Возрастные особенности дыхательной системы
1. Какой тип дыхания у грудного ребенка и почему?
Диафрагмальный тип из-за горизонтального положения ребер.
2. Чем характеризуются детские трахея и бронхи?
Трахея у детей имеет узкий просвет, короткая, эластичная, ее хрящи легко смещаются и сдавливаются. У детей часто встречается воспаление слизистой оболочки – трахеит. Его главным симптомом является сильный кашель. Бронхи у детей узкие, мягкие, эластичные, хрящи их легко смещаемые. Слизистая оболочка бронхов богата кровеносными сосудами, но относительно сухая, так как у детей недоразвит секреторный аппарат бронхов, а секрет бронхиальных желез – вязкий. Это способствует воспалению бронхов. С возрастом длина бронхов увеличивается, их просветы становятся шире, совершенствуется секреторный их аппарат и продуцируемый бронхиальными железами секрет становится менее вязким. Возможно, в связи с такими возрастными изменениями, бронхолегочные заболевания у детей старшего возраста встречаются реже.
3. Охарактеризуйтеособенности легких в детском возрасте. У детей раннего возраста частое и поверхностное дыхание, поскольку при дыхании используется только 1/3 всех альвеол. Кроме того относительно большая печень ребенка затрудняет движения диафрагмы вниз, а горизонтальное положение ребер – их поднятие. Альвеолы маленькие и содержат мало воздуха. Объем легких у новорожденного 67 мл. К 8 годам общее количество альвеол соответствует количеству альвеол взрослого (около 500–600 млн). К 10 годам объем легких увеличивается в 10 раз, к 14 – в 15 раз. Легкие полностью завершают развитие к 18–20 годам.
4. Какова частота дыхания у детей?
Новорожденный дышит с частотой 40 дыхательных движений в мин, то есть в четыре раза чаще, чем у взрослого (12–16 в мин). У новорожденного дыхание бывает неритмичное: то ускоряется, то замедляется, то вдруг на короткое время прекращается. Продолжительность пауз между выдохом и вдохом может составлять 6–7 с. С возрастом частота дыхательных движений в минуту уменьшается и дыхание становится равномерным. Чем меньше ребенок, тем чаще он дышит и тем более неравномерное и поверхностное у него дыхание. Если перерывы во время дыхания превышают 10–12 с, то необходимо обследовать ребенка. Наблюдаются возрастные изменения частоты дыхания: в 4 года частота дыхания – 22–28 циклов/мин; в 7 лет – 22–23; 10 лет – 16–20; у подростка 16–18 циклов/мин.
5. Чему равен дыхательный объем у новорожденного ребенка, в возрасте 1 года, 5 лет и у взрослого человека? Какие факторы обеспечивают более быструю диффузию газов в легком у детей?
30, 60 и 240 мл соответственно. У взрослого – 500 мл. Факторы более быстрой диффузии газов в легком у детей: относительно большая, чем у взрослых поверхность легких, большая скорость кровотока в легком, более широкая сеть капилляров в легких.
6. Какова величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у детей 5-, 10- и 15-летнего возраста? Каким путем можно увеличить объем грудной клетки и ЖЕЛ школьника?
ЖЕЛ: 800 мл – 1500 – 2500 мл, соответственно. Физические упражнения увеличивают амплитуду движений в суставах между ребрами и позвонками, что способствует увеличению объема грудной клетки и жизненной емкости легких.
7. Чему равен минутный объем воздуха у детей в возрасте 1 года, 5 лет, 10 лет и у взрослого человека?
У детей: 2, 7 л, 3, 3 л, 5 л. У взрослого человека 6 – 9 л.
8. Как изменяется процентное содержание углекислого газа и кислорода в смеси газов в альвеолах с возрастом? Чему равны эти показатели у ребенка и взрослого человека?
