Психопатологическое обследование
Среди этапов психопатологической диагностики детей раннего возраста можно выделить два:
1. этап симптоматологической диагностики, который включает в себя выделение и описание симптомов нарушений сна, влечений, психомоторики, эмоционального реагирования, поведенческие отклонения, нарушения речи, расстройства общения и познавательной деятельности и др.;
2. этап синдромологической и нозологической (при возможности) диагностики, который включает в себя диагностику синдромов, патологических состояний и болезненных процессов: различные по этиологии задержки психического развития и синдромы олигофрении, ранняя детская шизофрения и состояние "шизотипического диатеза", дизонтогенетические формы раннего детского аутизма, эпилепсия и эпилептоформные состояния, синдромы пограничных психических нарушений (невропатия, гипердинамический, неврозоподобный и психопатоподобный синдромы и др.), симптомокомплексы расстройств привязанности, сепарационные и депривационные состояния и др.
При наличии симптома в истории развития следует указать:
- возраст, в котором он появился;
- продолжительность: эпизодический, в течение короткого времени (меньше 3 мес); постоянный в течение нескольких дней, недель, месяцев; персестирующий (хронически существующий) в течение первых лет жизни;
- степень проявления: слабая, умеренная, выраженная.
Симптомы нарушений сна:
- изменение общей длительности (гипосомния и гиперсомния);
- расстройства глубины (чуткий, поверхностный, чрезмерно глубокий и т.п.);
- нарушения засыпания и пробуждения (увеличение длительности, капризность, тревожность, раздражительность и другие эмоционально-поведенческие расстройства этих периодов);
- инверсия сна и бодрствования (преимущественное бодрствование ночью и сон днем);
- раннее прекращение дневного сна и его значительное сокращение;
- стереотипные психомоторные феномены во сне (качания, биения, движения типа челнока, складывания);
- пароксизмальные психомоторные феномены во сне: частые вздрагивания, бруксизм (скрип зубами);
- другие нарушения.
Психопатологические симптомы нарушений аппетита и процесса кормления:
- нарушения грудного кормления (если ребенок помещен на государственное попечение, уже будучи на искусственном вскармливании, представляют интерес анамнестические данные этого плана, если есть возможность их получить); выраженное беспокойство во время грудного кормления или, наоборот, крайняя пассивность при достаточном количестве молока у матери и удовлетворительном состоянии сосков; беспричинный отказ от груди матери;
- общая гипорексия или анорексия, периодическая или постоянная без четкой желудочно-кишечной патологии;
- избирательная гипорексия (как протестная реакция на кормление определенным лицом);
- привычные рвоты;
- расстройства жевания или его позднее формирование;
- нарушение способности к заглатыванию пищи ("руминация") с повторяющимся отрыгиванием пищи из желудка в рот и повторным пережевыванием и проглатыванием;
- пищевые влечения к несъедобным предметам;
- вычурность в еде;
- циклические формы нарушений аппетита (периодическое повышение и снижение);
- циркадная (суточная) форма нарушения аппетита с увеличением пищевой потребности к вечеру;
- булимия;
- инверсия аппетита (еда преимущественно ночью) и др.
- диспептические расстройства, не связанные с желудочно-кишечными заболеваниями;
- нарушения терморегуляции (без воспалительных заболеваний);
- нарушения потоотделения;
- вегетососудистые нарушения;
- психогенные кожные реакции и др.
Симптомы нарушений сексуального влечения:
- рудименты детского онанизма (связанные с процессом засыпания и пробуждения, заболеваниями вульвы, аскаридозом и т.д.);
- навязчивые онанистические действия;
- резко усиленный интерес к половым органам;
- другие поведенческие нарушения, связанные с нарушением сексуального влечения.
Симптомы нарушений аффективного реагирования:
- повышенный аффект (отрицательный) по отношению к физиологическим раздражителям (чуткие, легко возбудимые младенцы и дети);
- позднее формирование (после 5 — 6 мес) комплекса оживления или его отсутствие;
- аффект-респираторные закатывания;
- двигательное аффективное беспокойство (отрицательный аффект с двигательным возбуждением в ответ на запреты, недовольство чем-либо и т.п.);
- частый беспричинный плач;
- склонность к тревожности;
- выраженная эмоциональная лабильность;
- постоянно измененный фон настроения (в сторону повышения или понижения);
- раздражительность;
- склонность к аффективным вспышкам;
- эмоциональная ригидность;
- сглаженность эмоциональных реакций;
- парадоксальность и неадекватность эмоций;
- отрицательные эмоции при пробуждении (дневном и ночном) — "эндогенный" эмоциональный суточный ритм;
- фазовые эмоциональные расстройства (дистимии, дисфории, гипомании, субдепрессии и депрессии, тревожные и смешанные состояния);
- страхи (недифференцированные, сверхценные, навязчивые, бредоподобные, пароксизмальные ночные) и др.
