Глава шестьдесят восьмая «Слова – камни» как способ перепрограммирования бессознательного.
“Закройте глаза и представьте себе, что перед Вами висит слово «Я», сделанное из цельного обработанного алмаза - бриллианта........ Оно сверкает в лучах солнца и разбрасывает во все стороны разноцветные брызги света....... И посмотрите: какое это красивое, чистое, прозрачное и твердое (самое твердое в мире) слово! И Вы чувствуете, что от этого слова идет ощущение чистоты и праздничности.........
И вот это слово начинает медленно приближаться к Вам........ Вы открываете свою голову и впускаете его внутрь себя. И оно медленно, медленно начинает опускаться внутрь Вас, туда - в самые глубинные и интимные структуры Вашей психики, туда, где хранится все самое ценное и важное, туда, куда чужих не пускают.......
И вот оно опускается на самую нижнюю поверхность и Вы чувствуете как Ваш жизненный корабль получает толчок и глубже оседает на волнах житейского моря....... И теперь у Вас есть балласт, который поможет сохранить устойчивость Вашего судна на волнах житейского моря и никогда не перевернуться под порывами злого ветра.
А теперь Вы переводите свое внимание вовне и видите, что перед Вами висит другое слово: “Здоров(а)”........ И Вы видите, что оно сделано из самого лучшего металла, который существует в природе - металла ТИТАН. Из него делают космические корабли, из него делают корпуса самолетов. Он совершенно не поддается коррозии, легок, прочен, его почти невозможно деформировать. Это металл БУДУЩЕГО! И от этого слова идет ощущение прочности и несокрушимости!........
И вот это слово тоже начинает приближаться к Вам.......... И Вы опять открываете свою голову и впускаете это слово внутрь себя. И оно медленно-медленно опускается внутрь Вас...... туда - в самые глубинные и интимные структуры Вашей психики, туда, где хранится все самое ценное и важное, туда, куда чужих не пускают....... и ложится рядом с предыдущим. И Ваш корабль опять чувствует толчок и еще глубже оседает на волнах моря. И он становится еще устойчивее и всегда будет держать мачты кверху. Теперь его не смогут перевернуть внезапные порывы злого ветра............
И еще раз Вы переводите свое внимание вовне и видите, что перед Вами висят слова: «и люблю себя!»........ Вы видите, что они сделаны из радуги, СИМВОЛА ПРОШЕДШЕЙ ГРОЗЫ.......... И Вы видите, что эти слова переливается всеми цветами солнечного спектра, разбрасывая во все стороны брызги РАДОСТИ.........
Протяните свои руки и возьмите эти слова в них....... И Вы чувствуете, что они совершенно бесплотны, как будто состоят из эфира........ Но от них Вы явственно чувствуете тепло, согревающее руки........
А теперь опустите эти слова внутрь себя - туда, глубоко-глубоко, в самые глубинные структуры своей психики, туда, где хранится все самое ценное и важное, туда, куда чужих не пускают........ И Вы несете эти слова внутрь себя и видите, что радужный свет от этих слов проникает во все то, что там находится....... И все начинает само светиться цветами радуги. Вы как бы несете внутрь себя волну света….Положите эти слова рядом с предыдущими........ И теперь У ВАС ЕСТЬ ВСЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ! С таким багажом Ваш корабль выдержит любые шторма.
А теперь поднимитесь по лестнице на палубу своего корабля......И Вы видите, что это парусник….Теперь поднимитесь на капитанский мостик........ и крепко, обеими руками, возьмитесь за штурвал….
И посмотрите: перед Вами Ваш корабль....... И он еще очень крепок, у него в целости все снасти........ А мачты смогут выдержать напор любого ветра и нести на себе все паруса........
А вдоль бортов выстроилась команда матросов. У Вас очень послушная команда, которая готова по первому Вашему приказу выполнить все, что необходимо для благополучия корабля. В течении длительного времени они работали без всякого разумного руководства с Вашей стороны. И поэтому корабль здорово потрепало ветрами и волнами ......Но теперь Вы стоите на капитанском мостике и знаете, что способны отдавать необходимые команды......
А теперь посмотрите - по носу корабля, там впереди сияет и сверкает Путеводная звезда....... Она указывает Вам - куда надо плыть, чтобы избежать рифов и мелей. И она проведет Вас к ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ, где Вы найдете удобную и уютную гавань, в которой будете спокойно отдыхать от штормов..... Также она Вас приведет к ОСТРОВАМ ИЗОБИЛИЯ, где Вы найдете все, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно Вам.......
Давайте, отдайте команду матросам: «Поднять паруса, выбрать якорь! И вперед - к Путеводной звезде!»....... И почувствуйте – как хорошо подчиняется Вашим командам корабль. Вы крутите рулевой штурвал направо и корабль уходит направо… Вы крутите его налево и корабль уходит налево… Вы ставите руль прямо и корабль идет прямо – на Путеводную звезду…
И Вы видите, что там, где находится Путеводная звезда, там сквозь туман уже видны контуры Вашего будущего….И у Вас достаточно сил, чтобы привести корабль к цели и сделать это действительностью. Вы выбрались из плена, Вы обрубили ядро отрицательных эмоций, что было приковано к Вам. И Вы повернулись от прошлого к будущему!....
