Понятия «насилие» и «жестокое обращение с детьми»
В последние десятилетия наклонно разрушался один из наиболее устойчивых мифов, унаследованных из прошлого, сутью которого является убеждение в том, что дети – это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Следствием этого убеждения стало распространение представления о том, что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефектностью, а не с тем подчиненным, зависимым от взрослых, положением в обществе, которое дети занимали ранее и занимают в настоящее время.
Насилию в различных его формах подвергается ежегодно до двух млн. несовершеннолетних. Более 500 тыс. детей каждый год убегают из семьи и интернатов, учебных заведений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстников. В общем числе зарегистрированных преступлений растет удельный вес противоправных деяний, по которым установлены малолетние потерпевшие (с 0,5 % в 1994 г. до 1 % в 1999г.). Распространенность сексуальных посягательств в отношении детей до 15 лет – 30% от общего количества преступлений этой категории.
Проблема насилия над детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. Только сейчас мы начинаем осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.
Большинство исследователей, занимающихся проблемой насилия и жестокого обращения с ребенком, считают, что начало современного научного представления о данной проблеме было положено в 1961 году, когда на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии H.Kempe провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В следующем году этот доклад был опубликован в JAMA. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые привел сводные статистические данные о распространении насилия над детьми в США.
Говоря о насилии по отношению к детям часто употребляется термин жестокое обращение с детьми. Термин появился недавно ( от англ. abius – насилие, злоупотребление meltripment - плохой, недостаточный уход). На русский язык это переводится как оскорбление, злоупотребление, плохое обращение и, в зависимости от желания автора перевода, все эти синонимы используются при описании жестокого обращения. Эти термины применяются в Х Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.
Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.
В России нет единого подхода к определению понятия "насилие", и «жестокое обращение» более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, т.е. попадают под действие уголовного кодекса.
|