Глава 8. Память, мышление и общение

Память ..................... 348

Структура памяти ................ 348

Процессы, связанные с памятью ........... 353

Забывание ................... 356

Память и мышление ............... 358

Мышление ..................... 361

Процессы мышления . .............. 361

Стратегии мышления .............. 363

Теории развития когнитивных процессов ....... 365

Мышление и речь ................ 370

Речь ...................... 371

Общение и язык ................ 371

Теории развития речи .............. 372

Документ 8.1. Сенсорная память .......... 377

Документ 8.2. Образы и память .......... 378

Документ 8.3. Мнемотехнические приемы ....... 381

Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или лова ............... 384

Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразуме­ние» во взаимоотношениях между памятью и речью? . . . 387

Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление 389

Документ 8.7. Дети и психолингвистика ....... 391

Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить? 393

Резюме ..................... 397

Досье 8.1. Исследования памяти .......... 398

Литература .................... 405

Материал для самопроверки .............. 407

Ответы на вопросы ............... 413

Глава 9. Адаптация и творчество

Интеллект ..............

Природа интеллекта .........

Структура интеллекта ........

Истоки интеллекта .........

Оценка интеллекта .........

Интеллект, решение проблем и творчество .

Творческое мышление

Особенности творческого мышления

Творчество и адаптация ..............

Особенности творческих личностей .........

Документ 9.1. IQ: два ребенка- это хорошо, а девять – это, наверное, многовато . . ..........

Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого? .....

Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умствен­ное развитие? ..................

Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект

Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенно­сти его личности и его семья ............

Резюме .....................

Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приоб­ретенным .....................

Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека . .

Литература ....................

Материал для самопроверки .............

Ответы на вопросы ...............

Проблемы с-13

Глава 10 Развитие «Я».............................................................................................................................. 2

Глава 11 Человек и другие люди............................................................................................ 72

Глава 12 «Иные»..................................................................................................................... 122

Приложение А........................................................................................................................ 363

Приложение Б Статистика и обработка данных................................................................. 365

Годфруа Ж.

Что такое психология: В 2-х т. Т. 2:Пер. с франц.-М.:

Мир, 1992.-376 с., ил.

ISBN 5-03-001902-2

Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Том 2 посвящен проблемам социальной психологии (становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологи­ческого в человеке, нарушения психики), а также биологическим основам поведения. Для специалистов и студентов - психологов, биологов, медиков, педагогов - и всех читателей, интересующихся вопросами психологии.

Редакция литературы по биологии

© 1988 Pierre Mardaga,

editeur © перевод на русский язык,

Алипов Н.Н., Свечников В. В., 1992

4. Я, другие и «иные»

Введение

В шести предыдущих главах мы рассмотрели различные процессы, позволяющие человеку приспосабливаться к реальной действительности или видоизменять ее сообразно с ею потребностями.

Люди реагируют на внешние обстоятельства по-разному в зависи­мости от возраста, пола, физической конституции, умственных способ­ностей и, наконец, всего прошлого опыта. Личность и особенности поведения человека, отличающие его от других людей, формируются на разных фазах его развития и жизненного опыта.

Индивидуальные различия людей, однако, не бесконечны. Человек живет в какой-то социальной группе с определенной культурой. Посто­янное взаимодействие людей накладывает глубокий отпечаток на их восприятие мира, общение и поведение, на их отношение друг к другу и к представителям иных социальных групп.

Таким образом, человек всю жизнь бывает ограничен в своем стремлении к самовыражению в результате того давления, которое он с самых первых дней испытывает со стороны общества и которое требует от него «нормального» поведения в установленных этим общест­вом рамках. Большинство людей сравнительно легко приспосабливается к этим требованиям и живет без серьезных кризисов, прибегая в напряжен­ные моменты к различным социально санкционированным «предохрани­тельным клапанам». Кое-кто, однако, оказывается неспособным проти­востоять стрессовым ситуациям жизни либо из-за особой чувствительности своей натуры, либо потому, что в детстве у него не выработалось надлежащей стойкости. Такие люди обречены стать среди других «иными».

