Гигиенические основы организации режима дня школьника
1. Какое значение для школьника имеет соблюдение режима дня?
Режим дня – упорядоченное чередование труда и отдыха в соответствии с возможностями организма и интересами школьника. Физиологически режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые закрепляются в виде динамических стереотипов –устойчивых привычек и навыков. Например, при выполнении домашних заданий в одни и те же часы организм школьника быстрее настраивается на интенсивную умственную деятельность; привычка ложиться спать в одно время способствует более глубокому сну. Режим дня – основа жизнедеятельности школьника, он обеспечивает высокую работоспособность, предохраняет нервную систему от переутомления, организм – от заболеваний, обеспечивает адаптацию к условиям школы. Для школьника режим дня имеет особое значение, поскольку учеба, связанная с физическими и психическими нагрузками, усиливает напряжение функциональных систем организма. Нарушения режима дня приводят к нарушениям здоровья, в первую очередь, нервной системы. Признаки несоблюдения режима дня школьником: раздражительность, беспокойство, нарушения сна и др.
2. Назовите компоненты режима дня школьника.В чем особенности построения режима дня школьника?
Сон, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, занятия в школе, активный отдых, самоподготовка, занятия по интересам (чтение, занятия музыкой, рисование, кружки, спортивные секции, просмотр телепередач, помощь родителям по хозяйству и др.).Ввиду особенностей высшей нервной деятельности и изменчивости возрастных физиологических показателей требуется дифференцированный подход в построении режима дня школьников. Исходными для такого построения являются нормативы продолжительности учебных и внешкольных занятий, сна и активного отдыха учащихся. Классный руководитель должен уметь консультировать родителей и учеников по вопросу организации режима дня. В случае астенизации нервной системы школьника ему следует помочь построить правильный режим дня и организовать учебную работу в школе и дома.
3. Каким должен быть отдых школьника после окончания уроков?
После окончания занятий в школе полезно отдохнуть. Отдых должен быть активным, не менее 1,5 ч,и лучше на свежем воздухе (подвижные игры, занятия физкультурой и спортом). Но физическая нагрузка должна быть умеренной, иначе при большой физической нагрузке подготовка уроков пройдет с меньшей эффективностью. Необходимо умственную работу чередовать с физической нагрузкой, но не проводить отдых после школы перед телевизором. Детям и подросткам в период интенсивного роста полезен дневной отдых в положении лежа в течение 30–40 мин, что позволяет расслабить мышцы, разгрузить позвоночник и снизить возбуждение в ЦНС.
4.Перечислите основные требования к организации самоподготовки (подготовки домашних заданий) для школьников?
Школьник должен рационально организовать свою работу. Продолжительность подготовки домашних заданий для младших школьников 1,5–2 ч, для средних – 3 ч; для старших школьников – 4 ч. Превышение этих норм снижает эффективность работы, поскольку при более длительной работе у детей ухудшается внимание, ослабевает память. При занятиях в первую смену школьник должен приступить к выполнению домашних заданий в 15. 30– 16. 00 ч. При учебе во вторую смену самоподготовку надо начинать в 8. 30. –9.00.
5.Как должны быть организованы перерывы во время подготовки домашних заданий?
Умственная работа младших и средних школьников не может быть долго эффективной. Поэтому им нужны короткие перерывы через каждые 40 мин выполнения домашних заданий. Во время перерыва нужно встать, потянуться, сделать несколько глубоких вдохов, походить по комнате, выполнить легкие гимнастические упражнения (поднимание рук вверх, наклоны, приседания и др.). Кроме этого важно снять зрительное напряжение путем фиксации взгляда на дальних предметах, круговые движения глаз и др. Старшим школьникам рекомендуются перерывы продолжительностью 10–15 мин через каждые 45 мин работы. Добросовестные старшеклассники иногда занимаются до глубокой ночи. Такая работа малопродуктивна и обусловлена неумением правильно организовать свое время.
6. Как должно быть организовано свободное время школьника?
