Посвятите ребенку все свое свободное время
Ну конечно, у вас же огромное чувство вины! И вы решили, хоть совсем этого и не желаете, уделять ребенку столько внимания, сколько ему не перенести.
«Как вы думаете, сколько ребенку требуется вашей заботы, общения с вами?» – спрашиваю я у мамы 7-летнего мальчика. «Думаю, не очень много, но я чувствую себя плохой матерью, если все то время, которое мы проводим вместе – после школы и до сна, – я не уделяю ему». «Что делает в это время ребенок, как часто он просит вашего внимания сам? Что делаете вы и сколько вы сами можете ему дать. А еще, важный вопрос, не утомительно ли это – фонтанировать вниманием несколько часов кряду?»
Самое интересное, что ребенку-то, как выясняется, не нужно такое количество маминого времени и общения с ней. У него много своих интересов, своих игр. И сам он не готов провести с родительницей все 5 часов до сна, не отходя ни на шаг. Конечно, он иногда подходит, что-то спрашивает, о чем-то рассказывает. Даже искупая свою вину и уделив все свое внимание в такие моменты, вы потратите не такое количество времени, чтобы к ночи чувствовать себя «выжатой как лимон».
Часто так бывает, что, недополучив в детстве родительской любви, когда, например, один или оба родителя были холодны, отстраненны, и боясь, что собственному ребенку будет так же обидно, горько и одиноко, родитель пытается компенсировать недополученное своим вниманием, любовью к ребенку.
Представьте, что вас некоторое время не кормили или кормили плохо, вы недоедали. Невозможно наверстать упущенное тем, что теперь вы съедите вагон хлеба или шоколада. Голод был тогда, еда – сейчас. Ваш желудок может уместить еды лишь столько, сколько ему положено, и не больше. Так же с любовью, заботой и вниманием – их должно быть достаточно, но не слишком.
Важно понять: то, что было в прошлом, там и осталось. Настоящие, сегодняшние эмоции должны быть не гипертрофированными, а естественными.
Это важно знать!
Как решить эту дилемму: дать ребенку необходимое и соразмерить это с вашими силами? Сколько в вас живительной энергии, которой вы готовы поделиться? И где тот предел, за которым эта энергия уже истощится, и вам уже нечего будет дать, кроме раздражения?
• Понаблюдайте за своим ребенком. Как часто за вечер он обращается к вам с тем или иным вопросом? Когда он просто подошел что-то спросить, а в какой момент ему необходимы ваши глаза и ваше участие? Сколько времени он готов быть с вами в контакте?
• Есть дети, которым нужно немного общения, остальное время они с удовольствием занимают себя, играют, рисуют. Однако есть и такие, которым необходимо очень много маминого или папиного внимания. В таком случае ответьте себе на вопрос: сколько вы готовы отдать ребенку энергии без раздражения и усталости?
• Понаблюдайте за собой: сколько времени и какого общения с ребенком вам хватило, чтобы не испытать отрицательных эмоций? Это ваша нижняя планка. Далее сравниваем, сколько понадобилось ребенку и сколько хватило вам. Теперь не сложно найти золотую середину .
• Маме и папе, любому взрослому необходимо свое личное время, которое ребенок должен уважать . Конечно, пока он маленький, новорожденный, взрослые тратят много физических и эмоциональных сил. Но ребенок растет, и ему также нужно личное пространство . Чем он становится старше, тем это пространство должно быть больше.
• Родитель не может жить своей жизнью только во время сна ребенка, ему также требуется личное пространство. А потому лучше пусть ваше общение продлится 20 минут, но эти минуты будут полны положительных эмоций для всех. Потом каждый займется своим делом. Это гораздо лучше, чем через силу и с раздражением 3 часа играть с малышом в машинки.
• Определите главное: предмет вашего общения , или то, что вы будете обсуждать (его дела, события дня, книжку, прочитанную на ночь), и время общения , то есть сколько времени для этого потребуется. Не бойтесь ставить границы и иметь свое личное время, чтобы почитать, посмотреть сериал, посидеть с вязанием. И не тогда, когда он угомонился и уснул наконец-то, а параллельно с тем, когда ребенок тоже занят своим делом (которое не вы для него придумали!).