Введение

В этой последней части книги мы поочередно рассмотрим три аспекта человеческой жизни: эволюцию личности от рождения до смер­ти, его социальную активность и влияние группы на его поведение и, наконец, трудные проблемы бытия, которые встают перед каждым человеком, а в некоторых случаях приводят и к распаду личности.

Глава 10 Развитие «Я»

Введение

Каждый человек неповторим. Уже в клетке, образовавшейся при слиянии яйца и сперматозоида, намечается траектория жизни человека, состоящая из множества форм поведения - результатов непрерывного взаимодействия трех факторов: генетического наследства, культурной среды и в особенности обстоятельств жизни, определяющих уникаль­ность человека еще в большей степени, чем два первых фактора.

Каждому возрасту присущи свои особенности. Рассматривая разви­тие человека, можно подробно останавливаться на состоянии различных функций в тот или иной период жизни. Именно таким образом построе­но большинство руководств по генетической психологии. В этих руко­водствах делается попытка дать возможно более точное представление о каждом периоде жизни человека путем описания его физических, умственных, аффективных и социальных аспектов; после рассмотрения одного жизненного периода по такой же схеме описывается следующий. Хотя такой подход к описанию истории личности и позволяет получить целостное представление о ее развитии в данном возрасте, он не дает непрерывной картины эволюции каждой из сторон личности на протя­жении жизни.

Вот почему в этой главе мы решили рассмотреть, как эволюциони­руют от рождения до смерти различные особенности индивидуума, акцентируя внимание на критических периодах этой эволюции. В первую очередь мы проследим ход физического и полового развития человека с момента рождения до смерти, затем точно так же рассмотрим его умственное и нравственное развитие, а потом остановимся на различных подходах к изучению развития личности и, наконец, на социальном развитии человека. Глава завершается анализом последнего этапа жиз­ни, предшествующего смерти.

Глава 10

Но как бы мы ни описывали развитие человека, важно никогда не упускать из виду, что индивидуум непрерывно эволюционирует как единое целое, так что ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве ог других сторон, с которыми она тесно связана в процессе своей эволюции. Гармонично развивающийся ребенок будет влиять на свое окружение иначе, чем другой ребенок, медленно растущий из-за плохого здоровья или обладающий менее привлекательной внешностью. Последствия таких взаимодействий в свою очередь будут отражаться на аффективном развитии подрастающего ребенка, на его представлениях о самом себе и его вере в собственные способности, и поэтому они будут задавать определенное направление умственного и социального разви­тия ребенка. В этом-то «горниле», где наследственность сталкивается с разнообразными влияниями внешней среды, в тесной взаимозависи­мости самых разных аспектов развития и происходит с момента рожде­ния эволюция личности.

Различные аспекты развития

Этапы жизни

Традиционно принято разделять жизненный цикл на четыре больших периода: пренатальный (внутриутробный) период, детство, отрочество и зрелость (взрослое состояние). В свою очередь каждый из этих этапов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Пренатальный период

Этот период длится в среднем 266 дней и состоит из трех стадий, соответствующих разным фазам развития от оплодотворения яйцеклет­ки до рождения ребенка.

Предзародышевая стадия длится две недели. Она соответствует раз­витию оплодотворенного яйца (зиготы) во время его перемещения в матку и внедрения в ее стенку вплоть до образования пупочного канатика.

Зародышевая (эмбриональная) стадия охватывает период с начала 3-й недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференцировка различных органов.

Стадия плода начинается с 3-го месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит развитие функций и систем, которые позволяют организму выжить после рождения. Однако способ­ность к выживанию в воздушной среде плод приобретает только в начале 7-го месяца развития. Вот почему начиная с этого времени плод нередко называют уже ребенком.

