Глава тридцать вторая Психосоматические корни других заболеваний.
По Фром-Райхману больные мигренью часто демонстрируют подавленную враждебность, которая представляет собой враждебную завистливую установку, специфически направленную против интеллектуальных достижений других. Приступ мигрени можно понимать как «жульничество», когда человек с его помощью манипулирует семьей или наказывает окружающий мир. И сколько раз я слышал о том, что женщины сваливаются с приступом мигрени после ссоры с мужем!
При мигрени приступ боли зачастую может пройти в течении нескольких минут после осознания пациентом своей ярости и открытого ее выражения.
Недостаток ответственности за свои поступки в психосоматическом плане приводит к энурезу, когда ребенок частично или полностью теряет контроль над мочевым пузырем. Когда же у него имеется полное отсутствие ответственности, то дело кончается энкопрезом. Если же матери удается развить в своем ребенке очень сильную ответственность за свои поступки, то он во взрослом состоянии будет страдать от запоров, настолько сильных, насколько сильна в нем эта ответственность. Правда, это не единственный механизм образования этих проблем с выделительными органами. Очень часто они у детей являются рычагами давления на родителей с целью получения от них тех или иных дивидендов.
Снижение зрения символически можно озвучить примерно так: «Глаза бы мои не видели этот мир!» И, действительно, работы Уильяма Г. Бейтса, американского офтальмолога, доказывают, что при помощи тренировки глазных мышц можно быстро восстановить нормальное зрение при очень многих офтальмологических нарушениях, которые раньше объяснялись органическими поражениями. То есть на самом деле зрение падает не из-за органических нарушений, а из-за ненадобности. С этой точки зрения потеря человеком голоса означает: «Я не хочу ни с кем говорить!» Или же: «Меня лишили права голоса!»
Обострение слуха, считается одним из первых признаков начинающегося невроза. Смысл обострения слуха в этом случае: «Дела идут плохо! Окружающий мир опасен, надо держать ухо востро».
А снижение слуха означает: «Уши бы мои не слышали те гадости, что могут прийти извне!» С моей точки зрения снижение слуха появляется у человека тогда, когда он переходит от активно-наступательной жизненной позиции к пассивно-оборонительной. Он по разным причинам обижается на жизнь и закрывается в кокон болезни. А там не с кем говорить и звуки туда доносятся слабо!
Это можно проиллюстрировать таким анекдотом. Один врач встречает на улице своего пациента и спрашивает его: «Как поживаете?» «Что вы спрашиваете?» «Как поживаете?» - спрашивает врач еще раз, но уже более громко. «Видите ли, доктор, - отвечает пациент - я стал хуже слышать». «Вы, наверное, слишком много пьете, - говорит ему доктор. - Бросьте пить, и вы опять будете лучше слышать».
Через несколько месяцев они снова встречаются и оказалось, что пациент, последовав совету врача, перестал пить и действительно стал лучше слышать. Еще через несколько месяцев они опять встретились на улице и пациент плохо слышал. «Вы, вероятно, опять начали пить?» - спросил его врач. «Слушайте, доктор, - отвечает тот, - Сначала я пил, и мой слух ухудшился. Затем я бросил пить и стал слышать лучше. Но то, что я услышал, было хуже, чем виски».
Климактерический невроз.
У всех женщин есть часть «Я», которая отвечает за возможность рожать детей. И, по большому счету, главное отличие мужчины и женщины заключается именно в этой способности. Но когда приходит менопауза, женщина лишается этого своего самого главного отличия от мужчины. Если для женщины это отличие принципиально важно, если она (сознательно или совершенно не осознавая этого) считает, что это главное, за что ее «держат» в доме, то лишение этой функции будет восприниматься ею как опасность - меня могут бросить - я теперь ни на что не годна!
Она может уже очень давно не планировать рождение ребенка. Но бессознательное знает свое дело «туго». И, как только в организме женщины начинают происходить естественные процессы затухания этой функции, эта часть Я начинает сопротивляться этому при помощи климактерического невроза, «дергая» изнутри вегетативную систему.
В свое время в рамках работы над кандидатской диссертацией я пролечил 150 женщин, страдавших от климактерического невроза. И как только удавалось договориться с этой частью Я, приливы и невротические явления ПОЛНОСТЬЮ исчезали!
Известно, что если женщина после замужества длительное время не может забеременеть и родить ребенка, то для нее это может стать настоящей трагедией. Ведь она знает, что муж может от нее отказаться, т.к. она не способна выполнить свой долг. При климаксе эта часть Я как бы кричит всему организму: «Нас могут бросить, надо что-то делать!» и соответственно при помощи «приливов» и прочих невротических явлений будет постоянно напоминать об этой опасности.