Наверняка кому-то из родителей придется столкнуться с проблемой отсутствия у ребенка навыков играть самостоятельно. Сожалею. Значит, где-то было упущено время, когда надо было приучать ребенка находить себе занятие. Но все поправимо. Начните прямо сейчас, скажите ребенку: «Сейчас мы придем домой, поужинаем, обсудим наши дела, и каждый займется своим делом. Чем ты бы хотел сам заняться?» Если ребенок никогда не занимал себя и не привык играть один, помогите ему для начала. Обсудите, в какие игры он мог бы играть, и вечером дайте ему возможность попробовать. Может, это и не сразу получится. Не беда. Главное – быть настойчивым. Занимаясь чем-то интересным для вас, вы можете ему сказать: «Мама занята, сейчас ее время почитать книгу. Скоро я освобожусь, и в девять часов мы почитаем вместе».
Итак , одна из ошибок родителей – думать, что все свое свободное время они должны уделять своим детям, общению с ними, их развлечению. При этом свои дела, эмоции учитываться не должны.
Резюме:
• Почему так происходит? Часто хорошие родители боятся недодать своему ребенку любви, внимания. Они боятся, что ребенок может испытать чувство одиночества, ненужности. Как правило, такие родители в свое время сами недополучили родительского внимания, заботы и теперь стараются компенсировать это.
• Прогноз. Не позволяя ребенку оставаться наедине с собой, родитель лишает его возможности приобретать навык и умение самому обслуживать свои эмоциональные потребности.
Скука – это один из важных факторов, приводящих людей к зависимостям: никотиновой, наркотической, алкогольной, игровой, сексуальной и т. д. Если человек с детства не научится самостоятельно развлекать себя, находить себе занятия, придумывать что-то интересное, а будет ждать этого от других, то в будущем он, скорее, станет, зависимым от перечисленных или от любой другой вредных привычек.
• Что делать? Теперь вы понимаете, как важно позволить ребенку приобрести навык занимать и развлекать себя. Устанавливайте четкие границы того, что вы можете дать своему ребенку без усталости и раздражения. Помогите ему, если потребуется, научится находить себе занятия и увлечения. Помогите организовать ему пространство так, чтобы он мог выбирать себе занятие и иметь возможность переключаться от одной деятельности к другой. Не вторгайтесь в его пространство, если того не требуется.
Постепенно ребенок привыкнет, что взрослые не призваны в этот мир, чтобы беспрестанно развлекать и делать его жизнь нескучной.
От мамы ни на шаг!
Ко мне на прием привели девушку 16 лет. Причина обращения следующая. Некоторое время назад девушка впервые поехала со своим классом на несколько дней в другой город. Эти дни стали адом для всех: для девушки, ее мамы, для учителя, путешествовавшего со своими учениками, и для всего класса. Как только ученики прибыли на место, у нашей героини началась паника: она рыдала, забившись под одеяло, через каждые пять минут звонила своей маме, никуда не хотела выходить. Чего она боится, сказать не смогла. Вины других здесь не было: отношения с одноклассниками были хорошие, учитель – понимающий. Дело не в окружающих. Девушке нестерпимо хотелось домой, к своей маме. Ничего подобного ранее с ней не случалось, но за свою жизнь она никогда дальше, чем в школу, от мамы и не уезжала.
Это пример крайних проявлений симбиотической связи матери и ребенка. Бывает, что при сильной привязанности друг к другу мать и ребенок могут расставаться на некоторое время и даже при этом испытывать некоторое облегчение от отсутствия рядом человека, с которым находишься в эмоциональной зависимости. Ведь очень трудно постоянно контролировать кого-то, с кем ты будто сиамский близнец. Да дело и не в расстоянии. Можно быть в симбиотической зависимости, давно находясь в разных городах и не испытывая панических атак, как в нашем случае.
Наверное, это очень удобно – иметь ребенка, настолько зависимого от вас, ваших с ним отношений. И, вероятно, мамы, которые получают такой результат, делают это не специально.
В чем же выражается эта тесная связь? И как ее распознать?
Это важно знать!