Пока еще не понятно, какие механизмы «запускают» процесс родов. Предполагается, что в основе этого процесса лежат гормональные сдвиги, происходящие как в организме матери, так и у плода, достиг­шего «оптимальной зрелости».

2. Детство

Детство включает три стадии.

Первое детство начинается с появления ребенка на свет и продол­жается 3 года: это период развития функциональной независимости и речи.

Развитие «Я»

Второе детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов.

Третье детство продолжается с 6 до 12 лет, т.е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.

Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество.

Отрочество

Отрочество подразделяется на два периода.

Пубертатный период соответствует половому созреванию и продол­жается до 15 или 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе.

Ювенильный период, продолжающийся с 16 до 18-20 лет, соответст­вует приспособлению подростков обоего пола к семье, школе и среде своих сверстников.

Юность представляет собой переходный период от отрочества к зре­лости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обяза­тельств.

Зрелость

Зрелость несколько произвольно разделяют на три стадии.

Стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и про­фессиональную деятельность.

Зрелый возраст, продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении.

Завершающий период зрелости начинается с 60-65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. О возрасте до 75 лет говорят как о первой старости, после 75 возраст считается пре­клонным.

Если психическое развитие человека в детстве и отрочестве сравни­тельно хорошо исследовано, то изучение в этом плане других периодов жизни еще только началось. Вероятно, в ближайшем будущем мы узнаем много нового о пренатальной жизни и зрелости, которые до сих пор исследовались весьма поверхностно.

Пределы жизни

Развитие организма начинается с первого деления оплодотворенного яйца. За этим делением следуют другие, так что на 5-й день, к моменту имплантации яйца в стенку матки, маленький организм состоит уже из 128 клеток, к моменту рождения их будет 800 миллиардов, а в расцвете

10 Глава 10

зрелости, между 20-м и 30-м годом жизни, - около 50 000 миллиардов.

По мнению Хейфлика (Hayflick, 1973), число последовательных деле­ний в потомстве одной клетки у человека на протяжении жизни ограни­чено полусотней. Учитывая ритм процессов деления, нужно полагать, что продолжительность человеческой жизни (за редкими исключениями) не может превышать 110 лет. В конце 20-го века средняя продолжи­тельность жизни населения западных стран составляет 80 лет у женщин и 72 года у мужчин. По-видимому, если не будет сделано каких-либо сенсационных открытий, этот потолок вряд ли удастся превзойти 1.

Неравномерность роста

На протяжении всей внутриутробной жизни, а также детства разви­тие организма идет в цефалокаудальном и проксимодистальном на­правлениях. Иными словами, верхняя часть тела (голова с прилегаю­щими участками) опережает в своем росте нижнюю, а центральная область развивается быстрее периферических отделов, т. е. конечностей. В период полового созревания, однако, соотношение меняется на обрат­ное, т. е. конечности начинают расти быстрее головы и туловища (рис. 10.1).

Развитие нервной системы

Среди 200 типов клеток, дифференцирующихся и развивающихся во время пренатальной жизни организма, имеются такие, популяция кото­рых полностью или почти полностью «укомплектована» к моменту рождения и больше уже не обновляется. Речь идет о нервных клетках, или нейронах. Их дифференцировка происходит на эмбриональной стадии и начиная с 3-й недели развития сопровождается формированием спинного мозга, головного мозга и сети сенсорных и двигательных нервов.

Первые реакции эмбриона на 8-й неделе жизни свидетельствуют о начале функционирования нервной системы. В дальнейшем движения плода будут усиливаться, так что в середине 4-го месяца беременности их начнет чувствовать и будущая мать.