Вы смотрите вперед и видите, что там светло...... Там за туманом скоро взойдет солнце нового дня. Крепко держите в руках штурвал и плывите туда - к началу дня, туда, где Вас ждет новая жизнь и новые захватывающие приключения!..............”
Эта техника создана как терапевтическая метафора с встроенным сообщением. Образы, которые использованы в ней, символизируют взаимоотношения пациента с миром: корабль - его тело, море - мир вокруг него, капитан - творческая часть его Я и так далее и тому подобное. Каждый образ дает бессознательному пациента команду - чего он хочет и как надо изменить отношение к тому или иному явлению.
И для бессознательного эти образы станут программами будущих реакций на стимулы, идущие из внешнего мира. Бессознательное так устроено, что безусловно подчиняется сознанию. Проблема только в том, что надо давать ему понятные команды.
Структура человеческой памяти такова, что смысл рассказанной истории западает в память скорее, чем простая констатация той же самой мысли. Как движение разжигает аппетит, так и метафора разжигает воображение человека, превращая его в источник силы, самопознания и воображения.
Метафора идет к цели по прямой, приводя в действие правополушарные процессы. Сама сюжетная линия метафоры служит только мостиком между слушателем и скрытым в рассказе посылом. Метафора таким образом запускает трансдеривативный поиск, с помощью которой слушатель соотносит метафору с собой. Таким образом, цепочка изменений запускается чем-то вроде встроенной в мышление самоактивируемой системы с обратной связью.
Слова, которые появляются перед глазами человека могут быть другими и соответствовать его запросам. Например, для человека с астено-невротическим состоянием они могут быть такими: «Я ЭНЕРГИЧЕН И ЛЮБЛЮ СЕБЯ!» Слово «энергичен» сделано из холодного огня и несет ощущение мощи.
При неврастении можно вводит такие слова: «А теперь внутрь тебя входит слово «ВСЕГДА». И медленно, как кленовый лист внутрь тебя падают слова «СПОКОЕН» и «ЛЮБЛЮ СЕБЯ!»
При депрессии можно вводить слова: « ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА И УДИВИТЕЛЬНА!»
Для мужчин, у которых есть проблемы во взаимоотношениях с женщинами можно говорить: « Ты видишь, что это парусник – бригантина с алыми парусами. И где-то впереди тебя ждет Ассоль».
Если у человека есть проблемы с тягостными обязательствами, которые он никак не может сбросить с себя, можно говорить: «А теперь выкинь из трюма все ненужное, все, что отягощало твой корабль, лишало его маневренности».
Для подростков с проблемами контроля своего поведения, можно говорить: «Этот корабль очень хорошо поддается твоему управлению. Сосредоточься на своей способности направлять корабль в любом направлении. Управление им вполне в твоих силах - корабль полностью тебе подвластен».
При нейродермите и других кожных проблемах можно говорить пациенту следующее: «Посмотри - одна часть твоей команды очищает борта твоего корабля от водорослей и ракушек. Они очень мешали твоему кораблю быстро плыть по морю. Но теперь пройдет совсем немного времени и борта вновь станут чистыми. И ты легко заскользишь к земле обетованной».
При вегето-сосудистой дистонии полезным будет говорить следующее: «Капитан раньше не знал - чего хотел. И клал корабль то на один курс, то на другой. Или был пьян! Но теперь ты капитан этого корабля, ты крепко держишь в руках штурвал. И больше НИКОГДА и НИКОМУ его не отдашь!»
При длительной зависимости от родителей можно говорить: «Старого капитана, который уже давно не стоял у руля, но пытался все-таки командовать кораблем, с почетом спиши на берег».
При эпилепсии полезными могут быть такие слова: «Наиболее буйных членов команды твоего корабля мы приковали в трюме. И больше они не смогут поднять бунт!»
При шизофрении: «У тебя очень надежный корабль! Правда одно время твоя команда не выполняла твоих приказов. Но теперь бунт подавлен! И корабль и команда слушаются тебя. Ты никогда не утонешь! Ты теперь всегда будешь на поверхности!»
При гипертонии: «Ты видишь, что все люки на корабле СЛИШКОМ СИЛЬНО ЗАДРАЕНЫ. Открой их, откинь в сторону так, чтобы воздух свободно ВХОДИЛ И ВЫХОДИЛ из трюма, чтобы он хорошо вентилировался, чтобы там был ЗДОРОВЫЙ запах».
При ожирении: «Смотри, команда выносит из трюма излишние запасы продовольствия, которые делали корабль слишком тяжелым и трудно-управляемым».