Свободное время – это время в режиме дня ученика, которое он использует в соответствии со своими склонностями, интересами, желаниями. Оно следует за подготовкой домашних заданий и по продолжительности в среднем составляет 1,5 ч. Это время затрачивается на чтение художественной литературы, участие в кружках, просмотр кинофильма, занятия музыкой, спортом, хореографией, рисованием, помощь родителям по дому.
7. Как правильно работать за компьютером?
Этот вид деятельности считается утомительным. Перевод взгляда с монитора на клавиатуру и с монитора на текст связан с работой органа зрения в различных условиях освещенности. Поэтому глаза напрягаются больше, чем при чтении, рисовании, просмотре телепередач. Кроме того длительная работа за компьютером вызывает нервное напряжение и значительную статическую нагрузку на мышцы плечевого пояса. При работе за компьютером статическая рабочая поза существенно отличается от обычной рабочей позы за столом. Поэтому важно, чтобы старшие школьники 15–17 лет непрерывно работали на компьютере не более 1 ч с обязательным отдыхом в течение 15 мин. Средним школьникам 12–14 лет продолжительность непрерывной работы – 30 мин. Младшим школьникам 7–10 лет рекомендуется работать не более 15 мин в день, пятилетним – 5 мин в день и шестилетним детям – 8–10 мин в день. При этом расстояние от глаз до монитора –70–80 см.
8.Сколько времени школьникам требуется проводить на свежем воздухе?
Не менее 2 ч старшие и 3 ч в день младшие школьники должны проводить на свежем воздухе. Однако в современных условиях этот компонент режима дня нарушается.
9. Как должен быть организован просмотр телевизионных передач?
Просмотр телевизионных передач оказывает значительную нагрузку на ЦНС, зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому максимальное пребывание у экрана телевизора для младших школьников до 30 мин, а для старших – до 2 ч в день. При этом надо учитывать достаточное освещение, соблюдать позу и расстояние от экрана (оптимальным является расстояние 3 м).Необходимо контролировать время, которое ребенок тратит на просмотр телепередач. Просмотр телевизионных программ для детей дошкольного возраста не должен превышать 20 мин в сутки, что обусловлено недостаточной двигательной способностью мышц глаз во время просмотра телепрограмм. Более продолжительное пребывание у телевизора приводит к задержке развития зрительного анализатора.
10. Как организовать чтение школьника?
Чтение – важный элемент режима дня школьника. Оно сопряжено с напряжением нейронов коры больших полушарий и зрительного анализатора. Поэтому его максимальная продолжительность для старших школьников – 2 ч, а для младших школьников – до 1 ч при соблюдении гигиенических рекомендаций (расстояние от глаз до книги 30 см, перерывы – отдых для глаз через каждые 20–30 мин, достаточное освещение, правильная поза за столом).
11. Почему школьнику важен гигиенически полноценный сон?
Сон – важное функциональное состояние, на фоне которого осуществляются все жизненные процессы. Он способствует восстановлению функций систем организма, необходим для нормальной умственной деятельности и комфортного состояния психики. Сокращение продолжительности сна приводит к снижению иммунитета, нервно-психическим заболеваниям, отклонениям в психике и поведении, снижению работоспособности в два раза. Хорошая успеваемость чаще отмечается среди школьников, соблюдающих гигиеническую норму сна. По данным исследований около 50 % школьников не досыпают один час от возрастной нормы и 20 % не досыпают два часа и более. При психических травмах детей наблюдаются нарушения сна: бессонница или сонливость. Можно рассчитать возрастную норму сна младшего школьника по формуле 16 – В/2, где В – возраст.Продолжительность сна детей и подростков должна составлять в 6–7 лет – 12 ч, 8–10 – 11 ч, 11–12 лет – 10 ч, в 13–16 лет – 9 ч, 17–18 лет –8,5 ч. Десинхроноз – это нарушение биоритма, характеризуемое срывомсуточного режима ребенка, подростка; расстройством сна, снижением работоспособности и комплексом функциональных отклонений.