Содержание углекислого газа постепенно повышается от 2, 8% у ребенка до 5, 5% (норма взрослого). Содержание кислорода постепенно снижается от 17, 8% у ребенка до 14, 0% (норма взрослого).
9. Каковы особенности преобразованиядыхательной системы у подростка?
У подростка усиленно развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы, параллельно растут легкие и увеличивается их объем, повышается ЖЕЛ и глубина дыхания. В связи с этим снижается в 2 раза по сравнению с маленьким ребенком частота дыхательных движений. Окончательно формируется доминирующий тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной. Все перечисленные выше преобразования дыхательной системы растущего организма направлены на максимальное удовлетворениеего потребности в кислороде. Иногда отмечается неритмичность дыхания в период значительного вытягивания тела.
10. Охарактеризуйте механизмы регуляции дыхания в подростковом периоде? В каком возрасте появляется произвольная регуляция дыхания, с чем это связано?
У подростков еще не эффективно работают механизмы регуляции дыхания. При нагрузках возникают признаки напряжения дыхательной системы, может наступить гипоксия, которую подросток переносит тяжелее, чем взрослый. При гипоксии могут возникать головокружения и обмороки. Поэтому подросткам необходимы аэробные упражнения не менее 35 мин в день, дыхательная гимнастика.С возникновением речи, к 2–3 годам, появляется произвольная регуляция дыхания; она хорошо развита в 4–6 лет.
11. Дети дошкольного возраста, или подростки легче переносят кислородное голодание? Почему?
Дети 1–6 лет переносят легче гипоксию, потому что у них более низкая возбудимость дыхательного центра, и он менее чувствителен к афферентным импульсамот сосудистых хеморецепторов. С возрастом чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода увеличивается, поэтому подростки тяжелее переносят гипоксию.
12. Чем объясняется небольшая глубина дыхания уребенка дошкольного возраста?
Относительно большая печень ребенка затрудняет движения диафрагмы вниз, а горизонтальное положение ребер – поднятие их. У детей до 7 лет грудная клетка имеет конусообразную форму, что ограничивает амплитуду движения ребер. Межреберные мышцы в этот период развиты слабо. В этой связи показатели жизненной емкости легких невысокие. В 4 года ЖЕЛ составляет 900 мл; в 7 лет 1700 мл; в 11 лет –2700 мл. Параллельно увеличивается и МОД (минутный объем дыхания).С 8–10 лет проявляются половые различия дыхания: у девочек преобладает грудной тип дыхания, а у мальчиков – брюшной тип дыхания.
13.Каковы основы профилактики заболеваний органов дыхательной системы у детей?
Педагогу нужно знать гигиенические основы профилактики респираторных заболеваний в детском возрасте:-регулярное проветривание помещения дома и в дошкольном учреждении образования;-частые прогулки на свежем воздухе, двигательная активность во время прогулок, благодаря которой интенсивно функционируют мышечная система, органы дыхания и усиливается доставка кровью кислорода к органам и тканям, -непозволительность контакта ребенка с болеющим человеком, поскольку возможно проникновение инфекции воздушно-капельным путем.
14. Каковы основы профилактики заболеваний ЛОР-органов у ребенка?
Миндалины (небные, язычная, носоглоточная, трубные) развиваются к 6 годам,играют защитную роль в организме, предохраняют его от бактерий, вирусов, поскольку состоят из лимфоидной ткани. У детейболее раннего возраста миндалины недоразвиты, носоглотка не защищена, поэтому у них простудные заболевания часты. Евстахиевы трубы соединяют среднее ухо с носоглоткой, вследствие чего носоглоточная инфекция может вызвать отит –воспаление среднего уха, профилактикой которого у детей является лечение инфекций носа и глотки.Воспаление миндалин (тонзиллит), аденоиды и отсутствие нормального носового дыхания могут приводить к астенизации нервной системы, быстрому утомлению, головным болям. В этом случае ребенку необходимы поддерживающие занятия, помощь отоларинголога и детского невролога.