Психокоррекция в общемедицинской практике. Основные психотерапевтические приемы.
Психокоррекцией и психотерапией связана с психогигиена.
Когнuтuвные и поведенческие методы
Когнитивные методы основаны на апелляции к разуму больного, его логике и личностным ценностям. Эти методы способствуют установлению контакта врача с больным, делают адекватными взаимоотношения.
Техника рациональной психотерапии сводится к беседе с больным, во время которой врач разъясняет ему в доступной форме причину и механизмы возникновения заболевания, объясняет, что имеющиеся у него нарушения обратимы, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать внимание на симптомах болезни. Беседа, проводимая с больным, должна быть нацелена на активное стимулирование его усилий, направленных на преодоление болезни, и на перестройку поведения.
Логически-критические приемы рациональной психотерапии в форме дискуссии (сократовский диалог, по П.Дюбуа). Однако при этом нельзя допускать унижения достоинства больного, который всегда должен чувствовать, что врач относится к нему с уважением, понимает его трудности, сочувствует, стремиться помочь.
Рациональная психотерапия эффективна при психогенных реакциях, в том числе депрессивных; неврозах.
Для лечения депрессии, страхов и расстройств личности используются и другие когнитивные методы, мысли, убеждения, предположения, ожидания управляют поведением, чувствами и эмоциональным состоянием. Возможна и обратная зависимость. И если удается изменить один аспект, то взаимодействующий с ним другой аспект также изменяется, и психическое состояние стабилизируется.
Когнитивная часть психотерапии направлена на обнаружение патогенных мыслей, убеждений, предположений, ожиданий, которые предшествуют патологическим (неадекватным) чувствам (депрессии, страху) или поведению. Мысли проявляются в беседе, систематических записях и корригирует в процессе разговора путем сопоставления реальности с представлениями пациента. Однако при помощи рациональных бесед и убеждения невозможно изменить болезненно деформированную структуру личности.
Методика систематической десенсибилизации строится на погружении человека в ситуацию (реальную или воображаемую), вызывающую страх. В результате таких занятий происходит постепенное затухание прежнего патологического реагирования и формируется новая адекватная реакция на ситуацию - методика функциональных тренировок.
Метод парадоксальной интенции - парадоксального ведения ситуации до абсурда. Врач помогает пациенту захотеть того, чего он раньше больше всего боялся. Пациент смотрит на свой ,страх как бы со стороны и избавляется от него. Для снятия напряжения, лишения негативного эмоционального подкрепления страхов во взаимоотношениях психотерапевта с пациентом используются юмор и ирония.
Метод аверсивной психотерапии (вызванного отвращения), заключается он в вызывании у пациента реакции (чаще по типу эмоционально-вегетативного криза) в ответ на употребление запретного средства. Для этой цели используются как способы психического воздействия на пациента (внушение), так и химические, фармакологические средства, раздражение электрическим током и некоторые другие.
Суггестивные методы представляют собой разнообразные формы психологического воздействия на человека при помощи прямого или косвенного внушения с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Используются как вербальные (словесные) методы внушения, так и невербальные (разнообразные раздражители, действующие на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы). Предпосылкой для успешного использования суггестивных методов является наличие у пациента достаточной внушаемости.
В бодрствующем состоянии пациента при меняют внушение прямое и косвенное.
Прямое словесное внушение (директивное, авторитарное, императивное) содержит непосредственное высказанное в категоричной форме указание, что болезненные симптомы исчезнут после внушения.
Косвенное внушение заключается в том, что больному внушается особое значение какого-то фактора, после воздействия которого наступит улучшение. Так, например, больному внушается, что после определенной процедуры у него появятся движения в руке (при истерическом параличе).
К этому ряду механизмов воздействия на больного относится и плацебо-эффект.
Непрямое (косвенное) внушение широко используется врачами для опосредования различных видов терапии с целью достижения наибольшего эффекта.
Гипнотическое состояние - это особое состояние сознания, переходное между сном и бодрствованием, при котором между врачом и пациентом сохраняется речевая связь - раппорт. Выделяют три стадии гипноза: сомнолентную, каталептическую и сомнамбулическую. В первой стадии у человека возникает сонливость, во второй - признаки каталепсии, в третьей - полная отрешенность от реальности (транс), снохождение (сомнамбулизм) и внушенные образы. Сомнамбулическая стадия в лечебных целях практически не используется.
На фоне гипнотического состояния осуществляется внушение, направленное на устранение тех или иных симптомов. Показанием кприменения гипнотерапии: истерические диссоциативные расстройства, некоторые другие невротические нарушения, соматоформные расстройства, алкоголизм и наркомании. Осложнений во время сеанса и действия после внушения. К ним относятся: спонтанное вхождение в гипнотическое состояние, возбуждение во время сеанса, в том числе сексуальное, утрата раппорта между психотерапевтом и пациентом, и, как следствие - неуправляемое поведение последнего. Кроме того, может возникать психологическая зависимость от гипноза и лица, его проводящего. Некоторые пациенты психопатического склада могут прибегать к шантажному поведению в отношении врача, проводившего гипнотерапию, обвиняя его в использовании в корыстных целях их беспомощного состояния (воровство, изнасилование и т.п.). Поэтому гипнотерапия должна проводиться в присутствии третьего лица.
