Специфика физического насилия и его последствия

Физическое насилие - преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Физическое насилие может осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Физическое насилие может проявляться в виде совершения действий, которые причиняют вред здоровью или угрозу жизни ребенка: выставляют в мороз на улицу без теплой одежды; раздевают маленького ребенка и оставляют настежь двери и окна в доме; запирают на длительное время (в кладовке, туалете), лишая еды и питья и т.д. Кроме того, к физическому насилию можно отнести такие действия, как грубое нарушение необходимого режима: например, ребенка часто будят ночью, заставляя выполнять какие либо приказы и др.

Физическое насилие - одна из самых распространенных форм насилия над детьми. В нашей стране физические наказания до сих пор являются обычной практикой. До сих пор многим кажутся допустимыми и оправданными наказания ребенка за провинности ремнем, пощечины, подзатыльники, тычки, избиение различными, случайно оказавшимися под рукой предметами: сковородками, шнурами и т.п.
Само слово «насилие» вызывает ассоциацию с насильником – монстром, получающим удовольствие от страданий своей жертвы, а семья, в которой такое происходит представляется крайне деструктивной и часто алкоголизированной. Действительно, детей регулярно избивают в подавляющем большинстве алкоголизирующихся, экономически, психологически и социально неблагополучных семей. Однако факты физического насилия над ребенком не редки, в обычных, «благополучных» семьях. Если в случае пьющих родителей знакомые, соседи или родственники еще могут привести ребенка в соответствующее учреждение, чтобы помочь ему, то рядом с ребенком из непьющей семьи зачастую нет никого, кто бы мог вмешаться.
Дети, которых наказывают за проступок, считают себя виноватыми, или боятся, что их обвинят. «Вмешаться» в жизнь такой семьи и помочь ребенку подчас становиться невозможным. Нередко окружающие считают, что «родители вправе воспитывать ребенка так, как считают нужным», а сами родители, применяющие физическое наказание - что помогают ребенку «набраться ума-разума».

Достаточно часто родители непреднамеренно используют физическое насилие: из желания сделать как лучше, в состоянии сильного гнева, раздражения, стресса. Стресс, фрустрация становится предпосылкой к агрессии взрослого по отношению к ребенку, и является одной из причин применения физических наказаний. Исследования показывают, что фрустрация часто провоцирует агрессию, но все же создание ребенком «помех» родителю, не всегда приводит к тому, что последний жестоко наказывает ребенка, чаще кроме высокого уровня стресса этому способствуют определенные личностные особенности взрослого: сниженный уровень самоконтроля, раздражительность, иногда неадекватная самооценка, стремление к доминированию и др. В случаях, когда нарушение поведения ребенка обусловлено другими причинами (особенностями развития, например, гиперактивность), физическое насилие только усугубляет проблему. В результате образовывается замкнутый круг: нарушение поведения ребенка - физическое насилие по отношению к нему – усиление поведенческих нарушений.

Физические последствия таких избиений, как правило, не столь страшны, а психологические не осознаются. Между тем, каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый, а частые сопутствующие наказанию утверждения, что это делается «для твоей же пользы», эмоционально не воспринимаются. Дети, с которыми так обращаются, лишены неоценимого чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка.

Как показывают исследования до 90% людей воспринимают физическое насилие как меру воспитания. Наказывают как правило родственники мужского пола. До 10 % детей получают тяжелые травмы, при этом 10% - в возрасте до 2-х лет.

Самый высокий процент детей, пострадавших от физического насилия в семье, приходится на подростковый возраст (12-17 лет). Низший уровень отмечается у дошкольников (до 5 лет).

Ребенок, подвергшийся физическому насилию получает информацию от значимых для него людей (и, прежде всего, на невербальном уровне) о том, что:


• люди, которые меня больше всего любят - это те, которые меня бьют.
• у меня есть право бить других членов семьи.
• я могу применять физическое насилие, когда другие методы воздействия не действуют.

В детском возрасте последствия жестокого обращения, в основном, выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита. У многих детей, которых физически наказывали, выявляется энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п. Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение.

В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.

Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же, как и большинство жертв жизненных травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию. Следующие черты характеризуют взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве, и его семью:

· хаотичная или дезорганизованная семья;

· жестокость, насилие, неумение проявлять заботу в семье;

· потеря интереса к ребенку в семье или его неприятие;

· низкое качество общения членов семьи между собой;

· саморазрушающее поведение.

