Защита детей в системе законодательства США
Насилие над детьми и пренебрежение их нуждами наиболее часто совершают не посторонние лица, а родители или лица их заменяющие.
Развитие знаний и общества привели к тому, что отношение к детям, понимание их прав и обязанностей общества по отношению к ним существенно изменилось. Отношение к детям, как не имеющим собственных прав, могущих подвергаться оскорблениям и эксплуатации, и находящихся в полной власти родителей, изменилось. В настоящее время защита детей от насилия и обеспечение полноценного развития ребенка находятся под охраной общества. Ожидается, что родители или лица/органы их заменяющие будут соблюдать, по крайней мере, минимальные стандарты заботы о ребенке. Если родители не выполняют этого, то общество, в лице уполномоченных служб, вмешивается, защищая интересы ребенка.
С этой целью принимаются законы, а также положение и процедуры, обеспечивающие их выполнение. Международные организации, в частности Организация Объединенных Наций, разрабатывают и принимают международные нормы, например Конвенцию ООН о правах ребенка, которые являются руководством для правительств стран международного сообщества.
Насилие по отношению к детям и защита от посягательств посторонних или воспитателей, занимающихся детьми в рамках своих служебных обязанностей, как правило, рассматривается в криминальном законодательстве, в то время как действия родителей или лиц их заменяющих (опекуны, лица с которыми живет ребенок и под опекой которых находится) рассматриваются гражданским законодательством. Определенные действия родителей (например, физическое насилие, повлекшее смерть ребенка или тяжелые увечья) могут рассматриваться и гражданским и криминальным судом. Задача криминального рассмотрения – определение виновности и наказание преступника, в то время, как основная задача гражданского законодательства – защита ребенка и обеспечение его интересов.
Действующее законодательство оказывает влияние на практику защиты детей. В Америке право принимать законы разделяется между правительствами на федеральном уровне, уровне штата (субъекта федерации) и местного правительства. Конституция государства определяет компетенцию федерального правительства и определяет взаимоотношения с субъектами федерации. Согласно Конституции США, сферы законодательства федерального правительства ограничиваются и значительная часть полномочий передана на уровень правительства штатов. Федеральное правительство регулирует обеспечение общих аспектов общественной жизни, например, таких как обеспечение защиты государства, почтовые услуги, обеспечение общего благосостояния (благополучия).
*При подготовке этого раздела были использованы материалы Myers, J. (2002)The Legal System and Child Protection. The APSAC Handbook on Child Maltreatment. Sage Publications.
Конституция США не делегирует федеральному правительству ответственность за защиту детей. Несмотря на это, федеральное правительство имеет колоссальное влияние на политику в отношении насилия над детьми и практику, как на уровне штатов, так и на местном уровне. В 1974 году Конгресс США принял Закон о Действиях по Предупреждению и Лечению Насилия над Детьми (Child Abuse Prevention and Treatment Act, далее – CAPTA). Согласно CAPTA выделяются миллионы долларов на поддержку штатов в их действиях по защите детей. Для того, чтобы получить CAPTA средства, штаты должны выполнять определенные требования. В частности – привести законы штатов по заявлению случаев насилия над детьми в соответствие с федеральными стандартами.
В 1980 году Конгресс принял Закон о Действиях по Помощи в Усыновлении и Обеспечении Благополучия Ребенка, который гласит, что в осуществлении разумных действий, здоровье и безопасность ребенка должны быть первостепенной заботой (42 США § 671 (а) (15) (А)). Законы штатов в США за последние 25 лет базируются на федеральных законах и положениях. Конгресс не разрабатывает, не принимает законов, определяющих благополучие детей в отдельных штатах или районах. Это дело законодательных органов штатов и местной власти. В то же время Конгресс имеет конституционное право распределять и направлять федеральные средства на программы в интересах благополучия нации. Таким образом, Конгресс влияет на политику и практику в отношении детей, предоставляя федеральные средства тем штатам, которые соглашаются выполнить условия, установленные Конгрессом.
Таким образом, в области защиты детей федеральные законы – это законы распределения средств. Например, САРТА обеспечивает миллионы долларов тем штатам, которые готовы выполнять требования САРТА. Закон о Действиях по усыновлению требует от штатов, которые получают федеральные средства, способствовать воссоединению ребенка с семьей либо на постоянное проживание в сроки, установленные на федеральном уровне.
В свою очередь, штаты не обязаны принимать федеральные средства. Теоретически штат может отказаться от средств и не выполнять предписаний федерального законодательства в отношении защиты детей. Однако, принимая во внимание крайне высокие затраты, требуемые на защиту детей, все 50 штатов принимают федеральные средства на защиту детей и выполняют связанные с этим требования.