Основные модели командной работы в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми

Насилие и жестокое обращение с детьми в настоящее время является проблемой, требующей применения знания и навыков специалистов разной профессиональной принадлежности: врачей, психологов, юристов, социальных работников, педагогов, работников правоохранительных органов и других служб. Конкретные формулировки, применяемые специалистами разных профессий в разных странах, могут различаться в деталях, однако, очевидно, что насилие над детьми – это междисциплинарная проблема, требующая комплексного и координированного ответа специалистов разных профессий. Ни один профессионал и ни одно изолированное ведомство не может решить эту проблему в одиночку, поскольку не может представлять юриста, врача, педагога, психолога, милиционера и других специалистов в одном лице.

В практике работы с социальными проблемами на Западе, среди которых выделяется и насилие по отношению к детям, существуют три основные модели командной работы (Б.Ю. Шапиро):

· мультидисциплинарная

· междисциплинарная (межпрофессиональная)

· трансдисциплинарная

Все эти три модели являются как бы эволюционным продолжением друг друга, но в тоже время каждая из них используется в практике специалистов как отдельная и самодостаточная.

Мультидисциплинарная команда

Одной из наиболее распространенных в зарубежной практике технологий является ведение случая так называемой «мультидисциплинарной командой», в состав которой практически всегда входит, наряду с социальными работниками, психолог.

Мультидисциплинарная команда характеризуется как совокупность независимых экспертов из различных дисциплинарных областей, которые руководствуются отдельным, независимым от других специалистов планом работы. Внутренние взаимосвязи в мультидисциплинарной команде нередко можно оценить «не вместе, но рядом». Во многих случаях это проведение социальной и психологической диагностики и консалтинга. Специалисты, входящие в мультидисциплинарную команду, представляют свои экспертные заключения по тому или иному случаю.

Руководство подобной командой в зарубежной практике всегда осуществляется социальным работником, который по своим функциональным обязанностям имеет больше возможностей взаимодействия с семьями.

Именно эта модель взята за основу в построении большинства отечественных социальных служб, в штат которых входят специалисты разного профиля (социальные работники, педагоги, психологи, юристы, медицинские работники).

Модель мультидисциплинарной команды является первой эволюционной ступенькой в концепции командной работы. Поэтому в ней существует много неясностей и пробелов. Негативные моменты связаны, главным образом, с проблемами организации и управления деятельностью мультидисциплинарной команды, разделения специалистами ответственности за результаты работы команды. Действия членов мультидисциплинарной команды по разрешению ситуации часто изолированы и не скоординированы.

Трансдисциплинарная команда

Трансдисциплинарная команда является следующим распространенным направлением в работе по решению социальных проблем. При трансдисциплинарном подходе члены команды взаимозаменяемы, так как каждый из них имеет базовое образование по той или иной специальности и, кроме того, знания и профессиональные навыки работы в различных областях (психология, юриспруденция и др.)

Создание команды по такому принципу имеет как позитивные, так и негативные моменты в организации.

Позитивные моменты:

· Работу со сложным случаем ведет один человек. Если ресурсов специалиста, «ведущего» работу с проблемной ситуацией, не хватает, то подключается «базовый» специалист.

· Экономия ресурсов всей команды.

Таким образом, с одной стороны сокращается численность штата, с другой - клиент освобождается от необходимости взаимодействовать со множеством людей. В итоге это приводит к следующему важному «плюсу»:

· Экономия финансов.

Негативные моменты:

· Единоличное принятие решений, влечет за собой возможность ошибки специалиста. По мере того, как растет необходимость принимать критические решения воздействующие на детей и семьи, увеличивается вероятность ошибочных решений. Неправильные решения могут стоить дорого и приводить к чрезмерно частому удалению/помещению вне дома ребенка или даже травмам и смертям детей.

· Каждый специалист, входящий в трансдисциплинарную команду, при рассмотрении сложной ситуации, так или иначе, посматривает ее через собственную личностную и профессиональную картину мира. Сталкиваясь с ситуацией, решение которой лежит вне его специализации, член команды будет использовать в большей степени методы, близкие к его профессии. Так, например, при ведении случая, где выявлено физическое насилие по отношению к ребенку в семье юрист может настаивать на скорейшем изъятии ребенка из семьи. Ведение подобного случая другим специалистом, например, психологом, привело бы, скорее всего, к изучению и пониманию эмоциональной привязанности ребенка к родственникам и, как следствие, к работе на сохранение целостности семьи (если нет прямой угрозы жизни и здоровью ребенка).