Симптомы нарушения внимания:
- слабость концентрации внимания; повышенная отвлекаемость;
- "селективное" внимание — концентрация внимания на латентных признаках;
- сверхвключаемость (гиперметаморфоз);
- "полевое" поведение;
- состояние растерянности;
- ригидность внимания;
- чрезмерная концентрация внимания (псевдоглухота, псевдослепота) и др.
Симптомы нарушения психомоторики:
- общая двигательная заторможенность; феномен сохранения позы;
- общие нарушения моторной координации (моторная неловкость);
нарушения мелкой моторики; общая двигательная расторможенность; импульсивность; гиперкинезы; гипомимия; тики;
- навязчивые действия;
- патологические привычные действия (патологическое привыкание к соске (после 2 лет), сосание пальца, языка, других предметов, онихофагия, трихотилломания, онанизм (при переходных стадиях сна) и др.;
- кататоноподобные и кататонические двигательные нарушения;
- кататоногебефренное возбуждение и др.
Симптомы нарушения речи:
- нарушения звукопроизносительной стороны речи (см. подробно в приложении 13);
- нарушения темпа, ритма и коммуникативной функции речи: тахилалия; брадилалия; запинки; заикание; малое использование речи и вокализаций для коммуникации; мутизм элективный; мутизм тотальный; преобладание монологической речи и др.;
- другие нарушения речи: необычные первые слова; отсутствие звукоизобразительных слов; взрослые штампы; эхолалии; нарушения интонирования и модулирования; словотворчество (неологизмы); выраженное избирательное отношение к словам и выражениям; явная склонность к рифмованию; отсутствие речи от первого лица и др.
Симптомы нарушений коммуникабельности:
- малая выраженность или отсутствие зрительного контакта;
- малая выраженность или отсутствие эмоционального контакта;
- повышенная привязанность ("прилипчивость") к какому-либо лицу;
- сверхценный страх новых людей;
- недифференцированное отношение к новым людям;
- протодиакризис (отношение к людям, как к вещам);
- уходы в себя, псевдоглухота, псевдослепота как преднамеренные отказы от общения;
- отсутствие или малая дистанция в общении со взрослыми;
- отгороженность от взрослых;
- негативизм в общении со взрослыми;
- уменьшение или отсутствие интереса к общению с детьми;
- застенчивость и беззащитность в общении с детьми;
- неразборчивая общительность с детьми;
- нарушение отношения к матери (если она посещает ребенка в государственном учреждении): индифферентное, негативное, амбивалентное.
Симптомы нарушения деятельности (см. подробнее в разд. 7.4):
- общие нарушения: замедленный темп; недостаточность целенаправленности; импульсивность; инертность; быстрая
- пресыщаемость; быстрая утомляемость; трудности коррекции извне; трудности обучаемости; склонность к стереотипизации деятельности; склонность к необычным формам деятельности и др.;
- нарушения познавательной деятельности и игры: снижение или отсутствие познавательной активности; интерес к неигровым предметам в игровых ситуациях; склонность к стереотипизации игры; склонность к вычурным играм; разрушительный характер игр; сверхценные фантазии в игре; ранний выраженный интерес к абстрактным понятиям и др.
Симптомы поведенческих нарушений:
- патохарактерологические реакции: активного и пассивного протеста, имитации, отказа, гиперкомпенсации;
- навязчивые поведенческие ритуалы;
- феномен "тождества";
- агрессивные реакции;
- самоагрессивность;
- нарушение становления контроля над мочеиспусканием и дефекацией;
- нарушение становления навыков самообслуживания и др.
Симптомы нарушения чувственного познания (ощущений, восприятия):
- гипои гиперстезия (при действии обычных раздражителей);
- сенестопатии;
- иллюзии;
- галлюцинации;
- психосенсорные расстройства;
- рудименты других дереализационных и деперсонализационных расстройств и др.
- Симптомы нарушений преимущественно абстрактного познания (после 2 лет):
- рудименты навязчивых идей (навязчивые опасения, вопросы);
- рудименты сверхценных образований (игры с оттенком одержимости, односторонние интересы и т.д.);
- рудименты бреда в виде бредоподобных фантазий;
- игровые перевоплощения с элементами деперсонализации и др.
