Возрастные особенности обмена веществ
1. Назовите особенности обмена веществ в детском организме
В детском организме обмен веществ протекает интенсивнее, чем у взрослых, причем синтетические процессы (анаболизм) доминируют. Преобладание синтеза (анаболизма) над распадом (катаболизмом) обеспечивает рост и развитие. У детей и подростков повышенная потребность в питательных веществах на единицу массы тела по сравнению с взрослыми, что обусловлено следующими причинами:-у детей наблюдается большой расход энергии (большие энергозатраты);- у них больше отношение поверхности тела к его массе, чем у взрослых;-дети более подвижны, чем взрослые, что требует затрат энергии. Во взрослом организме анаболизм и катаболизм находятся в динамическом равновесии.
2. Каково соотношение величин основного обмена у детей 3 – 4 лет жизни, в период полового созревания, в возрасте 18 – 20 лет и взрослых (ккал/кг/сутки)?
У детей 3 – 4 лет величина основного обмена примерно в 2 раза больше, в период полового созревания – в 1, 5 раза больше, чем у взрослых. В 18 – 20 лет – соответствует норме взрослых (24 ккал/кг/сут).
3. Чем объясняется высокая интенсивность окислительных процессов у растущего организма?
Более высоким уровнем обмена веществ в тканях, относительно большой поверхностью тела (относительно его массы) и большими затратами энергии для поддержания постоянства температуры тела, повышенной секрецией гормонов щитовидной железы и норадреналина.
4. Как изменяются энергетические затраты на рост в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет, до начала полового созревания, в период полового созревания?
Увеличиваются в первые годы после рождения, затем постепенно уменьшаются, а в период полового созревания вновь нарастают, что сказывается на снижении основного обмена в этот период.
5. Как в процентах расходуется энергияв организме у детей на основной обмен, движения и поддержание мышечного тонуса, специфическое динамическое действие пищи по сравнению со взрослыми?
У ребенка: 70% приходится на основной обмен, 20% – на движения и поддержание мышечного тонуса, 10% на специфическое динамическое действие пищи. У взрослого: 50 – 40 – 10% соответственно.
6. Каковы возрастные особенности обмена жиров?
В период интенсивного роста, формирования новых клеток и тканей требуется организму большее количество жиров. С жирами в организм поступают жирорастворимые жизненно важные витамины (А, Д, Е). При употреблении жиров должно быть достаточное количество растительной клетчатки (сложный углевод), так как при ее недостатке происходит неполное окисление жиров и в крови накапливаются продукты обмена (кетоновые тела). Детскому организму необходимы жиры для морфологического и функционального созревания нервной системы, например, для миелинизации нервных волокон, формирования мембран клеток. Наиболее ценными являются жироподобные вещества лецитины, укрепляющие нервную систему, содержащиеся в сливочном масле, яичном желтке, рыбе.Дефицит в организме жиров ведет к сбою обмена веществ, снижению работы иммунной системы и повышению утомляемости. Избыток, как и недостаток в организме жиров, замедляет иммунные реакции.
7. В каком соотношении должны содержаться белки, жиры и углеводы в пищевом рационе детей в возрасте одного года и старше и у взрослых?
В возрасте 1 года и старше соотношение белков, жиров и углеводов –
1 : 1, 2 : 4, 6, – т. е. как и у взрослых.
8. Назовите особенности обмена минеральных солей и воды у детей.
Особенность минерального обмена у детей – поступление в организм минеральных веществ превышает их выведение. Увеличена потребность в натрии, кальции, фосфоре и железе, что связано с ростом организма. У детей большее содержание воды в организме по сравнению с взрослыми, что обусловлено большей интенсивностью обменных реакций. В первые 5 лет общее содержание воды составляет 70 % от массы тела ребенка (у взрослых около 60 %). Суточная потребность в воде у новорожденного составляет 140–150 мл/кг массы тела; в возрасте 1–2 года – 120–130 мл/кг; 5–6 лет – 90–100 мл/кг; в 7–10 лет – 70– 80 мл/кг (1350 мл); в 11–14 лет – 50–60 мл/кг (1500 –1700 мл), у взрослого – 2000–2500 мл.
9. Какие изменения возникнут в организме при длительном отсутствии в пищевом рационе школьника жиров и углеводов, но при оптимальном поступлении белка с пищей (80 – 100 г в сутки)?
Расход азота превысит его приход (отрицательный азотистый баланс), произойдет потеря веса, поскольку энергозатраты будут компенсироваться в основном за счет белков и запасов жировых депо.
