Поведенческие индикаторы совершения сексуального насилия над ребенком
Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим изменениям у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей. Сексуально оскорбительные действия наносят детям глубокую травму, и реакция на нее может проявляться различными способами. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большой мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. Поскольку эти изменения в поведении — прежде всего реакции на стрессы, а не на злоупотребление непосредственно, может быть трудно распознать их основную причину, так как такие изменения могут возникнуть и под влиянием других стрессовых ситуаций, например, смерть родителя или друга, развод. Ниже приводятся поведенческие изменения, которые должны вызвать подозрение специалистов и взрослых и которые побуждают дальнейшие исследования для распознавания сексуального насилия.
Наблюдение, сообщения от других людей, регрессивное поведение (то есть возвращение к более ранним формам поведения, которые уже были преодолены с возрастом), особенно у маленьких детей (например, недержание мочи или сосание большого пальца ребенком, который ранее уже отделался от этих проблем, являются такими показателями).
Фобии или страхи, имеющие внезапное начало, особенно боязнь темноты, мужчин, незнакомых; или страх особых ситуаций или действий (например, ребенок необъяснимо боится выходить из дома или не хочет оставаться дома вечером с приходящей няней
Ребенка, который боится идти в какое-то конкретное место, или боится быть вместе с каким-то конкретным человеком, не следует принуждать это делать даже без малейших расспрашиваний.
Побег из дома — наиболее частая и понятная реакция в случаях инцеста. Некоторые дети убегают из дому, для того, чтобы навсегда покинуть дом, где с ними жестоко обращались. К сожалению, бегство из дома может оказаться не менее опасной альтернативой. Много молодых беглецов, для того чтобы прожить, вынуждены заниматься проституцией, поскольку их опыт и навыки для выполнения какой -то другой работы являются очень ограниченными. Много подростков – беглецов говорят, что проституция была для них единственной возможностью заработать деньги, защитить себя от опасностей улицы и сохранить свою независимость от дома.
Несоответствующее возрастное поведение. Часто оказывается, что жертвы сексуального насилия много знают о сексе. Иногда мы приходим к неправильному выводу, что они получили эти знания вследствие частого просмотра порнографических фильмов или когда наблюдали за своими родителями во время полового акта. У детей, которые стали жертвами сексуального насилия, присутствует несоответствующее их возрасту понимание половых актов. Не удивительно услышать от учителей, что некоторые дети разговаривают о половых актах или стараются продемонстрировать вместе с другими людьми некоторые из них; такие дети целиком могут оказаться жертвами сексуального насилия.
Внезапное появление проблем, связанных с сексом: чрезмерная мастурбация или мастурбация в общественном месте, несоответствующие возрасту сексуальные игры, промискуитет или чрезмерно соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола.
Злоупотребление алкоголем или наркотиками для подъема настроения. Подростки часто склонны к тому, чтобы искать спасение от оскорбительных для них обстоятельств с помощью подобных средств.
Глубокие и быстрые личностные изменения, которые могут включать выраженную депрессию, враждебность и агрессию (часто сопровождаемых социальным уходом); суицидальные попытки или мысли.
У ребенка может проявляться самоповреждающее поведение — у 39% жертв пережитого насилия, — в основе которого могут быть следующие когнитивные искажения:
· потребность в самонаказании, снятии чувства вины:"Я плохой";
· способ удостовериться, что "живой";
· способ привлечения внимание к своей беде.
Проблемы с обучением. Многие дети, испытавшие жестокое обращение, плохо учатся в школе. В голове у них много разных мыслей, и поэтому им, возможно, тяжело сосредоточиться. Иногда дети засыпают в классе, поскольку они не спят ночью. Некоторые дети, наоборот, используют свои академические достижения, для того, чтобы припрятать жестокое обращение. Женщина, которая в детстве стала жертвой насилия, рассказывает, что она училась в школе лишь на пятерки, так, чтобы каждый думал, что у нее все обстоит благополучно. Она считала, что если у нее будут плохие оценки, то кто-то мог бы понять, что с ней что-то не так.
Реакция на сексуальное насилие во многом зависит от возраста ребенка, попавшего в эту ситуацию.
Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, подвергшихся сексуальному насилию.
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; большое количество страхов; регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста); несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; нервно-психические расстройства, возникшие без видимой причины.
Дети младшего школьного возраста: низкая успеваемость; замкнутость, стремление к уединению; изменение ролевого поведения (ребенок берет на себя функции родителя); ухудшение взаимоотношений со сверстниками; несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение; стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия; побеги из дома или институциональных учреждений; низкая самооценка; угроза и попытки самоубийства; употребление наркотиков и алкоголя; проституция или беспорядочные половые связи; жалобы на боли в животе.