Эмоции как индикатор на панели управления организмом.
Если ценность никак не удается реализовать в необходимой степени, то у человека обязательно образуются отрицательные эмоции. Часть Я, которая ответственна за реализацию данной ценности, через них говорит ему: “Ты не сделал очень важное дело с моей точки зрения. Это опасно для жизни! И я не оставлю тебя в покое, я буду постоянно «капать на мозги», пока ты не будешь вынужден реализовать эту потребность». И чем дольше эта ценность не реализуется, тем сильнее бессознательное давит нам «на нервы». Оно начинает использовать для этого тревогу, страх и тому подобные вещи.
«Пыточный» арсенал у подсознания очень богат! И в этом есть резон: если животное, например, никак не может поесть - это опасно, запросто можно умереть от голода.
На формирование этих шкал, естественно, очень сильное влияние оказывает необходимость жить в обществе себе подобных и корректировать свое поведение на основе их требований. Также вполне понятно желание человека тратить на эти цели как можно меньше энергии. И для этого он вынужден всю жизнь балансировать на грани оптимальной для него адаптации.
Если человек делает что-то в себе “не-Я”, то это может происходить вследствие воспитательных усилий его родителей, которым почему-то втемяшилось, что обладание этим качеством предосудительно. И в его иерархии опасностей эта вещь шифруется как опасная для здоровья и выживания.
Естественно, что человек приложит все усилия, чтобы вытеснить это качество из своего “Я”. И если человек отождествляет себя с “хорошим маленьким мальчиком”, то он не будет позволять себе ничего такого, благодаря чему он будет выглядеть в своих глазах и глазах окружающих “хулиганом”.
Гештальт-теория говорит о том, что человек имеет в своем распоряжении все свойства и все потенции, что свойственны другим людям. Но в результате своего индивидуального развития он приучается видеть себя определенным образом.
Внутри между разными частями его личности образуются связи, которые он начинает считать своим “Я”. А некоторые части своего “Я” он или игнорирует или же вообще вытесняет из себя, делая их не -“Я”.
И в результате получается уникальный человек, который в психологическом плане будет очень отличаться от других людей. Хотя блоки этого конструктора у всех одни и те же. Образно говоря у одного человека из этих блоков получается “хрущоба”, а у другого - дворец.
Получая положительный или отрицательный опыт при встрече с тем или иным фактором жизни, ребенок приучается в дальнейшем при встрече с ним или стремиться к этому или же избегать его. Если же принять во внимание, что сочетание силы, времени и разнообразия воздействия внешних факторов на каждого человека уникально, то понятно, что эта шкала ценностей будет у всех совершенно разной.
Это очень рельефно проявляется у однояйцевых близнецов. Кажется, что они получают все одинаковое - даже воспитание. Но на практике иной раз они очень сильно отличаются по психическому статусу друг от друга.
Например, в бытность моей учебы в Алма-атинском общевойсковом командном училище в одной роте со мной служили два брата - однояйцевых близнеца. Они были похожи друг на друга, как две капли воды. Но по характеру и манере держаться были совершенно разными людьми. Оказалось, что у того, который был пошустрее, до поступления в военное училище была любовница - женщина старше его на десять лет.
И зачастую получается так, что из двух человек, получивших внешне одинаковое воспитание, один может совершенно спокойно попирать права других людей, а другой будет мучаться от чувства вины за свои поступки даже тогда, когда его вины не видят все, кто его окружает.
Таким образом, внутри человека в процессе воспитания формируется иерархия того, «что такое хорошо и что такое плохо», как бы Конституция организма. В основном, по базовым своим параметрам, она формируется где-то к 6-7 годам. Эти базовые параметры определяют материнские (родительские) программы. И они составляют костяк этой шкалы. Понятно, что они формируются не только родителями, а всеми значимыми для ребенка людьми, которые оказали на него в это время достаточно серьезное воздействие. А также его успехами и неудачами на поприще исследования этого мира.
В шкале ценностей привилегированные и самые верхние места занимают ценности, основанные на втором уровне проявления базовых инстинктов. Далее идут те ценности, которые в нас внедряет общество.
И обычно уже после них идут личные ценности, которые стали для нас таковыми в результате нашего индивидуального развития. И мы, зачастую независимо от своего желания или нежелания, вынуждены делать все, чтобы реализовать эти ценности, особенно стоящие на первых местах в иерархии ценностей.
И если человек чувствует, что есть вероятность получить из внешнего мира что-то действительно ценное ДЛЯ НЕГО, то он может ради достижения этого свернуть горы. Или же это бывает тогда, когда эта ценность позволяет компенсировать опасные для жизни явления и обстоятельства жизни.