10. Каковы нормы потребления питательных веществу детей, подростков и взрослых?
При недостаточном поступлении в детский организм питательных веществ нарушаются функции многих органов и систем организма. Поэтому в организм детей и подростков должны в оптимальном соотношении поступать белки, жиры, углеводы. С 4-х-летнего возраста, увеличивается суточная потребность организма в белковом питании – 49–71 г белка в сут, в 7 лет 74–87 г, в 11–13 лет – 74–102 г, в 14–17 лет –90–115 г. Для детей и подростков характерен положительный азотистый баланс, когда количество азота, поступающего с белковой пищей, превышает количество выводимого из организма азота. Это связано с ростом и увеличением массы тела. С возрастом увеличивается абсолютное количество жира, необходимое для нормального развития ребенка. От 1 до 3 лет требуется его 44–53 г в сутки, в 4–6 лет – 50–68 г, в 7 лет 70–82 г, в 11–13 лет – 80–96 г, в 14–17 лет – 93–107. Жировые депо у детей быстро истощаются при недостатке углеводной пищи. С 1 года до 3 лет ребенку в сутки требуется 180–210 г углеводов, в 4–6 лет –220–266 г, в 7 лет – 280–320 г, в 11–13 лет – 324–370 г, к 14–17 годам – 336–420 г. Нормы потребления питательных веществ у взрослых: белки – 110 г, жиры – 100 г, углеводы – 410 г. Соотношение 1 : 1 : 4.
11. Как изменяется состояние организма при избыточном поступлении жиров?
Развивается ожирение, атеросклероз, которые являются фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Из-за длительного употребления обильной жирной пищи может нарушиться работа островков Лангерганса. Избыточное потребление жирной пищи в сочетании с малоподвижным образом жизни может также привести к образованию камней в желчном пузыре.
12.Какие факторы способствуют нарушению жирового обмена у детей и подростков?
Факторами, способствующими нарушению жирового обмена и избыточной массе тела, могут быть следующие: избыточное питание ребенка в раннем возрасте; избыточное потребление углеводов, жиров, семейные традиции питания, связанные с перееданием; малоподвижный образ жизни.
13.Как определить должную массу тела у детей и подростков?
Наиболее распространенным методом определения массы тела является индекс массы тела – отношение массы тела (кг) к росту (м2). Норма ИМТ у детей и подростков – 14,0–17,0.
14.В чем значение углеводов для растущего организма?
В период роста и развития углеводы выполняют энергетическую функцию, участвуют в окислении продуктов белкового и жирового обмена, и тем самым способствуют поддержанию кислотно-щелочного равновесия в организме. Чувствителен к снижению уровня глюкозы головной мозг. Школьник ощущает слабость, быстро утомляется. Прием 2–3 конфет улучшает рабочее состояние. Поэтому прием ограниченного количества сладостей школьникам необходим, но уровень сахара в крови при этом не должен превышать 0,1 %. При резком эмоциональном возбуждении, например, во время сдачи экзаменов происходит распад глюкозы, вот почему в этом случае рекомендуют употреблять шоколад, мороженое и др.
У детей обмен углеводов совершается с большей интенсивностью, что объясняется высоким уровнем обмена веществ в растущем организме.
15. Каким образом сказывается на организме ребенка дефицит витаминов и минеральных веществ?
Недостаток витаминов и минеральных веществ у детей во многом связан с нерациональным питанием. Пища быстрого приготовления – бутерброды, продукты с консервантами, недостаток животного белка не обеспечивают организм необходимым количеством витаминов, ионов кальция, магния, железа и др. Соблюдение детьми строгих диет может отрицательно повлиять на рост и развитие. Появляются симптомы авитаминоза и недостатка минеральных веществ: сухость и шелушение кожных покровов, губ, выпадение волос, ухудшение зрения, аллергические реакции на коже лица, понижение аппетита и др. Дефицит витаминов и минералов выявляется чаще у детей нерационально питающихся в раннем и дошкольном возрасте, что негативно сказывается на физиологическом состоянии организма, работоспособности в школе и дома. Классный руководитель, социальный педагог, администрация должны помочь ребенку в преодолении таких трудностей, поскольку горячие обеды и завтраки дети из семей с низким социальным статусом могут получать в школе бесплатно.
16. Какие параметры учитывают при гигиенической оценке пищевого рациона школьника?
1. Компенсация энергетических затрат организма. 2– Обеспечение потребностей организма в питательных веществах, витаминах, минеральных элементах, воде. 3 – Соблюдение режима питания.