1 За последние полвека средняя продолжительность жизни увеличилась на 15-20 лет. Но вопреки тому, что может показаться на первый взгляд, сказанное отнюдь не означает, что жизнь взрослого человека стала на 15-20 лет длиннее (на Западе человек, достигший сегодня 60-летнего возраста, может надеяться про­жить еще 17 лет, т.е. только на год больше, чем это было бы 50 лет назад.) Среднее продление жизни следует скорее отнести на счет значительного падения детской смертности, обусловленного кампаниями вакцинации, которые способ­ствовали выживанию большего числа детей и таким образом привели к упомя­нутому увеличению средней продолжительности жизни во всей популяции.

Заметим, что средний срок жизни наших предков, обитавших в «естественном состоянии» в саванне, составлял около 20 лет.

Развитие «Я» 11

Глава 8. Память, мышление и общение - student2.ru

Рис. 10.1. Физическое развитие ребенка идет в двух направлениях: цефалокаудальном (верхние части тела развиваются раньше нижних) и проксимодистальном (участки тела, расположенные ближе к его центру, развиваются раньше периферических участ­ков).

Мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отро­чества l.

Начиная с 25-летнего возраста и особенно после 45 лет ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток; этот процесс, однако, не влечет сколько-нибудь серьезных последствий для нормально стареюще­го мозга, в котором еще сохраняются десятки миллиардов функциони­рующих нейронов2.

Физическое развитие

Физическое развитие затрагивает самые разные аспекты физиологи­ческих, сенсорных и двигательных функций организма. Оно начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в воз­расте от 20 до 30 лет.

Неонатальный период

Уже с 3-го месяца внутриутробной жизни у плода начинаются движения тела и глаз. На 7-м месяце появляются многочисленные рефлексы (сосание, реакции на громкие звуки и т. п.), достигающие полного развития после рождения и способствующие выживанию ново­рожденного (рис. 10.2).

Сенсорный «багаж» новорожденного был описан в документе 5.5.

1 Так как популяция нейронов уже полностью сформирована, дальнейшее созревание нервной системы связано только с ветвлением отростков у каждого нейрона, миелинизацией нервных волокон и развитием глиальных клеток, от­ветственных главным образом за питание нейронов.

2 Согласно новейшим оценкам, в коре головного мозга насчитывается около 40 миллиардов клеток (см. приложение А).

Глава 10

Глава 8. Память, мышление и общение - student2.ru

Рис 10 2 На седьмом месяце пренатальной жизни у плода уже функционирует большинство рефлексов и органов чувств Он сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки и даже может слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей.

Здесь достаточно будет напомнить, что большинство органов чувств функционирует уже у 7-месячного плода, который способен воспри­нимать свет и звуки.

Детство

В ранний период жизни моторное развитие тоже происходит вдоль цефалокаудальной оси, т. е. в первую очередь устанавливается контроль над движениями головы, за которым следует распрямление туловища (4-й месяц жизни), поддержание сидячей позы (7-й месяц), передвижение ползком (9-й или 10-й месяц), вставание на ноги (13-й или 14-й месяц) и, наконец, ходьба (14-й или 15-й месяц жизни) (рис. 10.3).

Развитие тонкой моторики происходит в проксимодистальном на­правлении – способность к произвольным хватательным движениям кисти развивается после общих движений руки. Хватательные движения возникают к 5-му месяцу жизни и в дальнейшем совершенствуются

100%

50%

Глава 8. Память, мышление и общение - student2.ru

20 25 30 35 40 45 50 Возраст, годы

Рис 103 Изменение некоторых показателей физического развития человека с рождения до зрелого возраста. До начала седьмого десятка лет снижение сенсорных и психомоторных способностей в среднем не превышает 10%.

