Глава сорок шестая Коррекция шкалы ценностей.

Человек – это то, во что он верит. В процессе своего развития каждый человек приучается ценить определенные вещи. Это связано не только с влиянием родителей (сознательным или же неосознаваемым), но и со всей его историей жизни. Таким образом, к тому периоду, когда он выходит в мир, он уже нагружен вполне определенным видением мира и что-то для него более ценно, а что-то не очень. У него образуется своеобразная шкала ценностей, по которой он ориентируется – что такое хорошо для него и что такое плохо. Естественно, он действует на основе этой шкалы. И если она ущербна и неадекватна реальности, он будет постоянно попадать в ту или иную степень неприятностей. Но при этом совершенно не понимать: за что его – «белого и пушистого» – постоянно смешивают с грязью. И пока эта шкала ценностей не станет адекватной реальности, ему будет плохо. И я разработал технику, которая позволяет менять эту шкалу ценностей на более адекватную.

Объяснение перед сеансом.

У каждого человека есть шкала ценностей: это ценно, это еще более ценно, это очень ценно, это сверхценно, а это обладает божественным статусом. Вы согласны, что и у вас есть шкала ценностей, по которой вы оцениваете этот мир? (Да.) Эта шкала образовалась у вас в течении вашего взросления и отражает ценности того мира, в котором вы родились и выросли. Вы согласны? (Да.) Вы видите в окружающем мире что-то и это вам или нравится или не нравится. И вы или стремитесь к этому или же делаете все, чтобы его избежать. И если так получилось, что вы что-то действительно ценное не считаете ценным, то вы пройдете мимо этого. И таким образом лишитесь его. Или еще более частый вариант: Вы считаете что-то очень ценным для Вас и прилагаете очень много усилий, чтобы этого добиться. Но, добившись, убеждаетесь, что зря потратили силы. С Вами такое было? (Да). И это говорит, что шкала ценностей – очень важная вещь. И она должна быть адекватной Вашей внутренней и внешней реальности. Вы согласны, что если у Вас будет полностью адекватная шкала ценностей, то Вы будете добиваться желаемого намного быстрее и с минимумом усилий? (Да.) И не будете тратить бесценную энергию на ненужные телодвижения, так ведь? (Да.) Так вот, я сейчас проведу специальную технику, которая поможет Вам расставить все ценности по тем местам, на которых они будут приносить максимум полезного и минимум неприятного. Согласны? (Да.)

После введения в гипнотическое состояние я обращаюсь к бессознательному:

-Часть Я, которая ответственна за хранение шкалы ценностей. Ты меня слышишь?

-Да.

-Я приветствую тебя и благодарю тебя за то, что ты вышла со мной на контакт. Я знал, что ты существуешь в бессознательном и что ты приносишь большую пользу организму. И я сейчас в этом убеждаюсь. Это действительно так?

-Да.

-Ты внимательно следишь за всем, что происходит во внешнем мире и оцениваешь все события по той шкале ценностей, которая была когда-то сформирована. И когда во внешнем мире появляется что-то, что по этой шкале представляет ценность, ты сигнализируешь сознанию при помощи эмоций: классная вещь! Поди и возьми! Это так?

-Да.

-Но ты знаешь, что эта шкала ценностей, по которой ты оцениваешь окружающее уже давно не отражает реального положения дел в том мире, в котором живет 1 Я? И оно по твоей наводке постоянно попадает впросак?

-Нет.

-Так вот, знай это! В шкале ценностей много ценностей, которые уже давно не являются ценностями. Скажи мне, пожалуйста, в шкале ценностей сохранились те ценности, которые были ценны тогда, когда организм был маленьким?

-Да.

-Их надо удалить! Ведь детские ценности вовсе не являются ценностями для взрослой женщины, которой является 1 Я и организм. И эти ценности надо отправить на заслуженный отдых. Я также хочу спросить – в шкале ценностей есть бронхиальная астма?

-Да.

-Я считаю, что она не заслужено включена в шкалу ценностей. Однажды она помогла организму выпутаться из неприятного положения и в результате была включена в шкалу ценностей как ценность, которую надо поддерживать. Но обстоятельства уже давно изменились и бронхиальную астму уже совершенно не нужно делать. И ее тоже надо удалить из шкалы ценностей.

-А вот те ценности, которые безусловно полезны для организма, находятся на слишком низких местах. И не могут влиять на поведение 1 Я и его выборы настолько, насколько нужно для того, чтобы достичь физического, психического и социального благополучия. И их надо поднять на более высокие места, чтобы они могли стать локомотивами психики, тройкой резвых лошадей, которая повезет организм к более счастливому и здоровому будущему.