Подумайте, про вас ли это: как только ваш ребенок выходит за порог, вам необходимо знать, где, с кем, что делает. Вы – заинтересованная во всех его делах мама, и вам хотелось бы участвовать во всех сторонах его жизни. Вы хотите знать все о его друзьях, товарищах, быть в курсе всех его дел. Вам не до отношений с мужем, у вас дела поважнее – ребенок. Вы хвалитесь, что с ребенком словно подружки, и берете его с собой на все свои встречи. Вы проживаете жизнь ребенка как свою.
Отсюда и проблемы. Сначала мама сама боится ослабить свой контроль или хотя бы немного снизить его. Потом ребенок уже не в состоянии жить без этого контроля. Для него отсутствие этого означает беспомощность, беззащитность, потерянность. При этом неважно, пять ему или пятнадцать. Он привык. Контроль – это его ощущение защищенности.
Мама, говоря, что она очень хочет его самостоятельности, на самом деле просто знает, что когда-то надо отпустить. И к одноклассникам, и к подружкам, и к любимому человеку, в конце концов. Однако душа мамы всячески этому сопротивляется и кричит: «Нет!»
Я знаю одну семью, где такие отношения матери и дочери длятся уже очень много лет. Сейчас дочери уже около 60. Конечно же, она не замужем и никогда не была, детей нет. Кроме как на работу никогда никуда не уезжает. И с мамой по этому поводу не конфликтует. Женщина так привыкла, без мамы ей плохо, с мамой – хорошо.
Конечно, когда мама создавала такой сценарий их отношений, она ничего плохого для дочери не хотела. Каждый родитель мечтает, что его ребенок проживет счастливую жизнь. Однако собственные тревоги, страхи и тотальный контроль привели к тому, что мама решала свои психологические проблемы за счет эмоционального здоровья ребенка . Вместо того, чтобы разобраться со своими тревогами и причинами, по которым страх не дает разрезать психологическую пуповину с ребенком, мама только усиливала контроль.
Да, есть от этого и польза – мне приводили множество доводов того, что нет здесь ничего плохого, ведь кругом наркомания, алкоголизм, проституция. Я не говорю о снятии контроля совсем, я говорю о том, что в разные возрастные периоды взросления ребенка есть зоны жизни, в которых мама может отдать контроль уже ему самому, приучая его к самостоятельности и ответственности за себя .
Эти зоны очень хорошо описаны известным психологом-классиком Львом Семеновичем Выготским. Введенное им понятие «зоны ближайшего развития» означает уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия с взрослым – в ходе совместной деятельности.
Это важно знать!
Ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и коммуникативного взаимодействия с взрослым.
• Пока ребенок маленький, это выглядит так: мама завязывает ребенку шнурки, тот смотрит, затем пробует завязывать шнурки под маминым присмотром. В это время мама помогает, корректирует, доделывает то, что он сделать не смог.
• Затем ребенок делает все самостоятельно, но все еще под контролем мамы. В итоге ответственность за шнурки лежит на нем , и мама больше этот вопрос не контролирует. Так происходит обучение ребенка.
• Вот он уже подрос и в школе сталкивается с ситуацией, которую сам пока не знает, как решить. Он обсуждает ее с мамой. Та рассказывает о своем взгляде на проблему, приводит примеры из жизни. Дальнейшее – это его «грабли». Усвоил, прошел, больше в эту ловушку не попадет. Мамина задача – обучить социальному поведению на собственных примерах, опыте ее друзей.
Сначала мама контролирует многое, постепенно передавая ребенку ответственность за его действия, его поступки. Наступает момент, когда она уже не в состоянии ничего контролировать. Вот тут сердце и «ёкает». Это значит, что мама не готова отпускать. Если это про вас – надо срочно взяться за себя и разбираться со своими тревогами, пока у ребенка не появились фобии. А может, вы просто хотите прожить свою жизнь бок о бок с ребенком, как в случае с 60-летней дочкой? Не слишком ли эгоистично?!
Итак, при определенном стиле воспитания наши отношения с ребенком могут стать симбиотическими, чрезмерно привязанными.
Резюме:
• Почему так происходит? В основном такое случается из-за родительских страхов в сочетании с суперконтролем. Имея высокую степень тревожности, а порой и панические атаки, родитель находит для себя такой способ снимать эти неприятные эмоциональные состояния.