Таким образом, решения относительно безопасности детей сильно отличаются у одного специалиста от другого, даже среди тех, кто считается профессионалом в своей деятельности и экспертом в области защиты детей.

Междисциплинарная команда

В настоящее время признано, что при работе с проблемой насилия над детьми и пренебрежения их нуждами наиболее эффективным является междисциплинарный подход, при котором специалисты действуют как единая междисциплинарная команда. Отличительными особенностями такой команды являются:

· общее видение проблем ребенка/семьи;

· наличие общей цели деятельности;

· согласованность действий членов команды;

· взаимодополнение членов команды по функциям и ролям;

· наличие единых протоколов действий;

· групповая ответственность членов команды за результаты воздействий;

способность быстрого реагирования на ситуацию, в которую попал ребенок.

Основными функциями* междисциплинарных команд, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, являются следующие:

  • Информационно-аналитическая (собирает информацию по проблеме насилия и жестокого обращения в социуме, семье, образовательном и др. учреждениях);
  • Первичного приема ребенка (или иного заявителя) в связи со случаем жесткого обращения или насилия;
  • Организации комплексной практической помощи ребенку и семье;
  • Социального мониторинга детей, подростков и семей групп риска;
  • Организационно-профилактической работы (выступления перед родителями, выступления в трудовых коллективах, встречи с администрацией, выступления в СМИ, проведение конференций среди специалистов, акции по защите прав детей и т.д.)

Для решения задач, требующих нестандартных подходов, творческих идей или привлечения более обширной информации из разных областей, такая группа как междисциплинарная команда, оказывается более продуктивной за счет использования знаний и опыта из разных областей, которыми обладают ее члены.

Междисциплинарной команде легче избежать различных внешних влияний и возможного недоверия, как со стороны определенных социальных институтов, некоторой консервативной части представителей «своего» ведомства, так и со стороны возможных заказчиков и клиентов, нуждающихся в помощи сразу нескольких специалистов и ограниченных в возможности получения ее в силу различных обстоятельств. Решение, которое было бы труднее принять любому специалисту или представителю ведомства в одиночку из-за того, что на него будут влиять различные социальные институты или отдельные люди, может быть принято командой.

Если внутри междисциплинарной команды между представителями различных ведомств возникает непонимание или неприятие идей и взглядов в ходе групповых обсуждений, это лишний раз позволяет убедиться в том, что высказанная мысль не догма, а чье-то мнение, которое можно обсуждать и развивать. Таким образом, междисциплинарная команда, как группа представителей различных профессий, позволяет развивать у своих членов способность к объективному разностороннему рассмотрению поставленной проблемы.

Совместная работа представителей разных профессий – это эффективный инструмент преодоления сопротивления «чужим» идеям, которое может возникать при «параллельной» работе специалистов, когда они работают над решением одной и той же проблемы, каждый на своем месте.

Привлечение высокопрофессиональных специалистов из разных областей к разработке стратегии и тактики решения проблемы способно существенно снизить сопротивление, которое могут встретить действия специалиста или группы в любом «своем» ведомстве.

Если деятельность междисциплинарной команды встречает понимание и поддержку со стороны структур, представленных в команде, со стороны иных социальных институтов, то уровень включенности в работу каждого члена команды становится значительно выше как при постановке цели, так и в процессе решения проблемы, поскольку личностный ресурс не тратится на доказательство необходимости решения проблемы, что имеет место в случае индивидуального взаимодействия специалиста с этими структурами и социальными институтами.

Принципы и этапы создания междисциплинарной команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми

Поскольку насилие и жестокое обращение с детьми как феномен социальной жизни современного общества представляет собой комплексную проблему, то для решения ее наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов разной ведомственной принадлежности: образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов.

