Эмоциональная награда за настойчивость

Мы уже говорили о том, что любое предполагаемое соревнование подрывает взаимоотношения любви и практику диалога. Дух сотрудничества принимает как само собой разумеющееся, что мы посвятили себя друг другу в отношениях любви, что мы хотим нести тяготы друг друга, разделять все наши радости. Мы утратили оба наших "Я", чтобы стать одним "МЫ". Мы будем работать, принимая вызовы жизни совместно. По временам нам будет сопутствовать успех, иногда мы будем терпеть неудачу, но мы будем вместе. Это чувство "совместности" может стать самым восхитительным и наиболее поддерживающим чувством из всех, которые мы можем иметь. Это радость достижения совместности в совместной работе, в единстве.

Если самопризнание, празднование является действительно началом любви и полноты жизни, то мы достигнем их вместе. Вы будете смотреть в мои глаза и видеть там главную причину для вашего самопразднования, и я буду видеть то, что я прекрасен, буду видеть мою значимость в ваших глазах. Я хочу быть первым из приглашенных гостей на вашем самопраздновании. И я хочу, чтобы вы пришли и на мой праздник, потому что без вас этот праздник никогда не состоится. Там, где есть единство, подобное этому, бабочки счастья никогда не смогут отлететь слишком далеко.

Глава 6

УПРАЖНЕНИЯ В ДИАЛОГЕ

Если бы мне осталось жить совсем недолго, я немедленно встретилась бы со всеми людьми, которых я по-настоящему любила, и я сделала бы так, чтобы они знали, что я действительно любила их. Затем я прослушала бы все грампластинки, которые мне нравились, и спела бы все мои любимые песни. О! И еще я бы танцевала. Танцевала бы всю ночь.

Я смотрела бы на голубое небо и ощущала бы теплоту солнечных лучей. Я сказала бы луне и звездам, как они замечательны и прекрасны. Я сказала бы "прощайте" всем моим вещам – моей одежде, моим книгам, моим безделушкам. Затем я поблагодарила бы Бога за величайший дар жизни и умерла бы на Его руках.

Из университетского "Журнала для девушек".

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОТКРОВЕННОСТИ

Когда я начал преподавать в крупнейшем частном университете штата Иллинойс, у меня возникло ощущение, что многие студенты переживают чувство какой-то безликости – отсутствие подлинности и личного признания. Я немало размышлял над тем, что бы я мог сделать, чтобы как-то помочь в этом деле. Наконец я решил, что можно, по крайней мере, выучить имена и фамилии моих студентов. Итак, я принес поляроидную камеру в класс и сфотографировал моих студентов группами по шесть человек, попросив каждого потом написать свое имя и фамилию на обороте снимка. В этот же вечер я выучил имена и фамилии всех моих учеников.

Я поступал так на протяжении нескольких лет, не понимая, что мог бы сделать гораздо больше в этом направлении. На фотографии были знакомые мне лица, на обороте были знакомые мне имена, за всем этим был дух дружеского участия, но в то же время я не был знаком с теми личностями, которые стояли за этими именами и этими лицами.

Тогда я решил прибегнуть к другому дополнительному методу. Я попросил каждого студента написать свой "личный журнал", в котором предлагал написать ответы на предложенные мною двадцать тем, каждая из которых была детализирована. Это было как небольшое задание, однако я предупредил студентов, что я не буду читать их ответов, если они захотят, чтобы те оставались в тайне. Я не хотел достигать их доверия принудительными методами. Как оказалось, почти все были либо не против, либо даже очень хотели, чтобы я прочел их журналы. Возможно, это оказанное мне доверие было ответом на мою собственную попытку открыться – я прочел в классе мои собственные ответы на те же двадцать вопросов. Откровенность порождает откровенность. Открытость явно заразительна.