Наиболее важными в формировании шкалы ценностей человека являются период его внутриутробного развития, а также первые три года жизни, годы до появления первых “искорок” сознания. Весь процесс развития ребенка основан на обучении, которое он проводит на основе “обезьянничанья”.
Например, я хорошо помню, как двухлетний сын копировал мою позу. Он ложился рядом со мной, точно так же скрещивал ноги и взглядом спрашивал меня: “Ты видишь - я сделал все так, как и ты. Я молодец?”
Опыты А. Бандуры говорят о том, что у маленьких детей, которые посмотрели фильм, где мужчина бил кулаком резиновую куклу, статистически достоверно увеличилась агрессивность. И они тоже начинали бить эту куклу тогда, когда им давали ее для игры.
И это не просто игра или баловство, а серьезный учебный процесс, идущий по принципу импритинга. Импритингом ученые называют способность одноразового обучения с образованием особо прочной связи. Например, если утятам тех пород, у которых на лбу матери есть маленькое белое пятно, сразу после рождения показать на кончике пинцета кусочек ватки, то на всю оставшуюся жизнь, пока им нужна мама, они будут считать этот кусочек ватки своей мамой, при этом полностью игнорируя свою настоящую мать.
Скорее всего, в процессе развития человек попадает в периоды, когда он определяет – что я буду любить, что мне будет казаться родным, к чему меня будет тянуть. Можно представить себе это состояние человека в виде свободных радикалов, которые настолько активны, что мгновенно, как только образуются, тут же присоединяются к первой молекуле, что приблизится к ним. Естественно, в это время ребенка чаще всего окружают родные и близкие люди, он живет в родной культуре. И все это он начинает считать родным, так как в этом окружении он выжил.
Если ребенок совершит что-нибудь, что для него в этом возрасте считается плохим и гадким, то у него может закрепиться отношение к этому как к гадкому и плохому. То, что происходит в этом случае, напоминает делопроизводство в медицине. Например, на амбулаторной карте человека делается пометка – гепатит. И потом, в будущем, даже если все вирусы уже давно уничтожены иммунной системой, человек автоматически считается вирусоносителем. И сколько бы ни прошло времени, эта «черная метка» будет портить человеку жизнь.
Так же и с психикой. Человек вырастает, ему много чего уже можно и позволено делать. Более того! Общество даже ждет от него, что он будет делать это. Но под влиянием этой «метки» он АВТОМАТИЧЕСКИ считает то, что нельзя было делать тогда, когда он был маленьким, плохим. И даже НЕ ЗАДУМЫВАЕТСЯ над абсурдностью своих страхов, принимая их априори.
Если человеку стыдно за какие-либо действия, которые в принципе не так уж страшны с точки зрения окружающих его людей, то это говорит о том, что он продолжает себя оценивать на основе архаичных систем, которые сформировались в том или ином, но юном возрасте. И беда в том, что осознать архаичность своих представлений он не может себе позволить, так как само по себе это осознавание будет идти через эту систему.
Это можно проиллюстрировать таким примером. Если ребенок в детстве начинает тем или иным способом проявлять свои сексуальные желания, то взрослые пресекают это. Если это произведено в достаточно жесткой форме, то ребенок приучается к тому, что так делать нельзя.
Когда он станет взрослым, и у него естественным образом появляются сексуальные потребности, их проявление автоматически вызовут у него чувство стыда и неудобства за себя. Он может умом своим понимать, что ничего плохого в этом нет. Но как только сделает шаг в сторону реализации желаемого, то тут же тонет в потоке стыда и раскаяния.
Если человек «грешил» со своей точки зрения так, что он стал себя за это бичевать, то это приведет к тем или иным нарушениям в функционирования его психики и организма. Если этот «грех» произведен уже после формирования психики (то есть после 6-7 лет), то эти нарушения корректируются даже на уровне логики (например, с помощью обучения разумному эгоизму), только надо вынести их на этот уровень. Например, у меня была пациентка, которая во время обучения в институте вела, мягко говоря, очень свободный образ жизни. А потом она общалась с каким-то сатанистом, что считала для себя большим грехом. В результате это самобичевание привело к эпилепсии и навязчивостям. Но как только она осознала, что ее грехи не такие уж и грехи, то приступы эпилепсии практически прекратились.
Если же эти грехи совершены в более раннем возрасте, то логической коррекции, к сожалению, они поддаются слабо. Абсолютный уровень греха в это время ни в какое сравнение не идет с теми грехами, которые совершает человек во взрослом состоянии. Но относительная сила их может быть очень высокой. И здесь без коррекции бессознательного материала (например, при помощи НЛП, символдрамы) не обойтись.