Выявление применения физического насилия по отношению к ребенку

Проблема физического насилия по отношению к детям со стороны родителей достаточно редко является непосредственной причиной обращений к каким-либо специалистам. Чаще насилие обнаруживается в процессе работы с другими проблемами: нарушениями поведения, школьной дезадаптацией, конфликтами в семье и др. Инициаторами обращения в таких случаях обычно выступают родители, сами дети редко обращаются за помощью.

В большинстве случаев при обращениях по поводу проблем с поведением или учебой выявляется, что родители используют «обычные» наказания ремнем, подзатыльниками, шлепками и т.п. Практика такого рода обращения с ребенком почти закономерно приводит к появлению нарушений у ребенка в других сферах его жизни – в школе, общении со сверстниками, - либо к усугублению уже имеющихся проблем.

Однако в последнее время участились случаи выявления более жестокого обращения с детьми. Когда наказания становятся опасными для жизни и здоровья ребенка, выходят за рамки семьи, по поводу детей обращаются знакомые, родственники, родители одноклассников и т.п.

Общими особенностями для той и для другой категории случаев физического насилия являются некоторые особенности родителей:

· неспособность родителей справится с ситуацией,

· отсутствие критики к собственным действиям,

· повышенная ориентировка на нормативность без попытки понять, что происходит с ребенком: «в нашем доме не было воров», «он только так что-нибудь понимает», «его побьешь - он как шелковый» и т.д.

В процессе работы с родителями часто выявлялись наличие физических наказаний или бытового насилия в детстве (например, конфликты между родителями с применением силы). Интересно, что даже во взрослом возрасте физические наказания со стороны родителей, мало рефлексируются, к ним сохраняется некритичное отношение. Наказания, как правило, являются лишь одним из факторов деформации семейных отношений. Паттерн поколений является одним из наиболее сильных механизмов формирования склонности человека применять физическое насилие по отношению к своим детям.

При выявлении физического насилия по отношению к ребенку помощь ведется в трех направлениях:

· медицинская – заживление травм;

· психотерапевтическая – и для жертвы, и для насильника.

· социальная – разделение насильника и жертвы (хотя бы временно);

При всех обращениях, когда выявляется физическое насилие, одной из важнейших задач является диагностика случая и оценка необходимой степени интервенции. Очень важен при этом возраст детей: чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в защите. Во всех случаях, когда угроза физическому и психическому здоровью ребенка достаточно высока, основное усилие должно быть сконцентрировано на обеспечении безопасности ребенка, вплоть до изъятия его из семьи.

Однако учреждения, оказывающие помощь таким детям, должны учитывать не только актуальную ситуацию, но, принимая решения, думать о будущем жизнеустройстве ребенка. Изъятие ребенка из семьи само по себе может быть причиной психологической травмы для ребенка. Кроме того, ребенок, подвергшийся насилию и получивший физическую и психологическую травму, без проведения реабилитационных мероприятий сразу поступает в учреждение интернатного типа. Отсутствие реабилитационной работы, достаточного количества тепла и внимания, а также то, что он может подвергаться насилию со стороны сверстников или старших ребят лишь ухудшает ситуацию.

Изменившийся семейный статус также вызывает растерянность и тревогу, так как дети обычно не представляют, как решится их дальнейшая судьба и от чего она зависит. Часто ребенок чувствует себя виноватым перед родителями, что усугубляет травматизацию.
Таким образом, на практике изъятие ребенка из семьи нередко приводит к тому, что он либо поступает в детский дом, что часто является ухудшением его ситуации, либо возвращается в семью, где мало что изменилось. При этом родители часто начинают испытывают еще больше негативных чувств к ребенку; из-за которого, по их мнению, они выглядят в глазах окружающих как плохие родители.
Вместе с тем, без изъятия ребенка из семьи помощь зачастую оказать невозможно.

Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком являются

В качестве медицинских маркеров физического насилия над ребенком выделяют прежде всего различные виды травм и повреждений (раны, синяки, ссадины, ущипы, ожоги, сотрясения мозга и т.д.)

разные по времени возникновения;
- в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
- непонятного происхождения;
- имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута).

А также нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность, которая происходит при повреждении любых органов тела.

Наши рекомендации