Методика 5. Шкала эмоциональных проявлений ребенка
(Й. Шванцары) (экспертная оценка).
Цель: Изучение эмоциональных проявлений ребенка в группе детского сада.
Исследуемые показатели:
- Профиль эмоциональных проявлений ребенка с выделением негативных социальных эмоций.
Методика 6. Анкета для воспитателей (О.В. Суворова).
Цель: Изучение агрессивных проявлений старшего дошкольника.
Исследуемые показатели:
1. Обидчивость.
- Конфликтность.
- Общая агрессивность.
- Использование бранных слов
- Разрушительное отношение к чужому.
- Посягательство на чужое.
- Неадекватный гнев.
- Неадекватная физическая агрессия.
Методика 7. Беседа по картинкам (О.В. Суворова).
Цель: Изучение эмоционального и нормативного отношения дошкольников к ситуации агрессии со стороны сверстника.
Исследуемые показатели:
- Осознанное и эмоциональное отношение ребенка к ситуации агрессии.
- Особенности осознания социальных норм поведения в ситуации агрессии.
- Родительские установки на поведение в ситуации агрессии.
- Родительская оценка детской агрессии.
- Позиция ребенка в ситуации агрессии.
- Эмпатия дошкольника к сверстнику.
В результате исследования выделяются наиболее значимые предпосылки асоциального поведения. В нашем исследовании такими предпосылками явились:
· материнское отвержение;
· низкий уровень материнской эмпатии по отношению к ребенку;
· неосознаваемые родительские установки на использование силовых методов воспитания;
· неосознаваемая родительская установка на "разрешение" детям использовать силовые методы разрешения конфликтов со сверстниками;
· родительская установка на неконструктивные стратегии разрешения конфликта;
· непринятие ребенка детской группой;
· неконструктивные и деструктивные навыки взаимодействия ребенка со сверстниками.
Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у младших школьниковпроводился психологом Нижегородского ресурсного центра "Детство без насилия и жестокости" Бирюковой Людмилой Александровной и зав. кафедрой социальной психологии, педагогики и предметных методик начального образования Нижегородского государственного педагогического университета, д.психол.н., профессор, Сорокиной Татьяной Михайловной
Изучение психологических особенностей развития личности младшего школьника важно для своевременной коррекции и предотвращения серьезных нарушений в развитии личности.
Целью мониторинга является изучение разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис девиантного поведения. Это биологический, психологический и социальный факторы.
Биологические факторы – это, прежде всего, динамические свойства нервной системы, зрелость мозговых структур, соответствие уровня психического развития биологическому возрасту ребенка. Эти факторы влияют на особенности внимания, мыслительных операций, запоминания, владения речью, способность сидеть в течение всего урока и контролировать свое поведение.
Психологические факторы – это:
1. Сформированность учебной мотивации (желание учиться, познавать новое).
2. Степень эмоционально-волевой зрелости (развитость эмоционального контроля, умение соответствовать требованию учителя и учебной ситуации, иерархия ценностей).
3. Адекватное отношение к сверстникам, учителям, успехам и неудачам.
К социальным факторам, прежде всего, относятся:
1. Влияние семьи, которое определяется стилем воспитания, психологическим климатом семьи.
2. Социальный статус ребенка в школе.
В соответствии с особенностями психического развития ребенка в младшем школьном возрасте изучаются следующие факторы:
1) сформированность учебной мотивации;
2) иерархия ценностных ориентаций;
3) субъективная оценка (самооценка), оценка ребенка родителями и учителем;
4) роль семьи в психическом развитии ребенка;
5) эмоциональное отношение ребенка к значимым взрослым и явлениям, оказывающим влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста.
Причинами правонарушений младшего школьника являются:
1) Негативное воспитательное воздействие семьи (состав, тип воспитания, психологический климат).
2) Трудности во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками.
3) Трудности в выполнении школьных норм и правил поведения.
4) Трудности во владении учебной деятельности.
5) Негативное отношение учителя, неадекватный педагогический подход к младшему школьнику.
6) Эмоциональное отвержение, отрицательно отношение младшего школьника, многих явлений и понятий школьной ситуации.
Эти причины приводят к школьной дезадаптации и в развитии личности ребенка происходят в дальнейшем отклонение в поведении. Формируются негативные личностные качества, дальнейшее нарушение психического развития, приводящее к правонарушениям.