Пароксизмальные состояния эпилептического и эпилептиформного круга:
- ребрильные пароксизмальные расстройства (однократность или многократность): судорожные состояния; ознобоподобный гиперкинез; делириозные нарушения сознания и др.;
- эпилептические и эпилептоформные состояния (частые — несколько раз в месяц; умеренно частые — несколько раз в полгода; редкие — несколько раз в год): большой судорожный приступ; малые приступы; фокальные припадки; оральные автоматизмы; рудименты амбулаторных автоматизмов (типа сноговорения и снохождения); однообразные ночные страхи с амнезией; различные психомоторные эквиваленты и др.
Симптомы интеллектуальных расстройств (см.подробнее в разд. 7.4):
- снижение памяти в виде нарушений узнавания знакомых предметов и людей;
- снижение запаса знаний;
- нарушения активного внимания;
- полная или частичная утрата ранее приобретенных знаний и навыков (деменция);
- врожденное недоразвитие интеллекта и познавательной деятельности (олигофреническое слабоумие);
- олигофреноподобные состояния, обусловленные ранней детской шизофренией, эпилепсией, прогрессирующими психоневрологическими органическими заболеваниями и др.
Становление ранних характерологических черт:
- шумливость, общительность, склонность к озорству;
- стремление к самостоятельности;
- стремление к лидерству;
- упрямство, негативизм;
- склонность к раздражительности и аффективным вспышкам;
- склонность к вязкости и ригидности аффектов и деятельности;
- склонность к жестокости, агрессивности, драчливости;
- бережливость, педантизм, аккуратность;
- мнительность, склонность к подозрительности;
- неусидчивость, отвлекаемость;
- легкая подчиняемость;
- склонность к фантазированию, лживости;
- демонстративность поведения, жажда признания;
- повышенная чувствительность, впечатлительность;
- быстрая утомляемость, вялость;
- недостаточная самостоятельность, робость;
- тревожность;
- замкнутость, стремление к одиночеству;
- другие стойкие характерологические черты.
Характеристика психического развития в целом: своевременное; опережающее; равномерно задержанное; с изолированными задержками; выраженное отставание; грубое отставание; диссоциированное; с периодами регресса.
В психическом статусе ребенка раннего возраста указываются:
- время осмотра ребенка и его соотношение с привычным режимом (например: "Осмотрен в 10 часов, через 2 часа после утреннего пробуждения и через 1,5 часа после первого кормления");
- ситуация осмотра: в кабинете врача, в общей спальне или игровой комнате, в присутствии воспитателей и других детей, в присутствии родных (указать родственные отношения) и т.д.
Сначала отмечаются общие реакции на процедуру обследования:
- заинтересованность в контакте, степень ее выраженности, наличие скованности и страхов при общении;
- способы вовлечения ребенка в контакт и его реакции на них; тактильное воздействие, эмоциональное привлечение, предложение игрушек, предоставление на некоторое время возможности освоиться самому и т.д.;
- время, необходимое для достижения контакта; условия, способствующие контакту: нахождение на руках взрослого, совместная игра и т.д.;
- реакции ребенка на обстановку обследования и привлечение к контакту.
При затруднении или невозможности контакта необходимо отразить, чем это обусловлено: интеллектуальным снижением, резким негативизмом, выраженной двигательной расторможенностью и т.п.
Затем описывается спонтанное поведение ребенка в ситуации установленного или неустановленного контакта:
- предпочтительные формы деятельности (стремление к общению или игре, интерес к новой обстановке, уход из ситуации обследования и т.д.);
- уровень внимания и целенаправленности;
- двигательное поведение (моторная активность, жесты, мимика, патологические поведенческие феномены); преобладающие эмоциональные реакции; речь и ее особенности;
- характерные целостные поведенческие феномены;
- вегетативные реакции во время осмотра.
Далее описывается поведение ребенка при определенных предлагаемых формах деятельности и ситуациях:
- при предъявлении возрастных заданий на определение уровня развития познавательной деятельности и моторики;
- реакции на успех и неудачу, похвалу и порицание, принятие корригирующей помощи взрослого, способность к обучению;
- характер общения с другими детьми и воспитателями (при наблюдении в группе).
Отмечается динамика психического статуса ребенка в процессе обследования:
- уровень общей активности;
- работоспособность и целенаправленность;
- состояние внимания, двигательной и эмоциональной сфер;
- степень устойчивости коммуникативных связей.
- Для дополнения данных о психическом состоянии ребенка на данный момент времени собираются сведения о нем со слов воспитателей и других людей, с которыми общается ребенок (особенно о нарушениях сна, процесса питания, пароксизмальных расстройствах, психовегетативной симптоматике).