• Прогноз. Хоть и говорила мамочка из мультика «Простоквашино», что «это гриппом все вместе болеют, а с ума поодиночке сходят», однако практика показывает, что психологические проблемы тоже бывают заразными. И это не редкость. Тревожности, страхи, панические проявления имеют свойство передаваться близким. И тем более от родителя ребенку.
• Что делать? Страхи надо лечить. Тяжело с ними. Маме тяжело, ребенку. Со страхами надо работать. Страхами не страдают верующие люди, они отдают контроль высшим силам, Богу в том случае, когда от них ничего не зависит. Я вам очень рекомендую этому у них поучиться! Мы не боги. Мы можем сделать только то, что в наших силах.
Как бы вы ни старались, вам все равно не прожить жизнь вашего ребенка – другую жизнь. Вместо того, чтобы все время жить в тревогах и страхах, подумайте, как сделать интересней вашу собственную жизнь.
Мама все сделает лучше
Существуют две причины, по которым родители стремятся делать все или почти все за своего ребенка.
Первая причина – чувство жалости: «Он еще маленький, часто болеет. Успеет наработаться, когда вырастет». Родитель (обычно это мама) долгие годы работает не покладая рук, при этом не обижается на ребенка за его бездеятельность, не предъявляет претензий, не жалуется на усталость – все для него.
Вторая причина – маме кажется, что никто лучше нее не сделает. И устает она, и с ног валится к вечеру, а ничего никому поручить не может. Такие мамы склонны упрекать своих детей в том, что те не понимают родителей, не помогают им. При этом мама не всегда принимает эту помощь, но использует свой «героизм», чтобы пилить и обвинять.
Таким образом, мама очень ловко манипулирует ребенком, вызывая у него чувство вины. Однако может наступить момент, когда ребенку просто надоест быть виноватым и он решит: не принимает помощь, значит и не надо. Тогда возникнет вопрос: кому нужен был этот мамин героизм? Конечно же, ей самой. Дело не в том, что мама все делала сама, а в том, что уж если она так решила, то так и должна поступать, не мучая ребенка.
Конечно, в том и в другом случае у ребенка будут плохо развиваться социальные навыки. Тогда мама должна решить для себя, что ей важнее. Важно осознавать причину и возможные последствия своих действий и, конечно же, нести за них ответственность.
В одной семье, подобных которой очень много, папа работает, а мама занимается ребенком – ничего необычного. Только вот мама из тех, кому не безразлично, как сложены игрушки ребенка и сколько раз в день вымыт пол. Целый день бедняжка занята по хозяйству: жарит, моет, выглаживает, снова моет. А у ребенка еще и кружков по несколько в день – все успеть надо.
По моим наблюдениям, дети в таких семьях довольно часто болеют. Этот ребенок – не исключение. Маме «надо» быть все время в движении: бежать, торопиться, действовать. Ребенок, как будто чувствуя это, не дает ей расслабиться: сегодня насморк, завтра кишечник, через день ангина. Как же его, такого маленького, слабенького, вечно болеющего, приучать к домашнему хозяйству! Да и он все равно не так все сделает.
Вот вам две наши причины в одном примере. Кровать должна быть аккуратно, как на выставке, застелена. Малыш еще слабый – ручки тяжелый плед не поднимут, да и мама лучше сделает. Пускай порисует. Порисовал – убрать нужно, стол должен быть чистым. Нужно тряпку намочить, чтоб стол протереть, да нельзя ему – только вчера последнюю процедуру закончили, целый месяц насморк лечили. Да и не сложит он краски, как мама – аккуратно, ровненько. Обед горячий уже на столе. Ребенок не может себе сам молока налить – разольет или чашку разобьет. Не то чтоб жалко ее, эту чашку, но ведь их шесть, сервиз разрушится… Лучше сама. Вот так и растем: тут подотрем, там уберем, тут сложим.
Хорошо, если такой ребенок, когда вырастет, школу закончит и в институт поступит. А там, глядишь, жена мамину эстафету примет. Но бывает, что не складывается у ребенка с обучением: может, из-за слабого здоровья, может, из-за отсутствия навыков трудиться. Тогда дело совсем плохо. Вырастает инфантильный, ни на что не способный, бездеятельный человек. Я не раз наблюдала, как дети из таких семей становились алкоголиками просто от безделья и скуки.