Развитие «Я» 13

                           
До рождения Поза плода еуз.     9 месяцев Стоит. держась ^
1 месяц Поднимает подбородок             vf
        -С- -J——t                
2 месяца Поднимает ^     10 месяцев Ползает essl
                        /"Mi
3 месяца Пытается достать но промахивается ^     11 месяцев Ходит с посторонней помощью ffi
        \ о             .ц"
4 месяца с посторонней помощью ж     12 месяцев Поднимается %
5 месяцев Сидит у кого нибудь на коленях \^i-         держась за опору t
    хватает предметы 7<5й,         Взбирается
6 месяцев Сидит на высоком стуле, W-         по ступенькам лестницы ^
    ся предмет 1=$            
7 месяцев Садится самостоятельно &     14 месяцев без посторонней помощи J/'
8 месяцев Стоит с посторонней помощью i     15 месяцев Ходит без посторонней ПОМОЩИ i

Рис 104 Моторное развитие ребенка начиная с позы плода и до ходьбы

Глава 8. Память, мышление и общение - student2.ru

Рис 105В детстве физическая активность мальчиков и девочек почти одинакова. Многие девочки-подростки пересгают заниматься спортом лишь после полового созревания, что связано скорее с причинами культурного, нежели физиологи­ческого порядка

14 Ггава 10

благодаря использованию большого пальца, противопоставляемого другим пальцам руки (9-й месяц), и координации работы пальцев в соответствии с целью движения. Заметное улучшение этой тонкой моторики, однако, происходит лишь между 3-м и 5-м годами жизни (рис 10.4)

Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5-го по 17-й год. Сказанное относится и к девочкам, у которых, однако, мышечная сила стабилизируется к 13-летнему возрасту; можно думать, что это в большей степени свя­зано с представлениями западных девочек-подростков об идеале женст­венности, нежели с физиологическими различиями между полами (рис. 10.5).

Говоря о сенсорных функциях, следует отметить, что острота зри­тельного восприятия и бинокулярное зрение достигают полного разви­тия к 6-му или 7-му году жизни.

Отрочество

Физическое развитие в период отрочества отмечено двумя важными сдвигами: общими анатомическими изменениями, с одной стороны, и развитием первичных и вторичных половых признаков – с другой.

Общее анатомическое развитие проявляется главным образом в ускоренном росте и заметном увеличении веса. Разные части тела, однако, развиваются не одновременно и не гармонично; это иногда порождает у подростка более или менее выраженные психические проб­лемы. связанные с принятием нового физического облика. Коль скоро какая-нибудь часть тела начала расти, свой «взрослый» вид она прини­мает обычно через три года. Максимального роста девушки достигают в 17 лет, а юноши-к 21 году.

Первичные половые признаки, т.е. особенности внутренних и наруж­ных половых органов (например, семенные пузырьки и предстательная железа у мужчин или бартолиниевы железы у женщин), развиваются во время полового созревания, матка увеличивается в размерах, начинают функционировать яичники или семенники. Вторичные половые признаки также появляются в пубертатный период. Развитие грудных желез у девочек совпадает по времени с первыми менструациями, т. е. происхо­дит в возрасте около 13 лет. Первые эякуляции у мальчиков отмечаются, как правило, между 13-м и 14-м годами жизни1, голос ломается в 14-15 лет, а рост бороды начинается в 17-18 лет, т.е. через 2-3 года после появления волос в подмышечных впадинах и на лобке.

Зрелый возраст

Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м годами жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут слегка понижаться вплоть до 60-легаего возраста, после которого это снижение станет более заметным.

1Чаще всего в первых эякулятах сперматозоиды отсутствуют.

Развитие «Я»

Большинство сенсорных функций достигает своего полного развития , 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10%, а зрение, вкус, обоняние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения. Среди людей в возрасте 65-74 лет у 13% отмечаются те или иные нарушения слуха, после 75 лет этот процент удваивается. Между тем вопреки распространенному мнению значительное ослабление слуха отмечается лишь у 10% пожилых людей, а серьезные нарушения зре­ния – только у 2%.

Половое развитие

Секс проявляется у человека на протяжении всей жизни. Половое поведение возникает намного раньше, чем способность к размножению, а у женщин оно долго сохраняется и после исчезновения этой спо­собности.

Наши рекомендации