-Часть Я, которая ответственна за хранение шкалы ценностей! Ты согласна с тем, что настало время изменить шкалу ценностей и привести ее в соответствие с той реальностью, в которой в НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ живет организм и теми целями, которые стоят перед ним в будущем?

-Да.

-Тогда я обращаюсь к Творческой части Я. Ты меня слышишь?

-Да.

-Я приветствую тебя и благодарю за то, что ты вышла со мной на контакт. Сегодня я пришел к тебе с такой проблемой. Внутри, рядом с тобой, есть часть Я, которая ответственна за хранение и использование шкалы ценностей. Это очень важная часть Я. Она хранит как бы Конституцию организма. И от ее правильной работы очень многое зависит для будущего организма. Но та шкала ценностей, по которой она оценивает внешний мир, уже давным-давно устарела. И организм из-за этого сильно страдает. Надо изменить шкалу ценностей и привести ее в соответствие с настоящим. И, особенно, с будущим. И если шкала ценностей будет соответствовать реальным ценностям, то организм будет двигаться по жизни с минимумом неприятностей. Ты согласна сделать эту работу?

-Да.

-Творческая часть Я! Ты можешь анализировать реальное положение дел в настоящем, может проникать в прошлое и экстраполировать жизнь в будущее. Поэтому, пожалуйста, перестрой шкалу ценностей так, чтобы она стала адекватной той реальности в которой живет и будет жить организм. Некоторые ценности, которые занимают слишком высокие места в шкале, не соответствующие требованиям реальности, понизь в «должности», поставь их на те места, на которых они будут приносить максимум пользы и минимум вреда. А вот некоторые ценности (и особенно бронхиальную астму) вообще удали из шкалы как отслужившие и безусловно вредные для будущего. Те ценности, которые способны в потенциале стать локомотивами движения вперед, подними на соответствующие места. И еще одна просьба! Найди три безусловные ценности среди родительских программ, которые могут стать тройкой резвых лошадей, которые будут давать мощные и безусловные импульсы для движения организма вперед. И поставь их на одни из самых высоких мест в иерархии ценностей. Так, чтобы они могли оказывать мощное энергезирующее влияние на все части Я, находящиеся в бессознательном. Ты сможешь сделать это?

-Да.

-Но для того, чтобы ты могла провести эту работу, тебе надо проанализировать все возможные варианты развития организма и 1 Я в будущем. Ведь перед каждым человеком есть целый куст возможностей, которые он может реализовать в своей жизни. Эти возможности появляются в зависимости от тех или иных выборов, которые человек производит в своей жизни. А уже на основе этих выборов он уже делает другие выборы. Так вот! Выбери из этого куста возможностей наиболее жизнеспособную ветвь, как бы стратегическую линию развития, которая, в конце концов, приведет организм к физическому, психическому и социальному благополучию. И вот только после этого перестрой шкалу ценностей так, чтобы те выборы, которые 1 Я будет делать на основе этой шкалы, неизбежно будут толкать его на стратегическую линию развития. Творческая часть Я! Ты поняла, что тебе надо сделать?

-Да.

-Тогда проведи эту работу. И когда ее закончишь – останови руку.

(В это время я говорю 1 Я: «А теперь представьте себе ярко и образно то – как Вы будете в будущем жить без конфликтов, в радости и гармонии с самим собой и миром, как успешно будете общаться с друзьями и противоположным полом, в какую сторону в профессиональном и творческом плане будете двигаться». И т.д. и т.п. Этот прием помогает совместить бессознательную работу с мечтами. А мечта – зародыш будущего!)

После того, как рука остановится (иногда она качается достаточно долго):

-Я благодарю тебя Творческая часть Я за ту работу, которую ты сделала. И теперь обращаюсь ко всем остальным частям Я. Только что Творческая часть Я перестроила шкалу ценностей и привела ее в соответствие с теми требованиями которые ждут организм в настоящее время и в будущем. В следствие этого те ценности, которые вы защищаете, перемещены по шкале – которые вверх, а которые вниз. А некоторые ценности для блага организма отправлены на заслуженный отдых. Ценности сейчас расставили так, как это лучше всего для организма в той реальности, которая создалась вокруг 1 Я.И теперь они на этих местах смогут служить организму наилучшим образом. Раньше, в детстве, эти ценности поставили на те места, которые были нужны для организма ТОГДА. И они хорошо служили организму. Но теперь реальность сильно изменилась. И надо подстраиваться под нее. Вы согласны с этой новой шкалой ценностей?