Организация образовательного процесса в начальных классах
1.Перечислите важнейшие гигиенические требования, способствующие нормальному развитию младших школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным функциональным возможностям организма; соблюдение режима труда и отдыха; достаточное пребывание на свежем воздухе; организация режима учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели; соответствие условий среды, в которой осуществляется учебный процесс (освещенность, школьное оборудование, микроклимат), гигиеническим нормативам и требованиям; учет особенностей адаптации детей к условиям школьного обучения; оптимальная двигательная активность учащихся; поддержание правильной рабочей позы при различных видах деятельности; создание благоприятного психологического фона в течение учебного процесса; создание благоприятных условий для функционирования зрительного и слухового анализаторов и др.
2. Какие навыки должны быть выработаны у детей при поступлении в школу?
Поступив в школу, дети должны выполнять основные правила этичного поведения, взаимодействия со сверстниками, знать границы дозволенного, осознавать свое поведение; выполнять требования учителя; проявлять интерес к получению знаний; владеть определенным словарным запасом и правильно поизносить звуки; различать геометрические фигуры, их классифицировать по цвету, размеру; срисовывать простые геометрические фигуры, буквы, цифры, предметы; выполнять ритмические движения; не прерываясь в течение 6–10 мин заниматься одним видом деятельности, сосредотачиваться в течение 6–10 мин; переключаться на разные виды деятельности 3 –5 раз в течение урока; эмоционально реагировать на замечания учителя и чувствовать его отношение к себе и др.
3. Перечислите внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие ребенка.
Внешние факторы: социокультурные, экологические, педагогические; внутренние – генетические, биологические, физические.
4. Какими признаками характеризуется готовность детей к школе?
Для определения готовности ребенка к школе используют такие понятия как «школьная зрелость» и «школьная незрелость», характеризующие умственные и физические способности шестилетнего ребенка, степень развития психических процессов, его способность к систематическому обучению в школе и освоению учебной программы. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь: достаточный словарный запас слов, достаточный уровень развития произвольного внимания – способность сосредоточиться на одном задании, соответствующий возрасту уровень физического развития; необходимое для обучения письму развитие тонких движений пальцев рук.
5. Почему в организации учебного процесса важно ориентироваться на биологический возраст (уровень морфофункционального развития) детей?
Темпы развития у детей различаются, в связи с чем, паспортный и биологический возраст могут существенно отличаться. К примеру, среди детей 6–7-летнего возраста имеются школьники, биологический возраст которых отстает от паспортного. Эти дети склонны больше к игровой деятельности и проявляют меньший интерес к учебной деятельности. Они не выполняют всех требований учителя, капризничают, испытывают трудности в обучении, тяжелее и дольше проходят период адаптации. Часть детей класса общеобразовательной школы (30 % и более) с отставанием в развитии, характеризуются как недисциплинированные, мешают проводить уроки. У некоторых отмечаются повторяющиеся двигательные реакции – невротические тики (подергивание рукой, плечом), фобии и др. Это связано с физиологическим недоразвитием ребенка и пробелами семейного воспитания. У детей различают следующие типы биологического развития: развитие, соответствующее паспортному возрасту, ускоренное и замедленное. Вышесказанное свидетельствует о том, что младшие школьники обладают рядом особенностей, которые следует учитывать при организации учебно-воспитательного процесса. Если же организовывать обучение без учета недостаточного уровня психофизиологической зрелости определенного числа учеников класса, то это может привести к отчуждению ребенка от учебного процесса. Современному педагогу необходимо использовать в обучении недостаточно зрелых детей интересные индивидуальные задания, с цветными иллюстрациями, соответствующие уровню их психофизического развития. Возможны и другие подходы педагога, например, игровые технологии, смена видов деятельности на уроке.
6. Как проводится определение биологического возраста (развития) ребенка?
