Понятие профессии. Общая характеристика профессии «социальный педагог»

Введение в профессию

История возникновения профессии «социальный педагог»

Появление профессии социальный педагог в России имеет свою историю. В 1989 г. Государственный комитет СССР по народному образованию создал при Академии педагогических наук СССР Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон» под руководством кандидата педагогических наук В.Г. Бочаровой. Один из итогов работы ВНИКа и сотни его экспериментальных площадок было обоснование новой профессии, ориентированной на работу в открытом социуме, названной в противовес социальным работникам собесов (отделов социального обеспечения населения) – «социальный педагог». Так система образования получила «своего» социального работника не только по содержанию деятельности, но и по названию.

Должность социального педагога официально была введена в нашей стране в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета СССР по высшему образованию от 13 июля 1990 года № 14/4 «О введении института социальных педагогов». В решении коллегии указывалось, что социально-экономические преобразования общества и образования требуют «новых подходов к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде, которая должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и потребностей». В этой связи, считала коллегия, необходимы новые специалисты по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. Таких специалистов назвали социальными педагогами.

По первоначальному замыслу социальный педагог должен был уметь обеспечивать социально-психологическую поддержку в процессе социализации детей, подростков и молодежи, оказывать помощь семье и другим воспитательным институтам, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, личностью и коллективом. Он должен помогать подросткам в период социального и профессионального становления, защищать их права.

Для уточнения должностных обязанностей социального педагога, его знаний, профессиональных умений, определения ставок заработной платы была разработана квалификационная характеристика социального педагога, а также внесены соответствующие дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Таким образом, в России юридически и практически были заложены основы принципиально новой профессии – социальный педагог. Ее появление было инициировано и курировалось Министерством образования, в ведение которого тогда находились только образовательные и другие детские учреждения, а также педагогические средние и высшие учебные заведения.

Введение в профессию

Понятие профессии. Общая характеристика профессии «социальный педагог»

2.

Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 году специальным решением коллегии Гособразования СССР «О введении института социальных педагогов» № 14/4 от 13.07.90.

Социальная работа в целом - это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию («Словарь справочник по социальной работе»).

Основная цель деятельности социального педагога: оказание профессиональной помощи (социально-педагогической поддержки) детям с различными социальными и педагогическими проблемами.

Объект социально-педагогической деятельности - дети с социально-педагогическими проблемами. Основные категории таких детей:

· дети-инвалиды;

· дети-сироты;

· дети-правонарушители;

· дети группы риска.

Задачи деятельности социального психолога:

· оказание социально-информационной помощи (обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, поддержки, защиты);

· оказание социально-правовой помощи (содействие в реализации прав человека и прав ребёнка);

· оказание социально-реабилитационной помощи (оказание реабилитационных услуг в учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей);

· оказание социально-экономической помощи (содействие в получении пособий, компенсаций, адресной помощи детям, материальная поддержка сирот);

· оказание медико-социальной помощи (уход за больными детьми и профилактика их здоровья);

· оказание социально-психологической помощи (создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме ребёнка);

· оказание социально-педагогической помощи (создание условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность).

2. Данная профессия относится к виду Человек-Человек (по классификации Климова) и не предполагает использование каких-либо технических средств. При выполнении своих обязанностей социальный педагог может использовать печатную машинку или компьютер, однако, это лишь сопровождение его профессиональной деятельности, а не её сущность. Средства труда для социального педагога:

· использование знаний в области социологии, педагогики, психологии и права для оказания социально-педагогической помощи;

· использование технологий и методов социально-педагогической работы.

3. Деятельность социального педагога предполагает широкий круг общения. В процессе выполнения своих обязанностей социальный педагог взаимодействует с:

· детьми, имеющими социально-педагогические проблемы;

· с родителями;

· с педагогическим коллективом школы (или иного учебного заведения);

· с представителями органов социальной защиты;

· с представителями милиции и суда и т.д.

4. Организационные основы деятельности социального педагога:

Для социального педагога законодательством предусмотрена 36-часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей недели определяется совместно администрацией организации и самим социальным педагогом.

Деятельность социального педагога протекает:

· в отдельном кабинете (с нормальными условиями физической и санитарно-гигиенической сред);

· по месту жительства детей, с которыми идёт работа;

· в органах социальной защиты, реабилитационных центрах, суде и т.д., где социальный работник представляет интересы ребёнка.

Напрямую социальный педагог подчиняется директору школы. Косвенно он отвечает так же перед органами социальной защиты.

Подчиненных нет.

Оплата труда социального педагога производится согласно тарификационной сетке с учетом имеющихся категории и разряда.

У социального педагога имеются следующие перспективы должностного продвижения:

· Вертикальные внутриорганизационные: при наличии среднего специального образования - классный руководитель, воспитатель и т.п.; при наличии высшего педагогического образования - учитель-предметник.

· Горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования - завуч, директор школы.

· Внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п., а так же инспектором по делам несовершеннолетних в органы социальной защиты

Требования к общей педагогической подготовке: базовые знания в психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной), физиологии, педагогике, социологии.

Требования к частной подготовке:

· Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности;

· Знание теории и истории социальной педагогики;

· Владение методами социально-педагогической диагностики;

· Владение методами социально-педагогической поддержки;

· Владение методами планирования профессиональной исследовательской деятельности.

Наши рекомендации