-Да.

-Но, может быть, есть такие части Я, которые считают, что их незаслуженно понизили в «должности» и которые против вступления новой шкалы ценностей в силу? Если такие части Я есть, то пусть они выйдут на поверхность и остановят движение руки. Я даю пол-минуты. Если за это время рука не остановится, я буду считать, что таких частей Я нет, что все части Я согласны с новой шкалой ценностей.

Слежу за рукой. И если она не останавливается, то действую по первому варианту. Если останавливается, то по второму.

1.-Возражающих частей Я нет! Все части Я согласны с теми местами, которые их ценностям предоставила Творческая часть Я. И согласны на этих местах честно служить организму.

-Я обращаюсь к части Я, ответственной за хранение шкалы ценностей. Пожалуйста, возьми новую шкалу ценностей от Творческой части Я и замени ею старую шкалу. И когда закончишь этот процесс, останови руку.

(После того, как рука остановится)

-Итак, новая шкала ценностей вступает в силу! Она становится конституцией, по которой в будущем будет жить организм. Я поздравляю все части Я с тем, что произошло. И знаю, что теперь все части Я откажутся от соперничества и все вместе будут работать на благополучие организма.

2. –Я обращаюсь к той части Я, которая остановила руку. У тебя есть возражения против новой шкалы ценностей?

-Да.

-Ты считаешь, что тебя не заслужено понизили в должности? И что на более высоком месте ты бы приносила больше пользы?

-Да.

-Но ты знаешь о том, что это место для тебя просчитано Творческой частью Я, которая может заглядывать в будущее, анализировать наилучшие варианты для организма. А ты видишь только часть картины. С точки зрения Творческой части Я ты на этом месте будешь приносить максимум пользы и минимум вреда. А ведь ты существуешь для того, чтобы действовать именно так – приносить максимум пользы и стараться вообще не приносить вреда?

-Да.

-Тогда на этом месте ты как раз и сможешь делать это. Ведь раньше, когда ты занимала более высокое место, ты кроме пользы, неизбежно приносила еще и вред. Поэтому Творческая часть Я и переместила тебя сюда. Может быть ты снимешь свои возражения?

-Да.

-Теперь я опять обращаюсь ко всем остальным частям Я. Больше возражающих частей Я нет? Если такие части Я есть, то пусть они выйдут на поверхность и остановят движение руки. Я даю пол-минуты. Если за это время рука не остановится, я буду считать, что таких частей Я нет, что все части Я согласны с новой шкалой ценностей.

Если рука больше не остановилась:

-Возражающих частей Я нет! Все части Я согласны с теми местами, которые их ценностям предоставила Творческая часть Я. И согласны на этих местах честно служить организму.

-Я обращаюсь к части Я, ответственной за хранение шкалы ценностей. Пожалуйста, возьми новую шкалу ценностей от Творческой части Я и замени ею старую шкалу. И когда закончишь этот процесс, останови руку.

После того, как рука остановится:

-Итак, новая шкала ценностей вступает в силу! Она становится Конституцией, по которой в будущем будет жить организм. Я поздравляю все части Я с тем, что произошло. И знаю, что теперь все части Я откажутся от соперничества и все вместе будут работать на благополучие организма.

Можно перед тем, как проводить эту технику, в разговоре с пациентом попросить его обозначить три самые главные для него ценности. Затем, во время сеанса, обратиться к части Я, ответственной за хранение шкалы ценностей, и спросить ее - где, на каком месте в шкале ценностей, находятся эти ценности. Можно даже при помощи обратного счета определить их положение (Давай будем считать, что все ценности расположены на ста ступеньках – на первых самые слабые ценности, на сотой – те, за которые можно отдать жизнь. Я буду считать от одного до ста, а ты скажешь три раза «Да!» тогда, когда я буду двигаться по этой лестнице вверх).

Затем обратиться к Творческой части Я и попросить ее поместить эти ценности на те места в шкале ценностей, на которых они будут тройкой резвых лошадей, которая легко и быстро понесет организм к физическому, психическому и социальному благополучию.

Эффективность данной техники наряду с тем, что ставит истинные ценности на высшие места в шкале ценностей, а отслужившие – отправляет на «пенсию», связана также и с тем, что те ценности. которые занимали слишком высокие места в шкале ценностей и которые по той или иной причине нельзя было реализовать, становились причиной депрессии. И понижение их в шкале ценностей приводит к значительному облегчению состояния.

Наши рекомендации