Ш.система инфекционного контроля. проведение противоэпидемических мероприятий
Инфекционный контроль - система эффективных организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения госпитальных инфекций, базирующаяся на результатах эпидемиологической диагностики. Целью инфекционного контроля является снижение заболеваемости, летальности и экономического ущерба от госпитальных инфекций, призвана улучшить качество медицинской помощи, обеспечить сохранность здоровья персонала и пациентов.
Система инфекционного контроля регламентируется приказами (перечень основных нормативных документов для организации работы медицинской сестры смотри в приложении № 2)
Профилактика ВБИ.
Внутрибольничная инфекция – любое клинически выраженное инфекционное заболевание, развивающееся у пациента в результате оказания медицинской помощи в стационаре, амбулаторно–поликлинических условиях, а также у персонала ЛПУ в силу осуществления профессиональной деятельности. В возникновении, поддержании и распространении ВБИ важнейшую роль играет медицинский персонал ЛПУ. Объектом внутрибольничного инфицирования является пациент, и медицинский работник, причём риск инфицирования пациента напрямую зависит от компетентности и профессионализма медицинского персонала, а меры, принимаемые, например, медсестрой для собственной безопасности, в конечном счете становятся и мерами профилактики ВБИ у пациентов. Актуальность проблемы ВБИ определяется широким распространением их в медицинских учреждениях различного профиля и значительным ущербом, наносимым этими заболеваниями здоровья населения.
Организация профилактики ВБИ предусматривает обширный комплекс санитарно – гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, изоляцию источников инфекции и прерывание путей её передачи.
Для успешного ведения профилактики ВБИ медсестрами и санитарками отделения неукоснительно выполняются следующие мероприятия:
· Соблюдается санитарно – эпидемиологический режим.
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь содержатся в чистоте. В помещениях отделения в соответствии с действующими нормативными документами два раза в сутки проводится влажная уборка с применением моющих или моюще-дезинфицирующих средств. Соблюдается режим проветривания палат (4 раза в день). Уборочный инвентарь имеет четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, используется строго по назначению и хранится в санитарной комнате. Генеральные уборки палатных помещений и кабинетов проводятся 1 раз в месяц; процедурных кабинетов - 1 раз в неделю. Смена белья больным производится по мере загрязнения, регулярно, не реже 1 раза в 7 дней. Сбор грязного белья от больных осуществляется в клеенчатые мешки. После выписки пациентов постельные принадлежности (матрац, одеяло, подушка) отправляются на дезинфекционную обработку.
Кварцевание процедурного кабинета проводится по установленному графику, каждые 2 часа по 20 минут с последующим проветриванием 15-20 минут, во время проведения генеральной уборки - 2 часа. Ведётся учет отработанных часов бактерицидных ламп с записью в журнале. После 8 000 отработанных часов лампы заменяются новыми. В журнале учета отработанных часов фиксируются паспортные данные бактерицидной лампы.
Соблюдается порядок приёма пациентов в отделение: осмотр на педикулёз, визуальная оценка состояния пациента, осмотр кожных покровов, информирование надлежащих инстанций об отклонении от нормы. Профилактика педикулеза осуществляется в соответствии с Приказом МЗ РФ от 26/11/98 № 342 «Об усилении мероприятий по профилактике сыпного тифа и борьбе с педикулезом». Противопедикулезные мероприятия включают в себя соблюдение должного санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ЛПУ и специфические меры по санации людей, пораженных педикулезом.Осмотру подлежат все больные, поступившие на стационарное лечение, дальнейшие осмотры 1 раз в неделю с регистрацией результатов осмотра в специальной тетради.
В случаях обнаружения педикулеза для обработки волосистой части головы использую инсектицидные препараты: средство «Медифокс», лосьон «Ниттифор». Завшивленное белье и одежда подлежат камерной обработке.На приемном отделении имеется укладка, предназначенная для проведения противопедикулезных обработок.
· Проводится активное выявление инфекционных больных.
При всех подозрительных случаях организуется работа медперсонала в карантинных условиях, следуя информации схемы – памятки поведения медперсонала, оказания первой помощи, схемы оповещения, которые находятся в отделении. Укладки по особо опасным инфекциям имеются в приёмном отделении.
· Соблюдается режим питания:
оснащение буфетной; правила раздачи пищи; порядок сбора и удаления пищевых отходов; порядок обработки посуды, ветоши, уборочного инвентаря и его хранения; состояние внешнего вида и здоровья буфетчицы по существующим нормам.
· Дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация инструментария, предметов ухода.
В больнице оборудованы центральная стерилизационная, автоклавная, поэтому средний медицинский персонал осуществляет только дезинфекцию и предстерилизационную очистку. В отделении работаем одноразовым инструментарием (шприцы, системы, катетеры, зонды, наконечники, перчатки однократного применения, кружки Эсмарха), поэтому предстерилизационной очистке подвергаются пинцеты, ножницы, лотки.Манипуляционные кабинеты отделения (процедурный и клизменная) снабжены полимерными ёмкостями – контейнерами необходимого объёма и размера, применение которых сводит до минимума контакт медицинского персонала с загрязнённым медицинским материалом и инструментарием. Герметичные крышки контейнеров защищают от постоянного аэрозольного воздействия дезинфицирующих средств на верхние дыхательные пути медицинского персонала, что крайне важно для сохранения здоровья медицинских сестёр и санитарок, а также индивидуальными средствами защиты.
В таблице 8 показаны дезинфектанты для обработки инструментария, используемые в 6 терапии в 2013 году.