Прежде чем делать из своего ребенка избалованное экзотическое растение, подумайте, что для вас важнее всего: чтобы кровать была застелена как на выставке или его физическое и моральное здоровье?
Я замечала, что дети, растущие в семьях, где много внимания, сил, времени тратится на чистое, выглаженное белье, натертые до блеска полы, скрипящую от чистоты посуду, здоровую, по маминому представлению, пищу, практически всегда страдают от эмоционального невнимания . Маму можно понять: набегавшись за день по всем неотложным делам, ей, бедненькой, только бы до кровати дойти. Какие там книжки на ночь, разговоры по душам! Вот если бы в сутках было часов 36! Да и если даже почитает она книжку перед сном, то только потому, что это полезно и нужно, а совсем не по зову сердца.
Не знаю, удастся ли мне такую маму заставить задуматься, остановиться и расставить приоритеты в своей жизни и в жизни своего ребенка. Неужели вы действительно верите, что можно вырастить хорошего человека, создавая стерильную обстановку вокруг него? А вам зачем эта стерильность? Может, стоит задуматься, что именно в вашей жизни не так? Где беспорядок, который вы хотите компенсировать чистотой в квартире? В отношениях с людьми, в собственных мыслях – где? Может, вы просто с головой погружаетесь в огромное количество дел, чтобы о чем-то, травмирующем вас, не думать? Если вы ответили на эти вопросы и были честны в первую очередь перед собой, думаю, вам будет чем заняться в ближайшее время.
Итак, одним из проявлений гиперконтроля мамочки бывает неумение передавать выполнение дел другим членам семьи. Ребенок попадает на полное обслуживание мамой и не приобретает навыки ухода за собой, за своими вещами.
Резюме:
• Почему так происходит? Мы стараемся навести порядок вокруг, когда внутри нас далеко не все в порядке. Свою внутреннюю тревожность мама старается спрятать в цейтноте бесконечных дел по дому, по уходу за близкими.
• Прогноз. Ребенок тоже бесконечно напряжен. Он чувствует, что мама не здесь, не с ним, она все время куда-то бежит и не только физически, но и в своих мыслях, в своем внутреннем состоянии. Но это эмоциональная составляющая. В практическом плане велика вероятность того, что ребенок вырастет несамостоятельным, зависимым, не приспособленным решать элементарные бытовые задачи. Да еще и с убеждением, что за него кто-то это должен делать.
• Что делать? Остановитесь, посмотрите вокруг: вот он, сегодняшний день. Он пройдет, и такого дня уже не будет – все в мире неповторимо. Для того ли вы в этом мире, чтобы бесконечно тереть пол? Дайте вашей личности возможность быть «здесь и сейчас». Подумайте, без чего действительно сегодня не обойтись и что сделать «нужно». А что вы сегодня дадите своему эмоциональному «я»? Что вы хотите, от чего вам будет хорошо, чем вы можете себя порадовать? Ваша задача – научиться каждый день жить, слушая себя.
Разберитесь в себе, тогда вы сможете сполна дать эмоционального тепла вашему малышу и многому его научить. Поверьте, это будет намного более ценный вклад в формирование его личности, чем глаженые простыни и накрахмаленные воротнички.
Ударился об угол стола? Плохой стол!
Мне всегда было любопытно, о чем думает мама, когда начинает ругать дорогу, на которой ребенок только что разбил коленку, стол, об угол которого он ударился, шнурки от ботинка, на которые ребенок наступил и шлепнулся, а также множество других, ни в чем не виноватых предметов, которые якобы причинили ребенку вред. Она еще и отлупит их – наказала, дескать.
Работая со взрослыми пациентами, я нередко встречаю случаи, когда проблема возникает именно из-за того, что люди не готовы признать свою вину, свою неправду, даже свою ошибку. Как же им трудно! Может, и вы таких людей встречали? То, что они никогда, ни при каких обстоятельствах не готовы извиниться, – это еще не проблема. Проблема гораздо глубже. Среди черт таких людей всегда можно заметить чувство превосходства над другими, некое высокомерие и ригидность, ограниченность восприятия мира, происходящего. В основе своей это негибкие люди, не готовые даже подумать: «А может, это совсем и не так, как я думаю или думал раньше». Чаще всего такое положение вещей связано с убежденностью в том, что если что и случается, то в этом виноваты все кто угодно, только не сам человек.