Биологическое развитие можно определить ускоренным методом: по числу постоянных зубов. У мальчиков в 6 лет число постоянных зубов 3±3; в 7 лет – 7 ±3; в 8 лет – 12 ±2; 9 лет – 12±2; 10 лет – 18±3. У девочек в 6 лет число постоянных зубов 4±3; в 7 лет – 9 ±3; в 8 лет – 12 ±3; 9 лет – 15±3; 10 лет – 19±3. Биологическое развитие также определяется уровнем развития памяти, внимания (см. Ворсина Л.Г., Калюнов В.Н. «Валеология и школьная гигиена: практикум, Минск, 2005. С. 114–119)
7. Какова недельная учебная нагрузка в начальных классах?
Недельная нагрузка в учебных часах должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. В первый год обучения не допустимо проведение более 4-х уроков день. Обучение младших школьников желательно организовать в первую смену, оптимальное время начала занятий – 8.30 – 9. 00. Вторая смена недопустима для учащихся первого и второго года обучения. Уроки во вторую смену должны начинаться не позднее 14.00 и заканчиваться не позднее 19.20.
8. Какова продолжительность уроков в начальных классах?
Продолжительность уроков не должна превышать на первом году обучения 35 мин, на 2–4 году – 45 мин. Продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 10 мин, но тогда после второго урока – 30 мин. Вместо одной большой перемены после 2-го и 3-го уроков допускается проводить перемены по 20 мин. Перемены проводятся в теплое время года на свежем воздухе, в холодное – в хорошо проветренном помещении с использованием подвижных игр. На каждом уроке поводятся две физкультурные паузы для отдыха нервной системы и расслабления скелетных мышц, испытывающих большие статические нагрузки во время сидения. Комплексы упражнений должны периодически меняться.
9. Как формировать правильную позу у ребенка во время занятий?
Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка, а высота ножек стула должна примерно равняться длине голеней. При сидении в коленном, голеностопном и тазобедренном суставах должен быть прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой должно выдерживаться расстояние, равное ширине ладони. При письме или чтении должна быть одинаковая нагрузка на обе седалищные кости, поясницей нужно опираться на спинку стула. Предплечья лежат без напряжения и симметрично на поверхности стола, надплечья находятся на одном уровне, голова слегка наклонена вперед. Расстояние от глаз до тетради, книги – 30 см. Тетрадь при письме должна лежать под углом 30 град. Левая рука поддерживает и двигает тетрадь вверх. Кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам 15 град. Отклонения от указанных поз возможны во время отдыха.
10. Каким должен быть объем домашних заданий в начальных классах?
В течение первого года обучения домашние задания не задаются. Все комплекты учебников должны храниться в классе. В течение второго– четвертого годов обучения домашние задания задаются с учетом физиологической возможности их выполнения: второй год обучения – за 1 час, третий и четвертый – за 1,5 часа. Примерный объем домашних заданий по математике: 2 класс – задача и два столбика примеров; 3 класс – задача и три четыре столбика примеров; 4 класс – две задачи, или задача и 4 примера. Примерный объем домашних заданий по русскому (белорусскому) языку включает не более одного грамматического задания: 2 класс – 15–17 слов; 3 класс – 25–28 слов; 4 класс – 35–37 слов. Примерный объем по литературному чтению и предмету «Человек и мир» (предлагается прочитать и ответить на вопросы): 2 класс – 1–1.5 страницы, 3 класс – 2–2,5 страницы; 4 класс – 3–3,5 страницы учебной книги. Допускается задавать домашние задания, как и работать на уроке, дифференцированно (с учетом индивидуальных особенностей учащихся: темпа чтения, письма, развития речи и др.).
11. Каковы основные правила составления расписания уроков в начальных классах?
Расписание уроков строится с учетом дневной и недельной динамики работоспособности учащихся. Основные и трудные дисциплины должны проводиться на 2–3 уроках, когда уровень работоспособности более высокий. Большее число трудных уроков можно включать в расписание во вторник и среду – дни максимальной умственной работоспособности. Понедельник и пятница – облегченные дни для учащихся начальных классов.
12. Каковы основные принципы составления расписания уроков?
