Язык и его основные функции.Речь:виды и формы речи

Язык и его основные функции.Речь:виды и формы речи

Язык определяется обычно в двух аспектах: первый - это система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мысли, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей, т.е. язык - социальное явление, связанное в своем возникновении и развитии с человеческим коллективом; второй - разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (казахский язык, разговорный язык).

Язык как основное средство человеческого общения устроен таким образом, чтобы адекватно намерениям и желаниям отдельной языковой личности и задачам человеческого сообщества выполнять различные функции. В самом общем виде под функциями языка понимается использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей. Язык в целом предназначен для осуществления коммуникации людей в самых разнообразных ситуациях деятельности человека, т.е., основной функцией языка является функция общения (коммуникативная функция), заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членами языкового коллектива.

Рассуждение тип как речи.

РАССУЖДЕНИЕ - тип текста (тип речи): словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод.

В научной речи выделяют такие подтипы рассуждения, как рассуждение-объяснение: Различают так называемого биографического автора, то есть историческое лицо, частного человека (А.С. Пушкин, 1799 - 1837), и автора-творца, чьи представления о мире и человеке отражаются в создаваемом им произведении (А.С. Пушкин, автор романа «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов), и рассуждение-умозаключение: Если автор-творец изображает в произведении себя, то можно говорить об образе автора как персонаже художественного произведения и рассматривать его в ряду других действующих лиц (образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов).В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравс.Рассуждение как тип текста (способ изложения) широко используется в таких речевых ситуациях, как объяснение нового научного и учебного материала, полемика с оппонентами и т. п.твенной позиции автора, его оценки изображаемого.

5. Разгово́рная стиль.Стиливые и языковые особенности разговорного стиля.

Разгово́рная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Особенности

Форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи. Например, в булочной не кажется странной фраза: «Пожалуйста, с отрубями, один».

Непринуждённая обстановка общения обусловливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, растрёпа), жаргонные (родители — предки, железно, мирово).

В разговорном стиле речи, особенно при быстром её темпе, возможна большая редукция гласных, вплоть до полного их выпадения и упрощения групп согласных. Словообразовательные особенности: широко употребляются суффиксы субъективной оценки. Для усиления экспрессивности употребляется удвоение слов.

Ограничены: абстрактная лексика, иноязычные слова, книжные слова.

Разговорные слова и фразеологизмы: вымахал (вырос), электричка (электропоезд), лексика с эмоционально-экспрессивной окраской (класс), уменьшительно-ласкательные суффиксы (серенький), суффиксы субъективной оценки: деляга, работяга, общага, секретарша, директорша, рукастый. Субстантивация, использования слов стяжения - вычерка, зачетка; усечения -.

Художественный стиль.

худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

В художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.

Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Она выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства. Отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности.

Выразительно-изобразительные средства языка

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это:

Тропы (сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п.)

Стилистические фигуры (эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п.)

Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Основные виды тропов:

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. («Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»). Любая часть речи в переносном значении.

Жанры научного стиля.

Научный стиль речи делится на следующие разновидности – подстили:

- научно-популярный,

- научно-учебный,

- собственно научный,

- научно-информативный,

-научно-справочный.

Подстильнаучно-информативный - функции этого стиля - концентрация и обработка научной информации для повышения эффективности научных исследований.

Подстильнаучно-популярный - разновидность научного стиля, предназначенная для распространения научных знаний среди широких общественных кругов.

Подстильнаучно-справочный - разновидность научного стиля, выполняющая функцию обеспечения потребителя необходимой справочной информацией.

Подстиль собственно научный - основная разновидность научного стиля; функция - изложение новых оригинальных результатов; основные жанры - монография и статья.

Подстиль учебно-научный - подстиль , предназначенный для передачи научной информации учащимся, отличающийся формами и средствами изложения, соединением собственно научных и учебных целей.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Собственно научный стиль Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
Научно-информативный Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание
Научно-справочный Словарь, справочник, каталог
Учебно-научный Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение
Научно-популярный Очерк, книга, лекция, статья

Микротема текста.

Микротемы научного текста - это части общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и ракрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть две или более микротемы. Каждая из них может быть представлена одним или более предложениями.

Данная и новая информациятекста относятся к элементам развития мысли и связности речи. Данная информация текста (данное – Д) – это исходная информация, от которой начинается развитие мысли.

Модель текста – это воспроизведение основных текстовых связей, передающих развитие мысли: темы, коммуникативной задачи текста, данной и новой информации. Модель текста можно зафиксировать словесно или представить в виде схемы.

Реферат. Виды рефератов.

Реферат(от лат.Referee – докладывать, сообщать) – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике? Что излагается в нем?».Основные требования, предъявляемые к реферату: информативность, полнота изложения, объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста, корректность в оценке материала.Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предлагают критическое или творческое осмысление литературы.

Виды рефератов
Репродуктивные Продуктивные
Реферат-конспект Реферат-резюме Реферат-обзор Реферат- доклад
       

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал. Сведения о методах исследования. О полученных результатах и возможностях применения.

Реферат-резюме - приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор – охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад – дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы. В структуре реферата выделяется три основных компонента, библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.

Изменение цвета глаз

Проблему улучшения или изменения внешности человека пока решает пластическая хирургия. Глядя на Микки Рурка, попытки не всегда можно назвать удачными, да и о всевозможных осложнениях мы наслышаны. Но, к счастью, наука предлагает все новые способы преображения.

Калифорнийские врачи из компании Stroma Medical тоже совершилинаучное открытие: научились превращать карие глаза в голубые. Несколько десятков операций уже были проведены в Мексике и Коста-Рике (в США разрешение на такие манипуляции пока не получено из-за недостатка данных о безопасности).

Суть метода в том, чтобы удалить тонкий слой, содержащий пигмент меланин, с помощью лазера (процедура занимает 20 секунд). Через несколько недель отмершие частицы самостоятельно выводятся организмом, и из зеркала на пациента смотрит натуральная Синеглазка. (Фокус в том, что при рождении у всех людей голубые очи, но у 83% они заслоняются слоем, в разной степени наполненным меланином.) Не исключено, что после разрушения пигментного слоя врачи научатся наполнять глаза новыми цветами. Тогда-то люди с оранжевыми, золотыми или фиолетовыми очами и наводнят улицы, радуя поэтов-песенников.

Язык и его основные функции.Речь:виды и формы речи

Язык определяется обычно в двух аспектах: первый - это система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мысли, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей, т.е. язык - социальное явление, связанное в своем возникновении и развитии с человеческим коллективом; второй - разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (казахский язык, разговорный язык).

Язык как основное средство человеческого общения устроен таким образом, чтобы адекватно намерениям и желаниям отдельной языковой личности и задачам человеческого сообщества выполнять различные функции. В самом общем виде под функциями языка понимается использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей. Язык в целом предназначен для осуществления коммуникации людей в самых разнообразных ситуациях деятельности человека, т.е., основной функцией языка является функция общения (коммуникативная функция), заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членами языкового коллектива.

Наши рекомендации