Я уверен, что ожидаемая с моей стороны благожелательность явно ободряла студентов. Затем случилось нечто непредвиденное. Неожиданно за именами и лицами выступили личности: одновременно беспокойные и уравновешенные, простые и сложные, загадочные и открытые. Все, что я говорил моим студентам о трансформации как о результате жизненного пика в ходе общения, коммуникации, случилось со мною самим. Я понял, что не смогу быть таким же, каким я был до этого. Я не смогу больше думать о "ребятах из колледжа" снова просто как о ребятах. Так много оказывается в их жизни уже взрослых забот и тягот. Их эмоции уже сильно претерпели от встреченных ими нечестности, отчаянного гнева, суицидных депрессий, но более всего от парализующего страха, что "холодный взгляд" никогда не позволит им выразить себя.

Наш собственный образ и значение находятся под влиянием главным образом тех, кто ближе всего к нам. В открытости этих журналов я подошел вплотную к своим студентам, разделил с ними их тайны. В результате я понял, что я должен ответить им моими чувствами принятия и любви, дать им таким образом основание для того, чтобы они могли принять самих себя с радостью и миром, могли найти подлинное, настоящее основание для праздника.

Эти журналы стали, разумеется, основанием и причиной установления дружеских связей между самими студентами.

Между ними установился дух доверия и близости при неизбежном взаимном обмене своими записями. Один из них уже после окончания спрашивал меня – известно ли мне, что благодаря этим журналам студенты смогли быстрее познакомиться друг с другом и что многие из них и после окончания остались хорошими друзьями? Я был очень рад тому, что мне удалось сделать жизнь моих студентов счастливее. Мое преподавание является существенной частью моей "лаборатории жизни", в которой теория и практика, предлагаемые в этой книге, испытывались и оказывались полезными, по крайней мере, для меня.

Упражнение 1

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ

Я полагаю, что данное упражнение в диалоге лучше всего начать с, так сказать, инвентаризационного взгляда на наш собственный опыт эмоционального разнообразия. В самом деле, весьма важно развить в себе отношение к собственным эмоциям, соединяющее в себе их осознание и уважение к ним. Может случиться так, что мы никогда не поймем и не примем их до тех пор, пока мы не научимся признавать их в нашей повседневной жизни. Не случайно многие люди, когда они впервые приступают к "записям и сообщениям", касающимся осознания переживаемых нами эмоций, даже не представляют себе всего многообразия нюансов и тонов, характеризующих все те чувства, на которые способен человек.

Ниже. мы приводим список (не исчерпывающий, разумеется) эмоций, которые время от времени переживает всякий нормальный человек. Это упражнение на признание эмоций имеет целью помочь нам составить свою характеристику при помощи записей и ответов о наших чувствах. При этом следует выписывать число или само название эмоции из списка, приводимого ниже, беря за один раз десять наименований и приступая к этому один или несколько раз в день.

Для количественной оценки переживаемых вами эмоций предлагается пользоваться следующей шкалой:

1 – никогда

2 – редко

3 – иногда

4 – часто

5 – очень часто

6 – большую часть времени

7 – почти постоянно

После указания номера или названия той или иной эмоции укажите, пользуясь приведенной шкалой: 1) частоту, с которой вы испытываете данную эмоцию, и 2) частоту, с которой вы сообщаете об этой эмоции другим. Здесь могут быть вариации в обе стороны. Например, быть может, что вы чувствуете гнев очень часто /=5/, но проявляете гнев довольно редко /=2/. И наоборот, возможно, что вы чувствуете депрессию лишь иногда /=3/, но говорите об этом часто /=5/.

