Практикум «Идеальный образ приемного ребенка».
Цель: обсудить пожелания, ожидания приемных родителей относительно ребенка, критерии выбора ребенка.
Ход.
Задание выполняется индивидуально. Участникам предлагается составить идеальный портрет приемного ребенка.
Затем участники в парах обсуждают, какие ограничения в выборе накладывают предъявляемые требования.
Обсуждение. В ходе обсуждения отмечаются сходства и различия идеалов, влияние личностных предпочтений на выбор ребенка. Участникам предлагается мотивировать свой выбор.
Вывод. Будущим родителям необходимо учитывать влияние личностных предпочтений на выбор ребенка.
Подведение итогов занятия.
Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.
Занятие 3.
У Вас будет ребенок? Шаг первый – знакомство.
Ритуал приветствия.
Участникам предлагается рассказать о своем опыте знакомства с приемным ребенком, какие трудности испытывали участники на этапе знакомства с ребенком.
Практикум «Интересы детей».
Цель: формирование навыков подготовки родителей к общению с ребенком, прояснения их представлений об интересах детей разных возрастов.
Ход.
Участники делятся на две подруппы.
Их задача:
· обсудить интересы детей того или иного возраста;
· придумать как можно больше разных занятий, игр, мероприятий, которые можно провести с ребенком при первом приглашении его в гости.
Первая группа выполняет задание, рассматривая ситуацию приглашения в гости 4-7-летнего ребенка, вторая группа — 8-П-летнего ребенка. Далее участники представляют результаты своей работы, а ведущий записывает все варианты на доске или листе ватмана.
Обсуждение. Можно выделить наиболее удачные формы совместного досуга, например просмотр домашней видеотеки и семейных фотоальбомов, приготовление вместе с ребенком какого-либо блюда и т. д. Нужно обратитьвнимание участников на то, что при первой встрече важно не перегрузить ребенка положительными эмоциями и различными интересными занятиями. Также важно подчеркнуть, что дети, лишенные родительской любви и заботы, любят играть в игры, которые обычно интересны детям более младшего возраста. Игра очень важна для развития ребенка, поэтому приемные родители должны использовать имеющиеся у них возможности для совместной игры с ребенком.
Ролевая игра «Приглашение в гости».
Цель: формирование навыка составления рекомендаций родителям.
Данное упражнение необходимо для того, чтобы проиграть первую встречу родителя с ребенком, выяснить, какие могут возникать трудные ситуации, какие ошибки могут быть допущены и как их избежать.
Ход.
Ведущий заранее подготавливает набор карточек с описанием различных ситуаций, возникающих при первом приглашении ребенка в гости. Ситуации могут быть следующие:
• ребенок хочет пойти в гости, но просит взять с собой друзей из группы;
• ребенок просит заехать по дороге к родителям;
• ребенок начинает требовать сладости и подарки;
• ребенок хочет пойти в гости, но стесняется.
Участники разбиваются на пары. Один получает карточку с описанием ситуации и должен сыграть роль ребенка; второй, не зная особенностей ребенка, должен уговорить его пойти в гости.
Обсуждение. После проигрывания всех ситуаций участники и ведущий обсуждают, с какими трудностями они столкнулись, что вызвало наиболее сильные переживания, какие были ошибки или, наоборот, удачные открытия в общении с ребенком, что чувствовали те, кто играл роль ребенка.
Ведущий должен подчеркнуть, что наиболее эффективный способ избежать ошибок — мотивировать приемных родителей на контакт со специалистами. Родители должны обращаться к помощи специалистов каждый раз, когда не знают, как отреагировать па просьбу или поведение ребенка. Также ведущий должен познакомить участников с рекомендациями специалистов, на которые необходимо опираться при знакомстве с ребенком.
Мозговой штурм «Знакомство».
Участникам предлагается сформулировать основные правила поведения, которые необходимо соблюдать при первой встрече с ребенком.
Буклет «У Вас будет ребенок? Шаг первый – знакомство».
Подведение итогов занятия.
Шеринг. Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.
Занятие 4.