Междисциплинарная команда специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, имеет свою специфику, которая выражается, прежде всего, в ориентации на другого человека (как в работе с клиентом, так и в анализе принятия командных решений). Это предполагает наличие особых требований и условий взаимодействия, которые мы обозначаем как принципы создания подобных междисциплинарных команд:

- принцип системности означает, что создание служб многопрофильной помощи детям предполагает не только участие представителей разных профессий (психологов, педагогов, педиатров, юристов, социальных работников и др.), но и многочисленные, разнохарактерные отношения между ними;

- принцип целостности позволяет при создании таких команд учесть требование внутреннего и внешнего целевого единства данной организации;

- принцип добровольности определяет степень внутренней готовности членов команды, продуманность их решения заниматься деятельностью по оказанию помощи детям, подвергшимся насилию;

- принцип активности предполагает содержательную направленность действий каждого сотрудника с учетом его индивидуальных способностей;

- принцип открытости характеризует возможности создаваемой команды постоянно учитывать внутренние и внешние проблемы, способности привлекать к своей деятельности и охватывать ею самые разные слои общества;

- принцип развития учитывает возможные внутренние изменения команды, появление новых форм и способов ее существования;

- принцип диалогичности предполагает признание ценности и необходимости для достижения цели каждого члена команды;

- принцип диалектичности раскрывает внутренние причины самодвижения, самоорганизации службы многопрофильной помощи детям, поскольку любое насилие находится во взаимосвязи с жертвенностью. И даже в одном человеке, совершившем насилие, мы одновременно имеем дело и с жертвой.

Командообразование - это процесс целенаправленного формирова­ния особого способа взаимодействия людей в группе, позволяюще­го эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям команды.

Процесс командообразования проходит несколько стадий:

1. Этап формирования (стадия рабочей группы).

Этот этап характеризуется неопределенностью ролей и пробными действиями членами команды по решению задач и установлению взаимоотношений внутри группы. Обсуждение серьезных тем и открытое проявление чувств членами команды избегаются. Руководящие указания могут быть неясными, цели и ожидания неясны, выполняется очень мало работы.

2. Этап контрнезависимости и конфликта (стадия псевдокоманды).

Для данного этапа характерно проявление конфликта, соперничество за лидерство между членами команды. Цели и роли в группе по-прежнему могут быть неясны, что порождает враждебность, и приводит к достаточно низкой эффективности в деятельности.

3. Этап выработки норм и правил продуктивного поведения (стадия потенциальной команды).

К этому этапу снижается конфликтность в группе, появляется чувство командной компетентности, принадлежности и гордости, удовольствие от совместной работы. Эффективность решения задач на этой стадии развития команды можно обозначить в диапазоне от от средней до высокой. Но члены команды еще не полностью не посвящают себя достижению командной цели и решению текущих задач.

4. Этап сотрудничества, или рабочий этап (стадия реальной команды).

Члены команды работают в полную силу и взаимозависимы, команда чрезвычайно гибко самоорганизуется, нововведения и экспериментирование при решении проблем, понимание друг друга без слов, постоянный личностный рост, высокая степень производительности.

Создание команд требует времени и терпения. Причем данная процедура не видна явно, как традиционные финансовые или технологические нововведения. При создании команд важно помнить, что команды – это живые организмы. Они рождаются, растут и развиваются, становятся более зрелыми и умирают естественным путем.

В целом, развитие команды представляется как естественный процесс. Однако этот процесс можно значительно ускорить, применяя различные современные тех­нологии работы с группой, которые позволяют развить навыки ко­мандного взаимодействия, способности принимать решения и т.д. Бо­лее того, его можно направить в том направлении, в котором требует­ся.

Алгоритм создания и управления междисциплинарной командой специалистов, работающих в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми

Для эффективной реализации междисциплинарного подхода и создания действенной команды из специалистов различных ведомств, разработан алгоритм создания и управления междисциплинарной командой специалистов, работающих в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми.Он включает в себя следующиемодули:

1.Формулирование цели*. Командная работа возможна лишь в том случае, когда каждый член команды понимает значимость, разделяет и способствует достижению целей команды.

Междисциплинарная команда специалистов помощи детям – это группа профессионалов из различных ведомств, работающих скоординировано с целью более эффективного ответа на проблему насилия и пренебрежения нуждами детей, для развития профилактики и понимания общественностью проблемы, а также для оптимальной работы с конкретными случаями.

2. Создание структуры междисциплинарной команды.

Данный модульвключает в себя определение качественного оптимального состава междисциплинарной команды.

Междисциплинарная команда специалистов работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения - это небольшая группа людей с комплиментарными (дополняющими друг друга) навыками, объединённая общей целью, идеологией и методологией, общими задачами, для реализации которых команда поддерживает внутри себя взаимную коллективную ответственность (Б.Ю. Шапиро).