Замечание

После того, как вы закончите инвентаризацию ваших эмоций, покажите ее вашему партнеру по диалогу. Эта инвентаризация имеет целью помочь вам в самораскрытии и внести свежую струю в дальнейшее развитие вашего диалога. Когда при заполнении анкеты вы столкнетесь с затруднениями относительно точного значения того или иного названия эмоций, то не столь уж важно точное соответствие вашего понимания данного слова с тем, которое может быть дано в толковом словаре. Самое важное – это ваше понимание и интерпретация данного слова. Позже, когда вы будете обсуждать вашу анкету со своими партнерами по диалогу, вы можете просто уточнить ваше понимание того или иного названия эмоции, объяснить, что означает данное слово для вас. Так, чувствовать "гнев" для одного человека может означать одно, для другого – несколько иное. Следовательно, объяснение все равно необходимо. Такое взаимное объяснение будет для каждого из партнеров приглашением к более полному описанию своих эмоций, которые он переживает или о которых говорит. Советы, данные в предыдущих главах, о том, "как говорить" и "как слушать", можно прежде всего применить именно здесь. Постарайтесь также вскрыть возможные причины того, почему вы чувствуете именно так, а не иначе, локализуя при этом свою эмоцию в себе самом и не порицая за нее других. Попробуйте также объяснить, почему вы говорите или, наоборот, не говорите о данной эмоции другим. Постарайтесь избежать концентрации на "должен был бы" и "мог бы". Помните о том, что эмоции ни в коем случае не следует осуждать или стремиться оправдать, объясняя их. Не существует ни такой вещи, как нравственная или безнравственная эмоция, ни такой вещи, как законное или незаконное чувство.

Пример:

1. Принятие (другими) 5, 2

2. Интерпретация примера: я очень часто /=5/ чувствую, что "меня принимают", но очень редко /=2/ говорю об этом другим или как-то выражаю, что я это чувствую.

Контрольный перечень эмоций:

1. Принятие (другими)

2. Принятие (других)

3. Любовь, нежность

4. Страх

5. Тревога

6. Отвращение (к другим)

7. Отвращение (к себе)

8. Гнев

9. Озабоченность, беспокойство

10. Желание угодить другим

11. Равнодушие

12. Меня оценивают по достоинству

13. Привлекательность

14. Неуклюжесть

15. Изученность, утомленность

16. Все прекрасно!

17. Смущение, замешательство

18. Храбрость

19. Спокойствие, мир

20. Обманутость

21. Закрытость

22. Уют, спокойствие

23. Преданность

24. Сострадание

25. Компетентность

26. Забота о других

27. Доверие

28. Замешательство

29. Контакт с другими

30. Удовлетворение

31. Желание уйти от действительности

32. Трусость, малодушие

33. Творческий порыв

34. Жестокость

35. Любопытство

36. Отчуждение от других

37. Поражение

38. Зависимость

39. Удрученность, угнетенность

40. Депрессия, подавленность

41. Обделенность

42. Заслуженность наказания

43. Безнадежность

44. Разочарование в себе

45. Разочарование в других

46. Чье-то преобладание надо мной

47. Мое преобладание над другими

48. Желание подавить других

49. Желание угодить другим

50. Желание быть управляемым кем-либо

51. Беззаботность, беспечность

52. Стеснение, растерянность

53. Зависть

54. Желание уйти от действительности

55. Уклончивость

56. Злой, как...

57. Возбуждение, волнение

58. Веселость

59. Не везет, как...

60. Фатальность

61. Ужас, страх

62. Женственность

63. Кокетливость

64. Одиночество, отсутствие друга

65. Дружелюбие

66. Холодное безразличие

67. Крушение, несостоятельность

68. Великодушие

69. Подлинность, истинность

70. Голова кружится от радости и успеха

71. Благодарность

72. Удовлетворение личными заслугами, достоинствами

73. Ношу в себе недобрые чувства

74. Вина

75. Безволие

76. Счастье

77. Отвращение

78. Ненависть

79. Одержимость мыслью об убийстве

80. Надежда

81. Безнадежность

82. Враждебность

83. Юмор

84. Ранимость

85. Уязвимость критикой

86. Сверхактивность

87. Ипохондрия (преувеличенное беспокойство о здоровье)

88. Лицемерие

89. Меня игнорируют

90. Скованность

91. Нетерпеливость

92. Неполноценность

93. Некомпетентность, неспособность

94. Непоследовательность, неустойчивость

95. Самообладание

96. Независимость

97. Нерешительность, колебания

98. Неполноценность

99. Меня сдерживают, мешают

100. Боязнь умопомешательства

101. Любовь к другим

102. Неискренность

103. Все сложно, запутанно

104. Изолированность, оторванность

105. Ревность

106. Стремление осудить

107. Одиночество

108. Никчемный, как ...

