Глава двадцать четвертая Психосоматические корни рака.
В данной части книги мне хочется сконцентрироваться на конкретных механизмах, приводящих к тому или иному психосоматозу. В результате мы получим еще более ясное представление о психосоматических механизмах, которые приводят людей к страданиям.
Наиболее ярко и зримо психосоматический характер развития болезней проявляется в раковой болезни. Когда человек чувствует, что чтобы он ни делал – выхода нет, у него появляется безнадежность. Когда все его попытки решить проблему проваливаются – он начинает ощущать беспомощность. Когда человек одновременно чувствует и безнадежность и беспомощность, он становится апатичным. А апатичность приводит к подавлению проявлений его жизненной силы.
И в результате во многих случаях он сам «выключает» механизмы сопротивления болезни. Во всяком случае, большинство больных раком признают, что за несколько месяцев до начала заболевания они в течение длительного времени переживали чувство беспомощности, безнадежности и безвыходности.
Известно, что раковые клетки постоянно образуются внутри каждого человека. Но все они отслеживаются и уничтожаются иммунной системой. Внутри каждого человека есть своеобразный «Генплан». И даже в случае, если нормальные клетки организма в каком-либо месте слишком разрастаются (например, в рубцах после ран), они уничтожаются. Но в одно «прекрасное» время какая-нибудь из этих клеток начинает делиться непрестанно, образуя опухоль. И ничто ее деление и развитие не останавливает! Наверное, вы согласитесь, что это происходит не зря!
Базедовский (1985) в своей работе привел неоспоримые доказательства влияния центральной нервной системы на иммунные клетки. Активность иммунной системы может повышаться или же понижаться в зависимости от состояния нервной системы. То же самое доказал своими исследованиями российский ученый Тиграян.
Иммунная система прекрасно «видит» раковые клетки. Но ничего не предпринимает против них, так как внутри распространяется такое «мнение»: «А зачем? Лучше уж сразу покончить с этой мерзкой тягомотиной, которая называется жизнь!» То есть рак на самом деле и по большому счету является неосознаваемым самоубийством.
У раковых больных, как правило, в анамнезе можно найти сильнейший психологических кризис в возрасте до 7-9 лет, который причинил им почти нестерпимую боль. Они в это время очень много плакали. Но организм не может долго выдерживать таких мучений – что-то должно от этой перегрузки сломаться. И ломается самое слабое в это время звено – психика. В душе у ребенка словно захлопывается окошко. Он больше не может вести себя с детской непосредственностью и свободой. Что, во взрослом состоянии, возможно, и приводит к развитию рака.
Подтверждают то, что стресс и отрицательные эмоции влияют на иммунитет, работы доктора В. Райли из Вашингтонского университета. Он проводил опыты с линией мышей, генетически очень предрасположенных к раку. Он подвергал их сильному стрессу и из них заболевали раком 92 %. В контрольной группе, которая жила в максимально комфортных условиях, заболели только 7 %.
Больные кататонической формой шизофрении очень часто не проявляют активности даже относительно приема пищи или отправления естественных надобностей. Они не только не контактируют с внешним миром, но и не продуцируют никаких эмоций. Это доказывает, что внешний мир не оказывает на них никакого влияния. И они очень редко болеют раком.
А вот больные параноидальной формой шизофрении, наоборот, чрезмерно чувствительны к реакциям окружающих. Уровень заболеваемости раком среди них значительно выше, чем среди здоровых людей. Это говорит о том, что на развитие рака большое влияние оказывает то – реагирует ли человек отрицательными эмоциями на обстоятельства жизни или же нет? И насколько эти эмоции сильны.
Возможно, наиболее активным исследователем личности раковых больных был доктор Лоренс Лешен. В его описаниях это человек:
1. неспособный выражать гнев, особенно в целях самозащиты.
2. ощущающий свою неполноценность и не нравящийся самому себе.
3. испытывающий напряженность в отношениях с одним или обеими родителями.
4. переживающий тяжелую эмоциональную потерю, на которую он реагирует чувством беспомощности, безнадежности, подавленности, стремлением к изоляции, т.е. так же, как в детстве, когда он оказывался лишенным чего-то важного.
