В таблице 1 представлены признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе.

Таблица 1. Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
. Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаляющие от близких   2. Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам   3. Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток   4. Посещение врача без очевидной необходимости   5. Расставание с дорогими вещами или деньгами   6. Приобретение средств для совершения суицида   7. Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу   8. Пренебрежение внешним видом   9. «Тунельное» сознание 1. Уверения в беспомощности и зависимости от других 2. Прощание   3. Разговоры или шутки о желании умереть   4. Сообщение о конкретном плане суицида   5. Двойственная оценка значимых событий   6. Медленная, маловырази- тельная речь   7. Высказывания самообвинения   1. Амбивалентность   2. Беспомощность — безнадежность   3. Переживание горя   4. Признаки депрессии: нарушение сна или аппетита, повышенная возбудимость, отгороженность, отсутствие удовлетворения, печаль   5. Вина или ощущение неудачи, поражения   6. Чрезмерные опасения или страхи   7. Чувство собственной малозначимости   8. Рассеянность или растерянность  

Во многих странах мира драматически растет число суицидальных попыток. У взрослых они предположительно соотносятся как 6-10 к 1,тогда как у подростков как 50:1 или даже 100:1. Поскольку большинство суицидальных попыток остаются неизвестными, многие специалисты считают эти цифры заниженными.

Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают такие попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не повторяются; хотя 10 % мальчиков и 3% девочек от 10 до 20 лет, совершивших суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой (Г.Отто).

Суицидальное поведение у детей и подростков, имеет сходство с действиями взрослых, но отличается естественным возрастным своеобразием. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию.

Особенности суицидального поведения в моло­дом возрасте (Амбрумова А.Г.):

1. Недостаточно адекватная оценка последствий ауто-агрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с соб­ственной личностью. Само понятие о смерти возникает у детей между 2—3 годами. Для большинства она не явля­ется пугающим событием. В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как времен­ное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что не­редко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интен­сивности, но продолжаются недолго. В младшем школь­ном возрасте дети считают, что смерть невидима и, что­бы остаться незамеченной, она ночью прячется в таких укромных местах, как кладбище, ее отождествляют с привидениями или покойниками, которые могут украсть детей.

Часто младшие школьники считают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказывается непреодоленный эгоцентризм и аутистическое (магичес­кое) мышление. Они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необра­тимой. Ближе к подростковому возрасту объективные фак­ты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и нежи­вым, живущим и умершим. Для подростков смерть ста­новится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, эксперимен­тируя с опасными веществами или будучи вовлеченны­ми в другую привлекательную, но рискованную актив­ность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматрива­ют смертельного исхода. В группе 13—16-летних, 20% ве­рили в сохранение сознания после смерти, 60% — в су­ществование души и только 20% — в смерть как прекра­щение телесной и духовной жизни — свидетельствуют западные социологи. Тем не менее, последствия аутодеструктивных действий могут быть чрезвычайно опасными для их жизни. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным по­ступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как раз­новидности суицидального поведения.

2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с тонки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объяс­няют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудно­сти своевременного распознавания суицидальных тенден­ций и существенная частота неожиданных для окружаю­щих случаев.

3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

4. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.

Наши рекомендации