Кадровое обеспечение отделения
Штаты медицинского персонала устанавливаются руководством больницы в соответствии с действующими штатными нормативами.
Наше отделение еще очень молодое – в феврале 2013 года ему исполнилось два года. При наборе штатов в наше отделение 6 медицинских сестер были переведены из 3 терапевтического отделения, остальные – также 6 медсестер - пришли к нам из других медучреждений города. Несмотря на такой еще короткий срок существования нашего отделения, в нем сформировался преимущественно сбалансированный коллектив медицинских сестер, что благоприятно для развития наставничества, как формы обучения и передачи накопленного опыта и знаний.
Я, как старшая сестра, слежу за укомплектованностью отделения физическими лицами, обеспечиваю правильность расстановки кадров среднего и младшего персонала, за своевременное замещение медсестёр и санитарок, не вышедших на работу, составляю график работы и утверждаю его в профсоюзном комитете и отделе кадров.
Подбор кадров начинается ещё на этапе первичной подготовки медсестёр, с медицинского колледжа, во время прохождения производственной практики на базе отделения. Основное требование при приёме на работу среднего медицинского персонала – наличие сертификата специалиста. Я, как руководитель среднего и младшего звена провожу собеседование с каждым новым сотрудником. В ходе беседы я оцениваю манеру говорить и общаться. Интересуюсь семейным положением, местом проживания, где работал (а) раньше. Я рассказываю о режиме работы отделения, об основных задачах нашей работы, знакомлю с должностными инструкциями. Сотрудник проходит первичный инструктаж техники безопасности на рабочем месте, затем месячную стажировку по всем направлениям деятельности. Если кандидат на должность принят, моя задача, как непосредственного руководителя, проследить, чтобы сотрудники встретили его доброжелательно, при необходимости консультировали по рабочим вопросам, чтобы молодой специалист, как можно скорее, стал действенным членом коллектива и стал трудиться с максимальной отдачей.
Кадровое обеспечение 6 терапевтического (эндокринологического) отделения в 2013 году (Абс., %)
Таблица 2
Должность | Кол-во штатных единиц | Физических лиц | % укомплектованности физ.лиц | Занято штатных единиц | % укомплектованности по штатным ед. |
Зав.отделением | 1,0 | 100,0 | 100,0 | ||
Врач-эндокринолог | 2,5 | 100,0 | |||
Всего по врачам | 3,5 | 100,0 | |||
Старшая медсестра | 1,0 | 100,0 | 100,0 | ||
Палатная медсестра | 12,0 | 83,3 | 100,0 | ||
Процедурная медсестра | 1,0 | 100,0 | 100,0 | ||
Всего по среднему персоналу | 14,0 | 11,5 | 82,0 | ||
Сестра-хозяйка | 1,0 | 100,0 | 100,0 | ||
Санитарка-буфетчица | 1,0 | 100,0 | 100,0 | ||
Санитарка | 8,75 | ||||
Всего по младшему персоналу | 11,75 | 56,0 |
Как видно из представленной таблицы 2, штаты медицинского персонала среди врачей укомплектованы на 100%. Отделение недостаточно укомплектовано кадрами среднего и младшего медицинского персонала (89% и 56%), хотя в 2013 году пополнение было (трудоустроилась 1 медицинская сестра и 4 человека младшего медицинского персонала, причем 2 уволилось. Дефицит же младшего персонала это серьезная проблема не только нашего отделения, а и стационара в целом. Напряжённый труд, колоссальные нагрузки на одну медсестру, низкая оплата труда, отсутствие собственного жилья - все эти факторы способствуют оттоку сестринских кадров из медицины. В результате этого в работе очень высока интенсивность, особенно в дневные часы, в связи с широким кругом обследований у больных, подачей пациентов в ангио рентгенологическое отделение, а также с большим количеством тяжелых возрастных пациентов, требующих ухода. Недоукомплектованность отделения младшим медицинским персоналом связана еще и с низким уровнем оплаты труда. Вопрос с кадровым составом можно решить, если: повысить заработную плату; обеспечить молодых специалистов служебным жильём или местом в общежитии; помочь молодым мамам, желающим выйти на работу, с детским садом.
Из таблицы 3 следует, что более половины медицинских сестер имеют категории (58,3%). В 2014 году запланирована аттестация 8 специалистов (вновь 2 чел., подтверждение и повышение 6 чел.) В отделении работает опытный (медицинский стаж более 10 лет – 91,7%), трудоспособного возраста, высококвалифицированный средний медицинский персонал.
Распределение медицинских сестер по категориям и стажу работы (Абс., %)
Таблица 3
Наименование | Количество человек | % |
Высшая квалификационная категория | 8,3 | |
I квалификационная категория | 50,0 | |
II квалификационная категория | ||
Не имеют квалификационной категории | 41,7 | |
Стаж работы до 5 лет | 8,3 | |
Стаж работы от 10 до 15 лет | 16,7 | |
Стаж работы от 15 до 20 лет | 41,6 | |
Стаж работы от 20 до 30 лет | 16,7 | |
Стаж работы более 30 лет | 16,7 |
Рис. 1. Структура аттестованных медицинских сестер(%).
Все медицинские сестры сертифицированы, владеют смежными специальностями, что помогает решать вопросы кадровой взаимозаменяемости.
Рис. 2. Структура среднего медицинского персонала по стажу работы (%).
Рис. 3. Структура среднего медицинского персонала по возрасту (%).
Каждые 5 лет средний медицинский персонал отделения проходит обучение на базе ГАОУ СПО АО «Архангельский медицинский колледж» отдел дополнительного образования. Я, как старшая сестра, составляю план учёбы и предстиавляю его главной сестре. В 2013 году прошли обучение и получили сертификат специалиста 2 человека (цикл « Сестринское дело в терапии» и цикл «Усовершенствование м/с в процедурном кабинете»). На 2014 год запланировано повышение квалификации 3 специалистов, причем инструктора школы «Диабет» на цикле в Санкт-Петербурге.
Постоянно провожу работу среди сестринского персонала о необходимости получения квалификационной категории. Мотивацией для аттестации среднего персонала служит: повышение уровня собственной самооценки; возможность медицинской сестры проанализировать свою профессиональную деятельность; повысить престиж своего лечебного учреждения; материальный стимул.