Но что-либо начинает серьезно влиять на поведение индивидуума и заставлять его двигаться в нужном направлении только в том случае, если ему в детстве сформировали мотивационно - потребностную структуру в виде взаимосвязанной системы. Тогда это влечение станет безусловным и сможет мобилизовать его на “подвиги”.
То есть надо не только сформировать систему ценностей, но и систему стимулирования к достижению этих ценностей. И если воспитателям удается это сделать, то получается целостный и целеустремленный человек, не раздираемый в разные стороны противоборствующими влечениями.
Если же человек постоянно спотыкается на ровном месте, если что бы он ни делал - в результате все равно попадает в тупик, если разбитое корыто является итогом всех его начинаний, то это говорит об ущербности его представлений о мире. Таким образом, мы можем с достаточной долей уверенности утверждать, что основой очень многих болезней или же нарушений адаптации человека к этой жизни, является неадекватная шкала ценностей.
Зачастую жизнь требует от нас выбирать между разными ценностями и особенно часто между личным и общественным. И в этом случае человек тоже может войти в ситуацию нарушения своих базовых - “родительских” программ. Если ему все-таки придется сделать что-либо, что для него неприемлемо, то у него может образоваться сильнейший интрапсихический конфликт, который смертельно опасен для него. И для того, чтобы сохранить психику в равновесии, он будет вынужден создать систему самооправдания.
Например, что он сделал свой выбор не по своей воле, но подчиняясь приказу другого человека, который он просто вынужден был выполнить. Или же что, делая что-то, он действовал из высших соображений какой-либо идеологии. Таким образом, человек освобождается от угрызений совести и получает желаемое.
Франкл говорит: “В отличии от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличии от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, что другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)”
Логика зачастую является слугой потребностей, системой самооправдания, если наши поступки нарушают наше самоуважение. Например, человек хочет взять что-то принадлежащее другому человеку. Но если взять и отобрать это, то придется признать, что ты являешься самым настоящим грабителем. Если же назвать евреев разорителями, то совершенно не грешно их разорить и взять их имущество себе.
Таким образом, идеология и мораль являются системами, которые оправдывают нас в своих глазах. Идеологии пронизывают всю ткань общества до самых глубинных и внешне совершенно не связанных с ней областей.
Слово «долг» является одним из тех манипулятивных якорей, при помощи которых общество направляет поведение своих членов на реализацию “генеральной линии”. Поэтому вполне обоснованно можно утверждать, что нет абстрактных, оторванных от реальности, т.е. трансцендентальных моральных категорий - все они связаны с бытием и имеют (или имели когда-либо) строго практическое значение.
Естественно, если идеология неадекватна реалиям этого мира, то люди из-за следования ее постулатам постоянно будут попадать в конфликтные ситуации. Например, фраза: "Все люди братья!" принесла огромное количество разочарования тем людям, кто поверил в нее слишком серьезно.
Если мама в «припадке человеколюбия» говорит ребенку, что люди - добрые существа, то он начинает считать, что это действительно так. Но в реальной жизни он сталкивается с реальными людьми с их реальным поведением, которое совершенно не соответствует его представлениям. И ему кажется, что они поступают зло, мерзко и гадко. И в результате он жестоко разочаровывается в жизни.
Правда этот конфликт происходит неоднократно с каждым человеком в процессе его развития. Но практически все в результате корректируют свои представления, приспосабливаются к реальности. Проблема появляется у тех, кто по той или иной причине не может этого сделать.
Шкала ценностей напоминает кристалл, рост которого зависит не только от внутренних условий той среды, в которой он растет, но и от огромного количества внешних факторов. И на то - какой формы вырастет кристалл, будет ли он чистым, без примесей, действуют и температура, и концентрация солей в растворе, и атмосферное давление и много еще чего.
Если человек работает инженером, то его не обидит указание, что у него нет музыкального слуха. Но, скорее всего, сильно заденет упрек в неумении читать чертежи. В его шкале ценностей музыкальный слух вообще может не считаться ценностью. А вот умение читать чертежи (с его точки зрения) у него должно быть очень хорошим.
Воля человека в этом контексте - способность функционировать в соответствии со своими собственными представлениями, способность реализовывать их вне зависимости от мнения других людей и в противовес давлению внешних сил.
Выражение «примени для достижения желаемого веса силу воли», в данном случае совершенно бессмысленно. Человек делает что-либо, добивается чего-либо только потому, что у него есть мотивация. Без нее усилия человека применять свою силу воли для достижения какой-либо цели уйдут в песок. Наиболее ярко это проявляется в попытках делать утреннюю зарядку или ограничивать себя в еде ради восстановления красивой фигуры. Если человек ее потерял, то это говорит о многом. И сознательные решения в этом случае напорются на резкое сопротивление бессознательного. Догадайтесь с трех раз – кто победит?