Соц.пед. профилалактика-понятие, виды. Причины
Под профилактикой понимается комплекс мер социально-психоло-гического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность человека. Профилактика представляет собой научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных отклонений у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей [3].
В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяются несколько подходов.
1. Информационный подход основан на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, и, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации, кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
2. Социально-профилактический подход к профилактике в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, социально-педагогическими учреждениями, социальным педагогом для устранения или минимизации причин, возникающих в поведении подростков трудностей.
3. Сущность медико-биологического подхода состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера, принимаемыми по отношению к лицам, страдающим различными психологическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.
4. Социально-педагогический подход к профилактике заключается в восстановлении или коррекции качеств личности трудного подростка, особенно его нравственных и волевых качеств личности [1].
Под психопрофилактикой понимается область психологии, основной задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психичес-ких и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматических реакций.
Социально-педагогическая профилактика – это особый вид деятельности социального педагога, направленный на предупреждение в жизнедеятельности школьников различных препятствий посредством устранения или нейтрализации причин, вызывающих у них различного рода социальные отклонения [2].
По мнению Л. В. Мардахаева под социально-педагогической профилактикой (социально-педагогической защитой детства) понимается система мер, направленная на обеспечение охраны детства
Под профилактикой в социальной педагогике понимается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: 1) предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; 2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; 3) содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
В работе социального педагога образовательного учреждения представлены два вида профилактики:
1) первичная – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения;
2) вторичная – комплекс медицинских, социально-психологичес-ких, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
Профилактическая направленность воспитательной работы социального педагога в школе поддерживается деятельностью кружковых объединений, школьного совета профилактики, психолого-педагогической службы, межведомственным сотрудничеством, развитием в учебном заведении системы дополнительного образования, созданием клубов неформального общения, подготовкой и проведением воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, социально-педагогических акций, индивидуальной работой с неблагополучными семьями.
Кроме того, принято различать общую и специальную профилактику.
1.Общая профилактикарассматривается как совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, направленных на содействие семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости социально ценной деятельностью во внеучебное время.
Она предполагает осуществление предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка, либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в первый класс на базе детского сада как профилактика отклонений в поведении, связанных с проблемами в обучении и кризисом семи лет).
2. Специальная профилактикавключает коррекционно-реабилита-ционные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Эта система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и др.
В работе социального педагога можно выделить несколько направлений профилактической деятельности:
1. Профилактика девиантного поведения детей и подростков–использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в поведении. Это совокупность государственных, общественных, социально-медицин-ских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
2. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних–система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
3. Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).
11. Соц-педаг. реабилитация- понятие, принципы, содержание
Технология социально-педагогической реабилитации- обозначает восстановление каких-либо качеств или формирование новых качеств. Социально-педагогическая суть состоит в том, что в ряде случаев необходимо восстанавливать навыки общения или формировать новые, можно говорить о восстановлении учебных навыков, определенных знаний и умений.
Школьным социальным педагогом технология применяется относительно безнадзорных и беспризорных детей, которые долгое время находились в асоциальной среде в отрыве от школы, для детей и , которые находились на лечении в санатории или больнице, где нет школы, или в местах лишения свободы. Также технология применяется в случае восстановления родительских прав, когда родители и дети долгое время были оторваны друг от друга. Восстановление отношений в семье- также задача данной технологии.
Технология применяется также в отношении опекаемых детей, детей- сирот, которые в связи с явлением депривации (объективных лишений) могут не иметь качеств, связанных с потребностью и способностью к коммуникациям.
В каждом конкретном случае может быть особый порядок основных реабилитационных этапов, но суть их сводится к следующим
1.Медицинский. Снятию опасных для жизни или здоровья ребенка ситуаций или симптомов. Проводится совместно с медиком.
2. Психосоциальный. Восстановлению психических функций (память. Речь, мышление, внимание), приведших к возникновению социально-педагогической проблемы. Проводится совместно со школьным психологом.
3.Педагогический, правовой. Восстановлению и закрепление отношенческого компонента и имеющихся у данного лица прав. В реабилитационную деятельность вовлекаются все педагоги. Привлекаются специалисты по правовым вопросам, в том числе, и вне школы. При этом, соответственно, наряду с непосредственной деятельностью, социальный педагог выполняет функции посредника между всеми специалистами школы и среды, которые выполняют данную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями..
Результатом в этом случае, нужно считать появление новых ценностей, новых качеств, более высокого уровня отношений и отсутствия аморальных поступков у ребенка в течение продолжительного времени.
В идеальном случае реабилитационную деятельность в учреждении выполняет врач-реабилитолог, но в современных условиях, это весьма редкий случай.
На каждом этапе уместно использовать, как групповую, так и индивидуальную форму работы с ребенком. Методы и приемы же будут зависеть от основной задачи этапа и условий его организации. Основные методы психосоциального этапа:психоконсультирование, психосоциальные тренинги, психотерапевтические методики, применяемые совместно с психотерапевтом или психологом. Отличием данной от других помогающих технологий является составление индивидуальной реабилитационной программы, которая рассчитана на весь реабилитационный период.
В некоторых случаях она требует особого финансирования. Организация отдыха ребенка в условиях пансионата, дом отдыха, санатория. В этом случае социальный педагог реализует технологию франчайзинга. Очень характерной составляющей данного поиска спонсоров, источника финансирования этапа является наличие индивидуальной учебной программы для учащихся, когда ребенок по каким-либо причинам не учился в школе или значительно отстал от сверстников.
Основные методы психосоциального этапа: психоконсультирование. тренинги, психотерапевтические методики. Прогноз достаточно оптимистичный. В социально-педагогичес- кой практике возможно полное восстановление функций, формирование новых ценностей, умений и навыков ребенка, попавшего в сложную жизненную ситацию.