Компрессия как основной вид переработки научного текста .
Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме.
В результате смысловой компрессии, образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ.
Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации.
Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия.
Компрессия текста основана на трех главных правилах:
1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца. Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.
2.Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт…, в диссертации использованы следующие методы исследования.
3.В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.
Слова одной группы отражают композицию текста-источника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста. К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала.
Таким образом, основными операциями с текстом-источником являются: а) структурно-смысловой анализ текста; б) трансформация информативного содержания текста в соответствии с коммуникативным заданием; в) комбинирование и комментирование информативного содержания текста.
Структурно-смысловой анализ текста предполагает трансформацию текста в перечень информативных единиц назывного плана, изложение проблематики вопросного плана и составление краткого конспекта.
20.План.Виды планов
План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей. Планы бывают простые и сложные, тезисный
При составлении плана необходимо соблюдать определенную последовательность действий:
1. Выделить существенные мысли.
2. Выделить главную мысль;
3. Разделить текст на части, сгруппировать его вокруг существенных мыслей.
4. Озаглавить каждую часть.
Составляя план, надо помнить требования, предъявляемые к плану:
1. В пунктах плана должны быть выделены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа.
2. Пункты плана должны быть краткими.
3. Они должны быть связаны между собой по смыслу.
Формулировка пунктов плана может быть дана в назывной форме, а также в виде вопросительных и повествовательно-утвердительных предложений.
2.Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план - опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).
Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например:Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада.
Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например:Использование животными и птицами неслышимых звуков).
План - опорная схема состоит из опор - слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
План может быть простым и развернутым, или сложным, когда раскрывается содержание его основных пунктов.
При составлений простого плана нужно сформулировать основную мысль каждого абзаца: найти ключевое слово и преобразовать его в абстрактное существительное, нанизывая к нему зависимые слова, и получится план в назывной форме. Назывной план легко преобразовать в вопросительный, и наоборот.
При составлении сложного плана текст необходимо разделить на композиционные части: вводную, основную и заключительную. Затем в каждой композиционной части необходимо сформулировать основную мысль, которая и будет заголовком. Каждая из композиционных частей могут объединять в себе два и более абзацев, в которых отражаются (раскрываются) отдельные аспекты отраженной в заголовке (каждой из композиционных) частей проблемы.
21.Тезисы как жанр научного текста
Тезис (от греч. thesis – буквально означает «положение, утверждение).
Тезис - это мысль или положение, истинность которого требуется доказать.
Правила тезирования:
Ø Тезис должен быть четким и ясным.
Ø Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.
Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника.
Оригинальные тезисы - пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
Тезирование- один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму.
Виды тезисов: основные, простые, сложные.
Основные тезисы - это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника.
Простые тезисы - это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов.
Два вида тезисов (простые и основные), называются сложными тезисами
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:
1. преамбула (вводная часть);
2. основное тезисное положение;
3. заключительный тезис.
3.В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:
- тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;
- тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.
Составление тезисов:По каждому пункту плана необходимо кратко записать основную мысль выделенной части текста.
В тезисах надо раскрыть основные мысли.Текста отвечая на вопрос «Что говорится в это части текста?»
При выделений ключевых слов и словосочитаний обращайте внимание на знаки препинания.В каждый тексте выделяйте не только опорные слова и словосочетание,но и целые предложения,в которых содержатся основные мысли.
22.Аннотация. Сущность в назначение аннотации.
Аннотация– это сжатая, краткая характеристика книги, ее содержания и назначения.Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?»Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания документа, а лишь информирует о существовании документа определенного содержания и характера, дает самое общее представление о его содержании и тем самым помогает в отборе необходимой информации. Аннотации бывают справочные (описательные или информативные), рекомендательные, общие и специализированные (разновидность последней – аналитическая: дает характеристику только некоторым, отдельным частям по определенной теме).
Требования к аннотации:лаконичность в сочетании с конкретностью изложения содержания первичного документа; отсутствие оценок и рекомендаций по использованию первичного документа (рекомендательной аннотации наличие оценок и рекомендаций характерно).
В качестве основного метода при построении аннотации используется формализованный подход. Сущность используемого метода заключается в том, что при составлении аннотации заранее задаются некоторые формальные правила:
Ø определяются элементы структуры издания, которые подлежат анализу с целью извлечения информации для составления справочной аннотации;
Ø определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав аннотации;
Ø приводится перечень формальных текстовых признаков (маркеров и индикаторов), позволяющих выделить заданные в структуре аннотации аспекты содержания;
Ø задаются правила редактирования извлекаемых из первичного документа предложений, подлежащих включению в аннотацию.
Реферат. Виды рефератов.
Реферат(от лат.Referee – докладывать, сообщать) – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике? Что излагается в нем?».Основные требования, предъявляемые к реферату: информативность, полнота изложения, объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста, корректность в оценке материала.Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предлагают критическое или творческое осмысление литературы.
Виды рефератов | |||
Репродуктивные | Продуктивные | ||
Реферат-конспект | Реферат-резюме | Реферат-обзор | Реферат- доклад |
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал. Сведения о методах исследования. О полученных результатах и возможностях применения.
Реферат-резюме - приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Реферат-обзор – охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад – дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы. В структуре реферата выделяется три основных компонента, библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.