Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у старших дошкольников, младших школьников

Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у старших дошкольников проводился в рамках проекта "Новые возможности" при поддержке Американского Совета по международным исследованиям и обменам (IREX) сотрудниками Нижегородского ресурсного центра "Детство без насилия и жестокости" к.психол.н., Васильевой Еленой Николаевной, и к.психол.н., Суворовой Ольгой Вениаминовной.

Проблема изучения предпосылок асоциального поведения у детей чрезвычайно актуальна для современной России. Отклоняющееся, асоциальное поведение возникает и проявляется, как правило, в подростковом возрасте, когда его коррекция затруднена.

Изучение предпосылок отклоняющегося поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет своевременно их скорректировать и предотвратить серьезные нарушения в развитии личности в последующих возрастах.

Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у старших дошкольников,направлен на изучение социально-психологических и индивидуальных детерминант, образующих предпосылки асоциального поведения в старшем дошкольном возрасте.

Под ранними предпосылками асоциального поведения у старших дошкольников мы понимаем трудности в развитии и поведении детей старшего дошкольного возраста, а именно, ряд негативных индивидуально-психологических особенностей личности и поведения старшего дошкольника, а также группу социально психологических факторов, способствующих их формированию и проявлению.

К негативным индивидуально-психологическим особенностям личности и поведения старшего дошкольника мы относим следующие характеристики:

1. агрессивность ребенка;

2. низкий уровень эмпатии к сверстникам;

3. деформированные социально-нравственные установки сознания ребенка;

4. поведенческие проблемы (например, насилие по отношению к другим, грубость, неуступчивость, неразвитые социальные навыки)

К социально-психологическим факторам становления агрессии и предпосылок асоциального поведения ребенка относят:

1. скверная, неблагоприятная атмосфера в семье (брань, насилие между родителями, дети представлены самому себе, демонстрация агрессии, обучение агрессии);

2. негативное отношение матери к своему ребенку (отвержение, эмоциональная сухость, негативизм, фрустрация);

3. снисходительное отношение родителей к агрессивным проявлениям ребенка;

4. использование родителями силовых дисциплинарных методов (обучение агрессии и фрустрация)

Сочетание неблагоприятных социально-психологических факторов (социальная детерминанта) и индивидуально психологических особенностей личности и поведения ребенка (индивидуальная детерминанта) образует предпосылки асоциального поведения у старших дошкольников.

Модель становления предпосылок асоциального поведения у старших дошкольников представлена на рис. 1.

Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у старших дошкольников, младших школьников - student2.ru Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у старших дошкольников, младших школьников - student2.ru Мониторинг по выявлению ранних психологических предпосылок асоциального поведения у старших дошкольников, младших школьников - student2.ru

В соответствии с моделью ранних предпосылок асоциального поведения, изучаются следующие социально-психологические (1) и индивидуальные (2) факторы:

(1)

· материнское принятие/отвержение ребенка и материнская эмпатия к ребенку;

· родительские установки на поведение в ситуации конфликтного взаимодействия со сверстниками;

· принятие/отвержение ребенка сверстниками.

(2)

· социально-нравственные установки на проведение в ситуации конфликтного взаимодействия со сверстниками;

· проявление эмпатии к сверстнику;

· проявление деструктивной агрессии в ситуации конфликтного взаимодействия со сверстниками.

Диагностическое исследование, проводимое в рамках мониторинга, представляет собой специально сконструированный комплекс, включающий в себя:

Методика 1. Анкета для родителей 1. (Е.И. Захарова).

Цель: Изучение родительского принятия / отвержения матерью ребенка.

Исследуемые показатели:

  1. Эмоциональное принятие матерью ребенка.
  2. Чувствительность, эмпатия матери по отношению к ребенку.
  3. Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия матери с ребенком.

Методика 2. Кинетический рисунок семьи.

Цель: Изучение эмоционального благополучия и микроклимата в семье.

Исследуемые показатели:

  1. Благоприятная / неблагоприятная семейная атмосфера.
  2. Конфликтность в семье.
  3. Враждебность в семье.

Наши рекомендации