В соответствии с особенностями психического развития ребенка в младшем школьном возрасте изучались следующие факторы:
1) сформированность учебной мотивации;
2) иерархия ценностных ориентаций;
3) субъективная оценка (самооценка), оценка ребенка родителями и учителем;
4) роль семьи в психическом развитии ребенка;
5) эмоциональное отношение ребенка к значимым взрослым и явлениям, оказывающим влияние на развитие ребенка младшего школьного возраста.
Для этого был разработан диагностический комплекс, который включал в себя тестовые методики, опросники:
1) Анкета оценки уровня школьной мотивации (отношении к школе, учебной ситуации) Н. Г. Лусканова.
2) Кинетический рисунок семьи. Помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка; показывает, как ребенок воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
3) Цветопись. Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к значимым ему людям и явлениям.
4) Ценностные ориентации и самооценка младшего школьника (Дембо-Рубинштейн, модификация Габриян). Дети оценивают сами себя и субъективные представления оценки их со стороны значимых взрослых, родителей и учителей.
Также учитывалась экспертная оценка учителем показателей социально-психологической дезадаптации младшего школьника.
В результате проведенного исследования выявляются наиболее значимые факторы формирования асоциального поведения в младшем школьном возрасте и правонарушений. Наиболее значимыми предпосылками асоциального поведения по результатам нашего исследования явились:
1. снижение самооценки интеллекта им самим и по оценки учителя;
2. преобладание внешней учебной мотивации;
3. снижение оценки ребенка со стороны родителей и учителей;
4. нарушение взаимоотношений в семье и чувство неудовлетворенности ребенка семейной ситуацией;
5. эмоциональное отвержение, частичное принятие и частичное отвержение значимых взрослых: учителя, родителей;
6. негативное эмоциональное отношение детей младшего школьного возраста к таким значимым и важным явлениям как "школа", "урок";
7. высокие показатели социально-психологической дезадаптации младших школьников в ученической сфере и поведения в школе.
Мониторинг социально-психологических особенностей
Подростков «группы риска»
Мониторинг социально-психологических особенностей подростков «группы риска»проводился психологом Нижегородского ресурсного центра "Детство без насилия и жестокости", к.психол.н., доцентом кафедры психологии управления Нижегородского государственного педагогического университета, Глуздовой Ольгой Викторовной.
Дети «группы риска» - эта та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Учитывая определение понятия детей и подростков «группы риска», можно выделить следующие категории детей «группы риска»:
- несовершеннолетние правонарушители;
- беспризорные и безнадзорные дети подростки;
- дети – инвалиды;
- дети – сироты;
- дети и подростки, страдающие наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.
Анализ деятельности различных программ по работе с детьми «группы риска» позволяет достаточно четко определить представления об этих детях и подростках, как о целевой группе. Выяснение причин возникновения явлений безнадзорности, наркомании, правонарушений и т.д., а так же анализ особенностей детей – сирот и детей инвалидов, позволяет сделать вывод, что у всех этих категорий детей и подростков есть одна общая особенность, общий корень – социально – психологическая дезадаптация. Эта мысль не нова, многие педагоги, психологи, социологи обосновывают ее в своих исследованиях.
Исследование социально-психологических особенностей детей, подростков и семей «группы риска» включает в себя различные показатели, позволяющие выявить и проанализировать характер социально – психологической дезадаптации у подростков, как фактора риска криминального поведения. К этим показателям относятся:
· агрессивное поведение;
· личностная и ситуативная тревожность;
· неадекватная самооценка;
· нарушение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,
· неподчинение школьным нормам и правилам поведения и успеваемость.
Для проведения исследования применяются различные типы методик: тестовые; анкетирование; листы наблюдений и др.
Среди личностных и социально – психологических факторов риска криминального поведения в подростковом возрасте можно выделить следующие:
· активное агрессивное поведение. При этом необходимо заметить, что взрослые обращают внимание на активные формы агрессивного поведения, как на фактор риска, Наше исследование показало, что косвенные формы агрессии, которые менее наказуемы взрослыми и меньше обращают на себя внимание (ябедничание, высмеивание), также свидетельствуют о социально – психологическом неблагополучии подростка, как и активные формы (угрозы, оскорбления и др).
· заниженная самооценка;
· высокий уровень личностной и ситуативной тревожности (особенно в сочетании с высоким уровнем притязаний);
· негативное отношение к школе: частные пропуски уроков, неподчинение школьным правилам и т.д.
· нарушение взаимоотношений со взрослыми, выражающееся в форме неподчинения, активного протеста, частых конфликтов и т.д.
· нарушение взаимоотношений с одноклассниками: частые, затяжные конфликты, насилие по отношению к сверстникам.