Лешен считает, что при этом типичном комплексе чувств, рак у данного человека может появиться за период от 6 месяцев до одного года!
Лечить рак лекарствами - чаще всего только приостанавливать болезнь. Если иммунная система не включится в этот процесс, то такое лечение только оттянет неизбежный конец. На первом этапе человека, больного раком, надо лечить психотерапевтическими методами для того, чтобы уничтожить механизм подавления иммунитета. То есть надо найти те психологические проблемы, которые стали запускающим первичным фактором, который в конце концов привел к подавлению иммунитета.
А затем, уже после этого, применять лекарства. И, действительно, современные психотерапевтические методики прекрасно помогают раковым больным. Но нельзя обойтись или только лекарствами или только психотерапией. И то и другое, если их применять по отдельности, не дают должных результатов.
Я хочу проиллюстрировать механизм возникновения рака на примере своей пациентки - Валентины, 46 лет, художника.
Два года перед ее приходом ко мне на лечение летом на даче у нее погиб 14-летний внук. Она с двумя внуками ездила на велосипеде в магазин. И на обратной дороге старший внук ничего не говоря ей, уехал вперед. Она окликала его, пытаясь остановить. Но он был несколько глуховат и не услышал ее (а может не захотел услышать). И через некоторое время на перекрестке его сбила машина.
После похорон мать ребенка, ее дочь, обвинила ее в том, что она виновата в смерти ребенка. Она очень переживала по этому поводу, но решила, что дочь сказала это в аффекте. Но через год она вернулась к этому вопросу и пыталась доказать дочери, что ее вины в этом не было. И дочь сказала ей: «Половина, на половину!» То есть она все-таки на половину виновата в этой смерти.
На сей раз после разговора с дочерью она переживала намного сильнее и дольше. И примерно через пол-года обнаружила опухоль левой груди. Она не могла в то время сразу обратиться в больницу. А когда обратилась, опухоль уже была размером с куриное яйцо. Также были обнаружены метастазы в подмышечной впадине. Ей была назначена химиотерапия. И с этим она пришла на психотерапевтическое лечение.
Проведенное лечение:
1 сеанс: 6-ти шаговый рефрейминг с частью Я, в результате деятельности которой образовался рак. Был заключен договор с нею о том, что первое Я не виновата в смерти внука. И поэтому тот приказ, который она отдала этой части Я, недействителен. Были найдены новые варианты принесения пользы организму этой частью Я, которая была ответственна за самоубийство.
2 сеанс: Коррекция шкал ценностей и опасностей. Рак из шкалы ценностей был перенесен на одно из самых высоких мест в шкале опасностей. А шкала ценностей была подкорректирована так, чтобы обеспечивать выборы 1 Я, которые направят организм к здоровью и благополучию.
3 сеанс: 6-ти шаговый рефрейминг с частью Я, которая ответственна за иммунитет. Договор с нею о том, что теперь противораковый иммунитет нужен и его надо включить на полную мощность.
4 сеанс: Создание новой части Я, которая ответственна за уничтожение метастазов.
5 сеанс: «Кино» с уничтожением всех эмоций, связанных со смертью, похоронами и разговорами с дочерью.
6 сеанс: «7 хрустальных шаров» - создание альтернативного будущего.
7 сеанс: «Слова – камни» - программирование будущих реакций на обстоятельства жизни.
8 сеанс: «Гусеница – бабочка» - освобождение от сковывающих защит и рождение в новый мир.
В рамках нейро-лингвистического программирования мною разработан еще один прием, который эффективен при раке. Во время проведения 6-ти шагового рефрейминга надо обратиться к части «Я», ответственной за иммунитет и сказать ей, что 1-ое «Я» нашло приемлемый выход из той жизненной ситуации, которая раньше казалась безвыходной, из-за чего была дана команда на самоубийство. И 1-ое «Я» хочет снять команду на самоубийство. После этого обратиться к 1-ому «Я» и попросить озвучить этот приказ части Я, ответственной за иммунитет. Эффективность данной техники состоит в том, что в трансовом состоянии часть Я, ответственная за рак, способна услышать этот новый приказ и подчинится ему.