РФ, а также специфике конкретного субъекта (региона) РФ;

- ориентированность программы на решение важных проблем общества и развития личности ребенка;

- соответствие содержания программы современным исследованиям в области науки, в том числе педагогической, и техники.

2. Преемственность:

- наличие и описание предыдущего опыта работы в области реализации программ детского отдыха у данной организации ;

- обозначение связей и преемственности с накопленным положительным опытом реализации данных программ (например, тематических, профильных и т.д.);

- определение путей совершенствования содержания работы в связи с изученным опытом реализации конкретных программ детского отдыха

3. Инновационность:

- наличие в содержании программы новаторских подходов, форм и методик работы;

- обоснованность использования инноваций;

- доступность изложения инноваций в содержании программы.

4. Целостность:

- показатель объединения структурных элементов программы в целостную систему, в единый завершенный документ;

- связность поставленных цеди и задач с ожидаемыми результатами, социальным эффектом, механизмами реализации, оценки качества и результативности программы.

5. Логичность:

- обоснованность и соответствие выбранных методов, форм и методик («механизмов реализации») сформулированным целям, задачам и принципам в содержании программы;

- показатель взаимосвязи структурных элементов программы;

- соответствие результатов поставленным цели и задачам;

- отражение выбранных направлений работы по программе сформулированным задачам.

6. Методическая грамотность:

- наличие всех структурных элементов программы;

- обоснованность каждого структурного элемента программы в отдельности;

- грамотная формулировка цели, задач и результатов;

- методически обоснованные выбранные формы и методы работы;

- грамотное использование в программе понятий педагогики, возрастной и педагогической психологии, методики воспитательной и образовательной деятельности и др.

- методически грамотно прописанная структура детского самоуправления

7. Реалистичность:

- реальность и достижимость выбранной цели (и задач) на конкретный, ограниченный по времени, период;

- конкретное описание реальных ресурсов по достижению поставленной цели программы;

- воспроизводимость и тиражируемость программы в других условиях

8. Учет возрастных, индивидуальных, этнокультурных и др. особенностей воспитанников:

- соответствие содержания программы возрасту, специфике и другим особенностям контингента детей;

- обоснованность выбранных форм и методик.

9. Социальная значимость:

- значение результатов реализации программы для общества.

10. Результативность:

- измеримость результатов по итогам программы;

- наличие диагностического материала (методик и аналитической информации), подтверждающих положительные достижения по итогам реализации программы.

5. Формированию универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях и местах отдыха и оздоровления детей.

Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм (согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Анализируя созданные условия для детей-инвалидов в системе образования, В.В. Путин ставит следующие задачи: «Уже к 2016 году количество школ, в которых создана безбарьерная среда, должно вырасти более чем в 8 раз – с 1,2 тыс. сегодня до 10 тыс. У нас сегодня доля общеобразовательных учреждений в которых создана универсальная безбарьерная среда составляет всего 2,5%».

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений, должна составить не мене 20%.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы» предусмотрено формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Доступность(безбарьерность) – свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой

В соответствии с методическим пособием «Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг», разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, варианты организации доступности объекта могут быть следующие:

«А»доступность всех зон и помещений – универсальная

«Б»доступны специально выделенные участки и помещения

«ДУ»доступность условная: дополнительная помощь сотрудника, услуги на дому, дистанционно

«ВНД»не организована доступность

Таким образом, универсальной безбарьерной средойследует считать такую среду, которая обеспечивает получение образовательной услуги в учреждениях образования всем маломобильным категориям детей-инвалидов (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), предусматривает устройство общих универсальных путей движения и приспособления для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания.

В рамках данной темы адаптация(приспособление к новым условиям) понимается как приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения (создание условий доступности, безопасности, комфортности и информативности) посредством технических и организационных решений.

Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее – обычные образовательные учреждения), с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных учреждениях.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

По данным, представленным субъектами Российской Федерации, на начало 2009/10 учебного года необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" созданы в 3892 региональных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в 1226 обычных образовательных учреждениях, что составляет 2,5 процента общего количества региональных и муниципальных обычных образовательных учреждений.

Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в учреждениях образования. Почти все общеобразовательные учреждения полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы и дошкольные учреждения, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Кроме этого, дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей,

нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью – тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в общеобразовательное учреждение, потому что оно не оборудовано пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, независимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.).

Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и детских садов, их совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное - изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

10 июня 1994 г. на «Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество» в Саламанке (Испания) была

принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех» – учреждений, которые объединяют всех, учитывают индивидуальные различия детей, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям. Второй пункт Декларации гласит:«Каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний», «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей».

Обычные общеобразовательные учреждения с такой инклюзивной ор<

Наши рекомендации