В настоящий момент наиболее оптимальный состав междисциплинарной команды, работающей по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, представлен следующими специалистами:

  • Педагоги;
  • Психологи;
  • Врачи (педиатры, детские психиатры, невропатологи);
  • Средний медицинский персонал детских больниц и поликлиник;
  • Инспектора по делам несовершеннолетних;
  • Социальные работники, социальные педагоги;
  • Юристы (суд, прокуратура, адвокатура).

Работая на своих основных местах работы, эти специалисты объединены в междисциплинарные профессиональные команды.

Цель организации междисциплинарной команды специалистов-не превратить милиционера в психолога, социального работника во врача и т.п., а развить сотрудничество и скоординированную работу профессионалов в интересах ребенка.

Организация профессионального взаимодействия специалистов, объединенных в команду, имеет существенные преимущества по сравнению с организаций параллельного взаимодействия нескольких служб и ведомств.

Междисциплинарное взаимодействие в команде позволяет использовать значительно больше разнообразных подходов к изучению проблемы или ее решению, чем может предложить специалист или группа специалистов любого ведомства, работая в одиночку. Обмен профессиональными представлениями, взглядами, мнениями, оценками стимулирует генерацию значительного количества разнообразных идей, качественных прогнозов.

Члены междисциплинарной команды могут быть высокопрофессиональными специалистами, однако, в ряде случаев ни один из них не имеет достаточно знаний или умений для успешного решения задачи в одиночку. Междисциплинарная команда, аккумулируя и интегрируя интеллектуальный и профессиональный потенциал всех своих членов, в результате обладает более обширными знаниями, умениями и навыками, чем отдельный специалист или группа специалистов определенной отрасли.

3.Создание условий для эффективной коммуникации и установление стандартов взаимодействия в междисциплинарной команде

Несомненно, что основными факторами успешной деятельности междисциплинарной команды являются координация и постоянная связь, четкое планирование и гибкость в совместной работе, постоянные контакты между специалистами, как в организационном, так и в содержательном аспектах. Поэтому членам команды важно договориться о групповых нормах, о процедуре принятия решения в текущих делах и в чрезвычайных обстоятельствах, о способах решения конфликтов.

Междисциплинарная команда характеризуется определенным порядком взаимодействия и построения согласия. Поэтому при создании команды необходимо провести серию мероприятий, чтобы помочь членам команды лучше узнать друг друга, провести обучающие семинары для создания общего информационного поля для дальнейшей совместной работы команды.

Действующая междисциплинарная команда проводит регулярные встречи, которые происходят по плану обычно 1-2 раза в месяц.

При работе с клиентом междисциплинарные команды чаще всего проходят следующие этапы:

1) рассмотрение случая насилия или пренебрежения нуждами ребенка, обмен мнениями;

2) распределение обязанностей между членами, оценка ситуации и планирование вмешательства;

3) вмешательство;

4) анализ проделанной работы;

5) завершение работы.

Некоторые команды придерживаются одной стратегии работы с клиентами; другие – разрабатывают разные – для определенных групп клиентов. Но вместе с тем, существуют общие типы стратеги работы с клиентами (Б.Ю. Шапиро):

· Стратегия параллельных действий. Каждый член команды имеет собственную стратегию, деятельность профессионалов координируется с помощью встреч членов команды.

· Стратегия «почтового ящика». Члены команды собираются для совместной работы, получая приглашение от лидера команды, который, в свою очередь, получил запрос от клиента. Далее случай может вести один из профессионалов, не обращаясь за помощью к группе.

· Стратегия приема и распределения. Команда вырабатывает решение, основываясь на первичном анализе ситуации, и переадресовывает решение проблемы одному из членов команды.

· Стратегия приема, обследования и распределения.Перед тем как решить, необходимо ли вмешательство в ситуацию клиента, и если необходимо, то какое, группа проводит полное обследование случая. Далее на уровне группы решается вопрос о том, кто из членов команды будет вести данный случай.

· Стратегия приема, обследования, распределения и анализа. При использовании данной стратегии после этапа вмешательства включается этап анализа. Анализ проблемы заключается в отчете члена группы, ответственного за данный случай, о ситуации в семье, о результатах взаимодействия с семьей, потребностях ребенка и других членах его семьи, и рекомендациях на будущее. Получив подобную информацию, междисциплинарная команда решает, стоит ли продолжить работу по данной проблеме.

