Компьютерный мир когнитивистов.
Начало когнитивной психотерапии связывают с деятельностью Д. Келли. В 20-х годах он использовал психоанализ и был удивлен тем, как быстро пациенты принимали фрейдовские концепции. В качестве эксперимента он стал давать совершенно другие, и в ряде случаев абсурдные, концепции своим пациентам. И оказалось, что пациенты одинаково хорошо принимали предлагаемые им принципы и были полны желания изменить свою жизнь в согласии с ними. И Келли пришел к выводу, что ни фрейдовский анализ детских конфликтов, ни даже изучение прошлого не имеет того значения, которое им придается.
Келли говорит, что методы психоанализа могут быть полезными для раскрепощения клиентов со слишком жесткими конструкциями. А вот бихевиоральные техники помогают людям со слишком свободными конструкциями.
По мнению Келли, интерпретации Фрейда были успешны только потому, что они расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставили им возможность мыслить и понимать по-новому. Он считал, что успехи клинической практики при самых разных теоретических подходах объясняются тем, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят на будущее.
Он считал, что люди становятся депрессивными и ригидными потому, что попадают в плен неадекватных, ригидных категорий своего собственного мышления. Он считал, что сердцевиной неврозов является неадаптивное мышление, возникающее на ошибочных предпосылках и допущениях.
Келли (1979) составил перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе:
1.Право быть одному.
2.Право быть независимым.
3.Право быть выслушанным и принятым всерьез.
4.Право получать то, за что платишь.
5.Право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека.
6.Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным.
7.Право просить то, что хочешь.
8.Право делать ошибки и быть ответственным за них.
9.Право не быть напористым.
Когнитивный подход меняет представление человека о самом себе и своих проблемах. Отказавшись от представления о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов и автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них, исправить их.
С точки зрения Келли, надо прежде всего определить ту идеальную роль, которую хотел бы сыграть клиент в реальной жизни, а затем отработать те навыки и поступки, которые помогли бы ему воплотить эту роль.
Когнитивный Бейсик.
Главной концепцией когнитивной терапии является мысль о том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. При различных психопатических состояниях на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение.
Так депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения. Или же человек, для которого идея преждевременной смерти имеет большое значение, может, пережив угрожающий эпизод жизни, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти. И тогда у него разовьются приступы тревоги.
Когнитивный сдвиг можно представить как компьютерную программу. Каждое расстройство имеет свою специфическую особенность. И при тревожных состояниях активируется “программа выживания”: индивид из потока информации выбирает “сигналы опасности” и блокирует “сигналы безопасности”. Эта активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации.
Нормальная программа правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется “тревожной программой”, “депрессивной программой”, “панической программой” и так далее. Когда это случается, индивид испытывает страх, тревогу и так далее.
Бек – антивирус.
С точки зрения когнитивных терапевтов у каждого человека в когнитивном функционировании имеется слабое место - “когнитивная уязвимость,” - которая располагает его к психологическому стрессу. Личность формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют из себя базальные убеждения. А они формируются в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми людьми. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом и в свою очередь влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций.
У людей с пограничными личностными расстройствами имеются так называемые ранние негативные схемы, например: “Люди должны поддерживать меня и не должны критиковать, не соглашаться со мной и не правильно меня понимать!” На основе таких убеждений в жизненных ситуациях легко возникают эмоциональные расстройства.
Другое частое убеждение было названо Беком “условным предположением”. Например: “Если я не добьюсь успеха во всем, что я делаю, никто не будет уважать меня”. “Если человек не любит меня, значит, я не достоин любви”. Такие люди могут функционировать достаточно хорошо до тех пор, пока не испытают серию поражений и отвержений.
Невротик склонен мыслить крайностями в ситуациях, бьющих его по самым чувствительным местам, например, по самооценке при депрессии. События воспринимаются как черные или белые, прекрасные или ужасные. Такое мышление было названо когнитивными терапевтами дихотомическим или “биполярным мышлением”.