Билет 16
· Астенический синдром. Клиника, этиология. Соматогенная астения.
Астенический синдром –состояние раздражительной слабости, повышенной чувствительности, возбудимости и истощаемости. Больным свойственна чрезвычайная впечатлительность, раздражительность, утрата психического равновесия, самообладания из-за любого пустяка, мелочи. Больных легко растрогать, они сентиментальны, слезливы (эмоциональная слабость, недержание аффекта). Настроение становится лабильным. Характерен неоправданный оптимизм и необоснованный пессимизм. Часто наблюдается гиперестезия, быстро наступает усталость. При отдыхе силы восстанавливаются медленно. Работа, требующая напряжения внимания, выполняется с трудом. Часто возникает наплыв посторонних мыслей, воспоминаний, ярких представлений (ментизм). Внимание рассеивается, затруднено воспоминание нового и воспроизведение необходимого в данный момент материала памяти. Очень часты головные боли, разнообразные вегетативные нарушения. Сон становится поверхностным, неосвежающим, замедляется засыпание. Синдром неоднороден: в одних случаях преобладает возбудимость, внутреннее беспокойство, утрата самообладания, «усталость, не ищущая покоя» - стремление к деятельности в обстановке отдыха, в других (по мере истощения ресурсов психики) - повышенная утомляемость, слезливость в сочетании с сентиментальной восторженностью. Нередко к астеническому синдрому присоединяются навязчивости, фобии, истерические симптомы, дистимии. Астенические расстройства выражены слабо или отсутствуют лишь при атрофических процессах: болезнь Пика, хорея Гентингтона, старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера. При всех остальных заболеваниях астения- постоянное расстройство и проявляется от повышенной раздражительности с эксплозивностью, злобностью (ЧМТ, сифилис гол. мозга) до истощаемости, адинамии (сосудистые, эндокринные заболевания).
Соматогенная астения (= невростеноподобное состояние) проявляется в: чрезмерной утомляемости при умственной и особенно при физической нагрузке, раздражительностью, слабодушием, нарушением сна, повышением чувствительности к внешним раздражителям, разнообразными симптомами вегетодистании.
· Приступообразно-прогредиентная шизофрения (шубообразная). Сравнительные возрастные собенности.
Шубообразная шизофрения – самая частая среди всех форм шизофрении. Сущность приступообразно-прогредиентного типа динамики шизофрении заключается в совмещении двух вариантов течения — непрерывного и периодического. В инициальном периоде появляются и постепенно прогрессируют типичные для шизофрении негативные изменения личности, а в части случаев и продуктивная симптоматика в виде навязчивостей, деперсонализации, сверхценных или паранойяльных идей. Далее возникают манифестный и последующие приступы в виде преходящих, качественно новых, по отношению к перманентной симптоматике, расстройств. Приступы шубообразной шизофрении отличаются особым клиническим разнообразием. Выделяют острые паранойяльные, острые параноидные, кататоно-гебефренные, кататоно-депрессивные, депрессивно-галлюцинаторные, депрессивно-обсессивные и другие приступы. Каждый приступ сопровождается личностным сдвигом, т.е. углублением негативных изменений личности и усилением постоянных продуктивных нарушений. У части больных шубообразной шизофренией негативные изменения личности и хронические продуктивные расстройства медленно прогрессируют и в интервалах между приступами. Степень прогредиентности шубообразной шизофрении, глубина формирующегося психического дефекта значительно варьируют. В одних случаях шубообразная шизофрения близка к злокачественной форме и в итоге завершается конечным состоянием (шизофреническим слабоумием), в других — по малой выраженности прогредиентных тенденций она близка к вялотекущей шизофрении и приводит к неглубокому личностному дефекту. Большинство случаев шубообразной шизофрении занимает промежуточное положение между этими крайними вариантами.
Шубоподобная шизофрения — одна из самых частых форм у детей и подростков. В детстве приступы бывают стёртыми: аффективными, аффективными с рудиментарным бредом, фобиями. У подростков приступы более развёрнутые, вплоть до кататоно-бредовых, кататоно-гебифренных. Исходы этой формы варируют от слабоумия, напоминающего тяжёлые степени олигофрении, до олигофреноподобного дефекта типа дебильности.
· Основы психогигиены и психопрофилактики.
Психогигиена- это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья. Она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой.Но если последняя больше нацелена на предупреждение психических заболеваний или психических нарушений, то цель психогигиены разработка системы мероприятий, направленных на формuрованuе, поддержание и укрепление психического здоровья. Психогигиена связана также с психокоррекцией и психотерапией,использующими приемы и методы, которые позволяют устранять отклонения в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.
Разделы психогигиены: возрастная психогигиена, психогигиена физического и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека. Выделяются специальные разделы психогигиены: военная, космическая, инженерная и др.
Условия для поддержанию психического здоровья:
· наличия чувства защищенности;
· наличия смысла жизни;
· уважения и самоуважения;
· соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости;
· необходимости и возможности устранения эмоциональной напряженности.