· Смешанная параллельная модель. Взаимодействие междисциплинарной команды и независимых профессионалов, которые могут включаться в общую деятельность на различных этапах.

Таким образом, встречи специалистов представляют собой главным образом обсуждение случаев. На собрания для получения более подробной и точной информации могут приглашаться члены семьи, которым необходима помощь по специфике деятельности команды. Это не является обязательным условием, поэтому клиенты могут встречаться либо со всей командой, либо с отдельными ее представителями в зависимости от ситуации и сложности случая. Но выделяются случаи, когда встреча команды или ее отдельных специалистов с семьей и ребенком имеет особое значение.

Ключевым компонентом сбора информации о ситуации насилия над ребенком является проведение интервью с ним. От того, насколько грамотно и конфиденциально оно будет проведено, зависит благополучие и психологическое здоровье ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Каждый специалист не зависимо от того, является ли он членом междисциплинарной команды, или работает в ведомстве или организации принимающей заявления о насилии над детьми, должен ответить себе на несколько вопросов:

  • Что происходит с ребенком, если он должен повторять свою историю снова и снова при проведении параллельного расследования?
  • Что происходит с самой историей?
  • Кому от этого лучше?

Параллельное расследование в нескольких учреждениях и несколькими специалистами может привести ко вторичной травматизации уже травматизированного ребенка.

Эффективные коммуникации, согласованные действия членов междисциплинарной команды между собой и со специалистами, работающими в различных ведомственных организациях, особенно важны в экстренной ситуации, когда от специалистов требуется немедленное реагирование и помощь ребенку, столкнувшемуся с насилием и жестоким обращением.

Специалист (педагог, воспитатель, врач, школьный психолог и др.), сталкиваясь со случаем насилия, совершенным в отношении ребенка сообщает о сложившейся ситуации в междисциплинарную команду (центр, службу).

 
 
Основные модели командной работы в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми - student2.ru

Сообщение может поступать в междисциплинарную команду по телефону или при очном обращении, где принимающим сообщение является любой из специалистов, входящих в междисциплинарную команду. Данные специалисты проходят специальную подготовку по определению индикаторов насильственного поведения по отношению к ребенку, приему и ведению случая насилия и жестокого обращения с детьми, проведению интервью с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

После поступления сообщения о случае и сбора первичной информации специалистом команды о ситуации насилия и жестокого обращения проводится собрание междисциплинарной команды. На совещании междисциплинарной команды принимается решение о ведении случая: назначается менеджер случая (как правило – это социальный работник хорошо знающий ситуацию в семье и имеющий доступ в нее), рассматриваются варианты дальнейшего пребывания ребенка в семье, разрабатываются шаги медицинской, юридической, психологической, социальной помощи ребенку, в зависимости от сложившейся ситуации и т.п.

Основные модели командной работы в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми - student2.ru

Наличие разнообразных специалистов позволяет производить максимально точную экспертную оценку ситуации клиента, предлагать больший выбор услуг и успешно преодолевать возникающие межведомственные барьеры. Команда для оказания более качественных услуг клиенту может вступать во взаимодействие, с какими – либо другими службами или передавать им роль лидера в оказании целевых услуг (пример: нарколог, детский гинеколог)

Вероятно самое критическое решение, с которым сталкиваются специалисты междисциплинарной команды – это оставлять ли ребенка, подвергшегося насилию или пренебрежению нуждами дома при обеспечении семье помощи, уменьшающий риск вреда.

 
 
Основные модели командной работы в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми - student2.ru

Это трудное решение, которое влияет на безопасность детей, их долговременное психологическое развитие, функционирование семьи, ответственность работников, и профессиональное «лицо» специалистов междисциплинарной команды. Как показало большое национальное исследование принятия решений службой защиты детей проведенное в США, до настоящего времени нет полного согласия среди работников служб защиты детей и экспертов в отношении решения на перемещение ребенка из дома (Rossi et. al., 1996). К сожалению, исследование показало, что шансы того, что ребенок будет перемещен из семьи, варьируют в значительной степени в зависимости от того, к какому конкретному работнику попадет этот случай.