109. Милый, привлекательный

110. Любимый другими

111. Ненадежность, небезопасность

112. Верность, преданность

113. Я манипулирую другими, обрабатываю их в своих целях

114. Мною манипулируют, влияют

115. Мужество

116. Притворство, маскировка

117. Мазохизм

118. Меланхолия, уныние, подавленность

119. Непонимание со стороны других

120. Я в бедственном положении, в нищете

121. Я безмерно старый

122. Оптимизм

123. Отсутствие контакта с реальностью

124. Теряю самообладание

125. Меня не замечают, недооценивают

126. Меня излишне контролируют

127. Сладострастие, эротика

128. Параноидальность (одержимость какой-либо идеей, недоверчивость, утрата контакта с реальностью)

129. Страстность, пылкость

130. Мир, спокойствие

131. Меня преследуют

132. Пессимизм

133. Я неискренен, фальшив

134. Жалость к другим

135. Измотанность

136. Довольный другими

137. Довольный собой

138. Стремление к стяжательству, собственничество

139. Надутость

140. Озабоченность, поглощенность мыслями

141. Предубежденность, пристрастность

142. На меня давят

143. Защищенность от других

144. Гордость за других

145. Гордость за себя

146. Спокойствие

147. Отверженность

148. Религиозность

149. Раскаяние

150. Другие мне противны

151. Я отвратителен

152. Сдержанность, умеренность

153. Я вознагражден, мне воздали должное

154. Печаль, грусть

155. Склонность к садизму

156. Я надежно защищен

157. Я соблазнителен, чарую

158. Самодовольство, самоуспокоенность

159. Жалость к самому себе

160. Надежда только на себя

161. Сексуально ненормальный

162. Я пробуждаю сексуальность

163. Поверхностный, пустой

164. Фаэтон (шутл.) – в греч. мифол. – управляющий солнечной колесницей

165. Глупый

166. Откровенный

167. Грешный

168. Лень, вялость

169. Мягкость

170. Глубоко переживаю за себя

171. Упрямство

172. Тупость

173. Стремление к самоубийству

174. Веселье, радость, счастье

175. Меня всегда поддержат

176. Я готов поддержать другого

177. Подозрительность

178. Сочувственность, благожелательность

179. Нежность, мягкость

180. Превосходство над другими

181. Я запуган

182. Мне угрожают

183. Я раздираем на части, ранен

184. Терпимость

185. Обидчивость, раздражение, повышенная чувствительность

186. Торжество, ликование

187. Двуличие, лживость

188. Я уродлив

189. Неспособность к коммуникации

190. Я не понят, недооценен

191. Неуверенность в других

192. Неуверенность в себе

193. Я понятлив, сметлив

194. Я неталантливый, неодаренный

195. Я неотзывчив, невосприимчив

196. Я несдержан, неумерен

197. Встревоженность, нервозность

198. Меня используют другие

199. Я никому не нужен

200. Меня приносят в жертву

201. Мстительность

202. Неистовство, ярость, склонность к насилию

203. Усталость от жизни

204. Плаксивость, слезливость

205. Победоносность

206. Хлипкость, хилость

207. Бодрость, энергичность

Упражнение 2

ВЕДЕНИЕ "ЛИЧНЫХ ЖУРНАЛОВ" И ВЗАИМНЫЙ ОБМЕН ИМИ

Большинство из нас думают о себе, что они лучше говорят, чем пишут. Возможно, это действительно так, поскольку мы говорим гораздо чаще, чем пишем. Тем не менее, я настоятельно рекомендую хотя бы иногда браться и за перо, особенно в те моменты, когда отношения любви начинаются или переживают серьезный кризис.