Вернемся к нашей ситуации. Ребенок ударился о стол: ему больно, он плачет. Вы хотите утешить ребенка? Отлично! Вот им и займитесь. При чем здесь стол? Он, этот несчастный стол, прибежал и специально стал на пути ребенка? Смешно? Сначала это стол, потом – другой человек, который тоже ни в чем не виноват, но которого намного проще обвинить. Как часто мы слышим от водителей транспортных средств: «Куда едешь!», «И чего они все тут расходились!», «Что здесь делает этот столб!» – все это подобно словам «плохой стол».
Ваш ребенок никогда не научится выбирать правильный маршрут из коридора в гостиную, если будет убежден, что стол должен уворачиваться от столкновения с ним.
Есть понятие здорового и нездорового чувства вины. О нездоровом мы говорили в другой главе. Однако сразу хочу сказать, что нездоровое заключается в том, что человек всегда чувствует, что виноват он, даже когда ничего не делал. Здоровое же чувство вины – в умении увидеть свою ошибку, признать ее и больше по этому пути не идти.
Когда мама ругает стол, она прививает ребенку отличное от этих, некое третье состояние, а именно чувство превосходства над другими: «Я всегда прав, виноваты другие». Мама лишает ребенка возможности эмоционально расти, брать на себя ответственность за то, что он делает (или не делает).
Если я иду по дороге, не смотрю внимательно под ноги и падаю, разбивая колени, я могу подумать, что я не смотрела под ноги и теперь мои колени испачканы и болят, мне надо быть внимательнее. А могу подумать: «Какая ужасная дорога, кто ее тут разрыл, надо его наказать». В первом случае я либо не пойду больше по той дороге (например, потому что темно и плохо видно или потому что я на каблуках), либо, идя по ней вновь, буду внимательно смотреть, куда я наступаю. Здесь высока вероятность того, что ямы мне удастся избежать. В другом случае я могу пойти жаловаться, возмущаться или просто ругать всех, злиться, рассказывать знакомым о тех плохих людях, которые превратили дорогу в одну сплошную яму. Однако я не сделаю каких-либо шагов, чтобы избежать новой травмы. Как вы понимаете, здесь больше вероятность получить очередной синяк.
Сейчас я говорю не только о физических травмах, но прежде всего о психологических. Разницы здесь нет.
Итак, успокаивая малышей, мы привыкли ругать предметы, других людей – все то, что якобы навредило ему. Ругая, мы отвлекаем, утешаем и… возлагаем вину на все, что угодно, кроме ребенка.
Резюме:
• Почему так происходит? Часто мама даже и не подозревает, что она делает. Вроде бы ничего плохого. Ну, отругала стол – ему от этого ни жарко, ни холодно, а ребенку приятно и уже не больно, он уже не плачет.
• Прогноз. Ребенку не удается приобрести опыт здорового чувства вины за себя, думая, что теперь всегда все должны делать так, чтобы ему не было больно (как в физическом, так и в психологическом смысле). Он научается перекладывать ответственность за свою боль на других, тем самым лишая себя возможности анализировать свои поступки и не наступать на одни и те же грабли. Когда у такого человека во взрослом возрасте случается какая-то сильная неприятность, он чаще занимает позицию несчастного, обиженного жизнью, нежели решает возникшую проблему, как зрелый человек.
• Что делать? Ребенок ударился о стол. Оставьте стол в покое, лучше пожалейте ребенка, подуйте на ранку, приласкайте. А когда он успокоится, скажите: «В этой комнате тесно, лучше, если ты будешь так быстро бегать в гостиной, там намного просторнее». Каждый раз помогайте ребенку разобраться в том, что он сделал для того, чтобы ему было больно. И как этого можно избежать. Так вы ему поможете нарабатывать свой бесценный опыт и учиться анализировать свои поступки. А также уметь понять то, что в его силах исправить, а где уже не его вина.
Позволяйте своему ребенку совершать ошибки и помогайте их осознавать и переживать.