Для решения этой проблемы используется протокол оценки безопасности. Когда проводящий расследование член междисциплинарной команды или работник службы защиты детей впервые контактирует с семьей, он должен оценить есть ли какие-либо факторы, которые угрожают безопасности ребенка. При принятии решений оценка безопасности обычно содержит три части. Первая, это лист потенциальных угроз ребенку в семье. Это условия, которые указывают на опасность немедленного вреда для ребенка. Рисунок 1 показывает пример первой секции оценки безопасности. Вторая секция – это определение краткосрочных вмешательств, выбранных работником (например, наблюдение родственника или соседа), которые представляют собой план безопасности. Третья секция – это просто запись окончательного решения.

Оценка безопасности должна быть завершена в течение первого личного контакта с семьей работника, проводящего расследование. Если есть вопросы безопасности, специалистам междисциплинарной команды указывается рассмотреть серию потенциальных вмешательств внутри дома, начиная с менее ограничительных. Если вмешательства внутри дома недоступны, отвергаются или недостаточны для того, чтобы смягчить выявленные проблемы безопасности, помещение вне дома встает как единственная альтернатива. Все защитные перемещения ребенка основываются на установлении фактов, свидетельствующих, что вмешательства внутри дома не обеспечат безопасности ребенка.

Модель принятия решения в ситуации насилия над ребенком проводит ясное разделение между вопросами безопасности и вопросами риска. Термин безопасность относится к немедленной опасности для ребенка и шагам, необходимым, чтобы обеспечить немедленную, краткосрочную защиту. В противоположность этому, риск относится к вероятности того, что тот кто осуществляет уход за ребенком, снова совершит насилие или будет пренебрегать нуждами ребенка в будущем.

Секция 1: Оценка безопасности (пример)

Семья (Имя и фамилия регистрации случая)________________Номер дела семьи____

Район__________ Офис _________ ФИО работника___________

Дата заявления в органы защиты детей ______Дата заполнения данной формы_________

Оценка (отметьте одно): ___ Первоначальная ___ Пересмотр

Секция 1: Оценка безопасности

Часть А. Определение фактора безопасности

Указания: Факторы на данном листе - это поведение или условия, которые могут быть ассоциированы с тем, что ребенок находится под немедленной угрозой серьезного вреда. Определите присутствие или отсутствие каждого фактора, обведя «Да» или «Нет». Внимание: уязвимость/беспомощность каждого ребенка должна приниматься во внимание в процессе оценки. Дети в возрасте 0 – 6 лет не могут защитить самих себя. Более старшие дети могут оказаться неспособны защитить себя вследствие сниженной психической или физической способности или того, что они неоднократно оказывались жертвой насилия.

1. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) проявляет насилие или не контролирует свое поведение по отношению к ребенку.
2. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) описывает или ведет себя по отношению к ребенку преимущественно негативно или имеет крайне нереалистичные ожидания.
3. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) причинил серьезный физический вред ребенку или правдоподобно угрожал нанести серьезный физический вред.
4. Да Нет Семья отказывается предоставить работнику доступ к ребенку или есть причины думать, что семья собирается бежать и/или местонахождение ребенка не может быть установлено.
5. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) не обеспечивает или не будет обеспечивать наблюдение, необходимое для того, чтобы защитить ребенка от потенциально серьезного вреда.
6. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) не способен или не хочет обеспечить неотложные потребности ребенка в еде, одежде, приюте, и/или медицинской или психологической помощи.
7. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) ранее подвергнул насилию или пренебрежению какого-либо ребенка, и тяжесть плохого обращения или реакция родителя на предыдущий случай/и указывает, что безопасность ребенка немедленно представляет беспокойство.
8. Да Нет Ребенок боится родителя/ей (лицо заменяющее), других членов семьи или других людей живущих в доме, или имеющих доступ к дому.
9. Да Нет Физические условия в которых живет ребенок опасные и представляют немедленную угрозу.
10. Да Нет Подозревается сексуальное насилие над ребенком, и обстоятельства указывают, что безопасность ребенка может вызывать немедленное беспокойство.
11. Да Нет Злоупотребеление родителя (лица заменяющего) алкоголем или наркотиками/токсическими веществами серьезно нарушает его/ее способность наблюдать, заботиться или защищать ребенка.
12. Да Нет Другое (Указать что)______________________________________________

Наши рекомендации