Гигиеническая оценка расписания включает исследование следующих его составляющих: дневную и недельную учебную нагрузку; место уроков в расписании учебного дня и недели в зависимости от их трудности; распределение учебных предметов разной трудности по дням недели; распределение уроков, сходных по характеру учебных действий; место уроков физкультуры, музыки, трудового обучения; соответствие учебной нагрузки динамике работоспособности учащихся; наличие облегченного дня в течение учебной недели; учет малых и больших перемен. Для оценки расписания нужно пользоваться шкалой трудности предметов. При этом подсчитывается сумма баллов, наибольшее количество которых должно быть в среду. Школьное расписание оценивается как нерациональное при наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу, а также при равномерном распределении нагрузки за неделю.
13. По каким показателям проводится гигиеническая оценка урока?
Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность младших школьников на высоком уровне. Гигиеническая оценка урока проводится по следующим показателям: 1. Плотность урока – суммарное время в минутах, затраченное на учебную деятельность одним учеником. Она определяется как отношение суммарного времени урока, затраченного на учебную деятельность к длительности урока, выраженное в процентах. 2. Количество видов учебной деятельности (чтение, рассказ, объяснение и слушание, изучение наглядных материалов, ответы на вопросы, решение задач и др.) их обязательное чередование и длительность. 3. Количество используемых методов преподавания (словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, дискуссия, аудиовизуальный с помощью мультимедиа и др.) и их чередование. 4. Место, длительность применения ТСО. 5. Соблюдение правил психогигиены на уроке и поддержание оптимальной психологической обстановки. 6. Соблюдение детьми правильной позы во время работы за партой, ее соответствие виду работы и чередование позы в течение урока. 7 – Наличие, содержание и длительность физкультминуток. 8. – Время наступления двигательных и пассивных отвлечений (утомления) у детей в ходе учебной работы, определяемое с помощью хронометражного метода.
14.Укажите длительность просмотра мультимедийных слайдов, учебных кинофильмов и телепередач на уроке в начальных классах.
Продолжительность просмотра зависит от года обучения детей. Длительность просмотра слайдов в 1–2 классе – 7–10 мин, в 3–4 классе– 15 мин. Длительность просмотра учебных кинофильмов и телепередач, соответственно, 15 и 20 мин.
15.Какими изменениями в организме может сопровождаться процесс адаптации учащихся начальных классов к школе?
При поступлении в школу меняется сложившийся ранее у ребенка динамический стереотип. Ребенок переходит от ролевой игры к учебной деятельности в начальных классах. В процессе социальной адаптации (знакомство с новыми детьми и взрослыми и т. д.) к образовательному учреждению у большинства детей наблюдаются изменения в деятельности нервной системы: повышается возбудимость нейронов коры, снижается уровень глюкокортикоидов – гормонов коры надпочечников, вследствие чего уменьшается концентрация внимания, изменяются поведенческие реакции, появляются рассеянность, двигательное беспокойство, или заторможенность, отвлечения на уроках, повышенная утомляемость.
16. Как оптимизировать процесс адаптации детей к школе?
В школе и дома нужно создавать ребенку благоприятную обстановку, обеспечивать условия для занятий, сна, активного отдыха. У части детей случается астенизация нервной системы и на ее фоне возникают соматовегетативные расстройства. У них могут появиться навязчивые движения и различные страхи. Такие дети нуждаются в системной медицинской и психолого-педагогической коррекции, способствующих адаптации к школе. В этой связи задача учителя состоит в правильном соотнесении уровня развития ребенка с объемом и качеством выполняемой учебной нагрузки. Учебная нагрузка ориентирована на практически здорового среднестатистического школьника. Отсюда педагогам и родителям необходимо дозировать педагогические требования, особенно по отношению к часто и долго болеющим детям.
17. Почему оценивания и сравнивания учебного труда в первом классе не должно быть?
Оценивание и сравнивание – сильный стрессовый фактор для ребенка, приводящий к формированию эмоционального стресса, равно как и чрезмерно строгие требования родителей к успехам ребенка в школе, приводящие к ухудшению его здоровья.