Военные кампании «Новой России», внешняя политика
С распадом СССР Российская Федерация участвовала в нескольких военных конфликтах. Эти конфликты по мотивации существенно отличаются от тех, в которых участвовали США.
Во-первых, часть из этих конфликтов происходило на территории России. Во-вторых, главным оправданием применения силы был тезис о защите российских граждан.
Действительно, если мы считаем Конституцию «общественным договором», наше правительство не просто могло, а должно было вмешаться в военные операции для защиты своих граждан и их частной собственности. Однако стоит обратить внимание на два факта:
1) Использование рабской силы (призывной армии) не может иметь никакого оправдания.
2) Правительство должно использовать вооруженные силы, чтобы защищать частную собственность граждан, а не нарушать ее.
Кроме того, у меня есть обоснованные сомнения, в том, что российские власти должны иметь полномочия применять силу за пределами Российской Федерации. Мы должны твердо понимать, что, как говорил Бергланд, утопия не существует. Российские вооруженные силы не могут защитить всех и вся. Если человек проживает на чужой территории, посещает африканские джунгли, плавает на невооруженном корабле около берегов Сомали — он берет на себя всю ответственность за свои решения и не может ни от кого требовать своей защиты. Это просто невозможно.
В конце концов, человек, проживающий на территории чужого государства, не платит (налоги) за свою охрану российскому правительству. На каком же основании его должны защищать? Почему, если человек получил российское гражданство и решил жить на территории другой страны, например Южной Осетии, бремя его защиты ложится на плечи тех, кто проживает в России. Россия — это каторга?
Южная Осетия — это прекрасный пример того, как благородные мотивы толкают к ужасным поступкам. Грузинские националисты решили захватить земли тех, кто не хотел по тем или иным причинам подчиняться грузинскому правительству. Российская Федерация выступила защитником интересов своих граждан, проживающих на территории Южной Осетии. Для этого, Российское правительство силой заставило рисковать жизнями призывников и залезло в карманы своих налогоплательщиков. Не находите здесь явное противоречие между целями и методами?
Я убежден, что у российских властей нет полномочий действовать таким образом. Подобный конфликт можно было решить за счет частных фондов, которые бы собрали средства на финансирование военной операции, и добровольцев. Все это не является фантастикой. Как раз именно Южная Осетия и Абхазия получили фактическую независимость от Грузии благодаря помощи российских добровольцев, например, ополчения казаков.
Все вышесказанное касается любых действий Российской Федерации за пределами своей территориальной юрисдикции. Россия должна всегда руководствоваться принципами невмешательства в дела иностранных государств: мирная торговля со всеми и никаких запутанных союзов и альянсов.
Уж кто-кто, а наша страна, действительно, очень сильно пострадала от таких союзов. Например, Российская Империя была втянута в Первую мировую войну именно в силу одного такого альянса. Последствия для России от этой войны, как мы знаем, оказались катастрофичными.
Нам нужно усвоить уроки истории, перестать вмешиваться в иностранные дела и понять, что российское правительство не всесильно, и его нужно ограничить в возможностях применять силу только территорией Российской Федерации.
Практические вопросы
Авторы либертарианских реформ в США во многом преподносят идею налоговых вычетов как промежуточную стадию между нынешним «государством благосостояния» и будущем «государством возможностей» или «государством права». Для многих, наверно, не будет откровением сказать, что в России механизм налоговых вычетов существует. Вы в некоторых случаях можете рассчитывать на налоговые вычеты для покрытия целого ряда затрат, например, того же лечение.
Единственная проблема во всех этих вычетах состоит в том, что ими нужно еще уметь воспользоваться. Бухгалтерский учет столь запутан, а возможные негативные последствия со стороны государства для налогоплательщика в случае ошибки столь плачевны, что зачастую не представляется возможным прибегать к этому механизму для покрытия своих затрат.
Если мы хотим, чтобы механизмы налоговых вычетов работали, нужно предельно упростить налоговую отчетность, убрать часть налогов и смягчить ответственность налогоплательщика за совершенные ошибки и недочеты в ходе заполнения различных отчетов для нашего государства. В частности, должно полностью быть исключено уголовное преследование за неуплату налогов. Сажать человека в тюрьму за то, что он по каким-то причинам не смог оплатить тот или иной налог со своего труда во имя «благих целей» — уж, точно не соответствует никаким понятиям о справедливости и соразмерности наказания преступлению.
То же самое можно сказать и о пенсионной системе. Людям нужно дать возможность не просто отдавать свои деньги частным структурам, но и передавать свои накопления по наследству. Частным пенсионным фондам стоит разрешить самостоятельно по договору с инвесторами определять возможную степень риска и портфель инвестиций.
В области образования и здравоохранения необходимо отменить большую часть согласований и лицензий. Частные структуры вполне способны заменить в этом деле государство и быть более эффективными. Сейчас же меры по контролю в этих сферах таковы, что их можно признать фактически запретительными. Например, благодаря вмешательству государства не развиваются частные клиники эконом-класса (мало кто о них вообще знает). Частные ВУЗы сильно ограничены в своих возможностях, поскольку они не могут быть коммерческими организациями. Список негативных последствий от излишнего контроля можно продолжить.
Заключение
Россия многим отличается от США, однако, большая часть предложений либертарианцев будет эффективно работать в нашей стране. Чем дольше мы пытаемся найти некий «иной путь», чем сильнее будем упорствовать в своем желании сохранить «социальное государство» в реальном мире, в котором не возможна утопия, тем хуже придется всем нам.
Современная Конституция не дает властям легитимных прав распоряжаться нашими жизнями и другим имуществом. Пора проводить настоящие изменения. Частная собственность — вот, тот краеугольный камень, на котором только и может основываться процветающая и сильная страна.
Лозунг «минимальные налоги, ограниченное государство, максимальная свобода» как никогда верен и актуален для тех, кто связывает свое будущее с Россией.
Хриенко Олег — глава информационного комитета «Либертарианской партии России»