Факторов социальной среды, оказывающих влияние на психику человека:
неблагоприятную экологическую обстановку;
высокий темп жизни и урбанизацию;
усложнение профессиональной деятельности;
сильную загруженность (перегруженность) работой;
потерю или риск потери работы;
большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс);
недостаточный уровень зарплаты и экономического стимулирования.
Здоровый образ жизни - это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.
Здоровый образ жизни предполагает:
· сознательную организацию условий труда, позволяющую, по возможности, избегать психических и физических перегрузок;
· чередование труда и отдыха с обязательным использование выходных дней и отпуска по назначению;
· рациональное сбалансированное питание, достаточный сон;
· достаточную двигательную активность, отказ от пассивных форм отдыха;
· регулярную сексуальную жизнь;
· наличие увлечений;
· отказ от вредных привычек;
· соблюдение правил личной гигиены;
· бережное отношение к окружающей среде;
· создание гармоничных условий в семье;
· нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением;
· активное участие в культурных мероприятиях, занятия физкультурой;
· избегание чрезмерно напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий;
· создание, по возможности, комфортных условий для труда и отдыха.
Не менее значимы и личностные характеристики, позволяющие сохранять психологическое равновесие и избегать дезадаптивных форм реагирования, среди которых выделяются:
1. способность принимать реальность во всем ее многообразии;
2. позитивное отношение к самому себе, другим людям и миру в целом;
3. адекватная устойчивая самооценка, мотивация на успех;
4. принятие личной ответственности за свою жизнь, способность делать осознанный выбор и нести ответственность за его последствия;
5. способность устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;
6. осознание проблемы зависимости и проблемы вины;
7. осознание проблемы личных ценностей, смысла жизни «для меня», смысла труда «для меня», проблемы счастья;
8. приведение притязаний и ожиданий в соответствие с реальностью;
9. формирование навыков планирования, построения жизненной перспективы, преодоление страха перед будущим;
10. знания о проблемах стресса, выработка индивидуальной тактики управления стрессом, навыков саморегуляции.
Псuxогuгuена детского и подросткового возраста
Главная особенность деятельности, ребенка дошкольного возраста состоит в том, что она всегда проявляется в играх. Ни в каком другом возрасте игра не имеет такого важного значения для психического развития, как в детском. Именно поэтому правильная, последовательно усложняемая организация игровой деятельности ребенказалог наиболее полноценного формирования его психики.
В детстве происходит последовательное развитие и усложнение впечатлительности.Растущее значение впечатлений особенно наглядно прослеживается до 12-14-летнего возраста. В этот период ребенок живет главным образом впечатлениями от объектов и явлений непосредственной действительности, на основе которых формируется, в· первую очередь, его' психическая деятельность. Известно, что в своих играх дети часто воспроизводят ситуации из жизни взрослых. Поэтому так важна психологическая атмосфера, в которой воспитывается ребенок.
Воспитание представляет собой непрерывный процесс, который уже на ранних этапах жизни ребенка включает элементы обучения. Поэтому психогигиена обучения - один из ведущих и существенных разделов психогигиены, обеспечивающий у особенно ранимых 11 подверженных разнообразным влияниям подростков формирование гармоничной, здоровой психики.
Представители сравнительно-возрастного направления в психогигиене важную роль в полноценном психическом развитии подростков отводят психогигиене полового чувства и собственно психогигиене половой жизни..
В течение последних 10 лет на государственном уровне предпринимаются попытки улучшить подготовку педагогов в области психогигиены и, соответственно, реализовать необходимые психогигиенические требования в школах и других учебных заведениях. Вводятся такие предметы, как половое воспитание, валеология (наука об индивидуальном здоровье человека), которые должны способствовать формированию начиная с детского возраста жизненных приоритетов, ценностных установок на здоровье, здоровый образ жизни, овладению методами саморегуляции и самокоррекции. Однако несовершенство предлагаемых методик вызывает многочисленные нарекания специалистов, и поэтому требуется дальнейшая работа по их усовершенствованию .
Одной из задач психогигиены является формирование правильного отношения ребенка к своему здоровью и оказанию медицинской помощи.
· Психогигиена юношеского возраста
Первое отличие юношеского возраста (17-21 год) от подросткового заключается в том, что юношество - это прежде всего период формирования самосознания и общественного сознания, понимания, что любой элемент деятельности индивидуума, любое его качество не является только уделом жизни и деятельности самого индивидуумa, а во многом зависят от общественной принадлежности, коллективной деятельности.
Именно в этот период складываются жизненные навыки, среди которых важнейшими являются:
· умение критически мыслить, самостоятельно решать проблемы;
· способность принимать ответственные решения;
· уверенность в себе, эффективное взаимодействие с окружающими;
· способность управлять своими эмоциями;
· способность избегать неоправданного риска;
· выбор друзей и построение позитивных отношений с людьми;
· осознание негативных влияний и давления со стороны других людей и способность сопротивляться им;
· укрепление связей с семьей и другими значимыми взрослыми.