Стадия 1. Базовое чувство доверия – недоверия. От рождения до 18 месяцев
Стадия 1. Базовое чувство доверия – недоверия. От рождения до 18 месяцев
В течение первого года жизни малыш сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия – недоверия.
Доверие ( к людям, собственному телу) - удовлетворение основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении, внимание и любовь.
Важно - 1) присутствие матери в этот период – это к вопросу, в каком возрасте ребенка маме лучше выходить на работу. Лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо – это формирует у него доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.
2) Не следует впадать в другую крайность – не подпускать к ребенку никого, кроме родителей. Наоборот, именно в этом возрасте ребенку полезно сначала в присутствии матери, а потом на короткие промежутки времени оставаться с бабушками, няней, другими близкими людьми, чтобы он знал, что не только мать, но и другие люди могут позаботиться о нем и удовлетворить его потребности – так формируется доверие к людям.
3) Если уж матери все же просто необходимо выйти на работу, то лучше сделать это до достижения ребенком полугода – тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки.
Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4–5 лет.
4) Без жестких "воспитательных" мер типа - покричит и уснет. когда мамы действительно не было поблизости -это просто страх, а когда она рядом и просто не приходят - здесь к страху добавлялось такое острое чувство растерянности и непонимания, полной беззащитности даже в присутствии родителей и часто приводит к осложнению контакта с родителями и ощущению недоверия к миру и к своей состоятельности в нем.
Таким образом, первый кризис связывается с качеством материнского ухода за ребенком . Э. Эриксон также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимани, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности.
Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.
Стадия 3. Инициатива (предприимчивость) – вина. От 3 до 5 лет
Сейчас ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.
Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы.
На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается «ухаживать» за людьми противоположного пола.
В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:
Могу ли я любить и любим ли я?
Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?
Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?
Стадия 1. Базовое чувство доверия – недоверия. От рождения до 18 месяцев
В течение первого года жизни малыш сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия – недоверия.
Доверие ( к людям, собственному телу) - удовлетворение основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении, внимание и любовь.
Важно - 1) присутствие матери в этот период – это к вопросу, в каком возрасте ребенка маме лучше выходить на работу. Лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо – это формирует у него доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.
2) Не следует впадать в другую крайность – не подпускать к ребенку никого, кроме родителей. Наоборот, именно в этом возрасте ребенку полезно сначала в присутствии матери, а потом на короткие промежутки времени оставаться с бабушками, няней, другими близкими людьми, чтобы он знал, что не только мать, но и другие люди могут позаботиться о нем и удовлетворить его потребности – так формируется доверие к людям.
3) Если уж матери все же просто необходимо выйти на работу, то лучше сделать это до достижения ребенком полугода – тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки.
Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4–5 лет.
4) Без жестких "воспитательных" мер типа - покричит и уснет. когда мамы действительно не было поблизости -это просто страх, а когда она рядом и просто не приходят - здесь к страху добавлялось такое острое чувство растерянности и непонимания, полной беззащитности даже в присутствии родителей и часто приводит к осложнению контакта с родителями и ощущению недоверия к миру и к своей состоятельности в нем.
Таким образом, первый кризис связывается с качеством материнского ухода за ребенком . Э. Эриксон также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимани, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности.
Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.