Во-первых, в этом случае до минимума свидится опасность того, что те или иные обстоятельства (подавление) смогут прервать свободный поток идущего от нас сообщения о себе. Человеческое лицо имеет тысячу различных выражений, и девятьсот из них могут быть восприняты как угрожающие. Чистый лист бумаги имеет только одно выражение, которое пока еще никому не угрожало. Во-вторых, когда вы собираетесь заглянуть внутрь самих себя, стараясь найти подходящие слова для того, чтобы выразить те неповторимые эмоции, которые вы переживаете в данный момент, то здесь неизбежны продолжительные паузы, а люди, в общем, не очень-то любят ждать. Лист чистой бумаги куда терпеливее, – в противоположность людям ему больше ничего не остается делать.

Наконец, нередко бывает, что желание диалога возникает у партнеров не в одно и то же время. Скорые обещания и добрые намерения заменяют собой дело, и диалог становится одной из многих вещей, которые мы все собираемся сделать, а в действительности ходим вокруг да около. Между тем ваша любовь и жизнь становятся все более тусклыми. Имея журнал для заметок, каждый из партнеров по диалогу может избирать желательное и удобное для него время и писать сколь угодно долго или, напротив, коротко.

Начавшееся в Испании движение "Супружеский инкаунтер" имеет целью содействовать диалогу и выражению чувств между супругами. Это движение нашло благоприятный прием в США среди тысяч супружеских пар, которые благодаря ему получили поддержку в сфере общения и отношений любви. Многие участники движения "Супружеский инкаунтер" находят его практику просто незаменимой и считают, что значение самого движения трудно переоценить. Каждый из партнеров каждый день тратит около десяти минут, внося свои записи в свой журнал, затем партнеры также в течение десяти минут обмениваются записями и обсуждают их. Большинство пар свидетельствует о том, что такая практика гарантирует все большую глубину понимания, принятия и любви. Любовь и счастье, которые источают эти пары, как нам кажется, являются лучшим подтверждением их свидетельства. Все те пары, которые я знал, и которые были участниками движения "Супружеский инкаунтер", являют собой чрезвычайно счастливые пары и выглядят счастливейшими людьми из всех, кого я знаю.

"Супружеский инкаунтер" – движение, имеющее в виду женатых людей, но для того, чтобы убедиться в огромном значении диалога, совсем необязательно быть женатым. Вы можете взять блокнот, ручку и начать то же самое со своим партнером по диалогу с тем, чтобы открыть для себя значение такого рода откровенности в отношениях любви. Ниже мы предлагаем 40 тем. Рекомендуем брать по одной теме в день. Прочтите поставленные там вопросы. Затем сформулируйте ваши ответы и обратите внимание на вашу эмоциональную реакцию. Постарайтесь, насколько возможно, живо выразить ваши ответы в письменной форме в вашем журнале.

В некоторых случаях предлагаемые направления размышлений в каждой из тем могут показаться обращенными скорее к сознанию, разуму, чем к вызыванию эмоций. Поэтому, пожалуйста, помните о том, что именно эмоциональное содержание вашего ответа будет уникальным для вас. Именно через сообщение ваших эмоций или чувств вы будете наиболее эффективным образом входить в контакт с вашим партнером по диалогу. Наконец, вы можете столкнуться с двойственными эмоциями в отношении какого-то лица или ситуации. Каждый из нас представляет собой совершенно уникальную смесь совершенно различных, подчас противоположных эмоций. Любовь и антипатия, уверенность и сомнение, радость и печаль, надежда и разочарование могут возникать в вашем сердце в одно и то же время. Стараясь выразить ваши чувства словами в процессе заполнения вашего личного журнала, следует с одинаковой готовностью принимать самые противоположные чувства, возникающие при ответе на одну и ту же тему.

ТЕМЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ

Наши рекомендации