Как защитить себя от срывов?
Гордыня — «медная стена» между нами и Богом; она — вражда к Богу, начало всякого греха...
Преподобный Пимен Великий (340—450)
Срыв начинается задолго до срыва.Можно даже с уверенностью сказать, что срыв может быть запрограммирован в нашем сознании. И, как это не парадоксально, запрограммирован он зачастую нами самими. Происходит это либо из-за непонимания сущности метода Шичко, либо из-за недостаточных усилий в его освоении, проще говоря, из-за лени.
В качестве примера хочу рассказать вам о срыве, произошедшем много лет назад с одним из наших соратников, прапорщиком воинской части. Помимо упомянутых выше причин, обусловлен этот срыв был и еще одна причиной, весьма существенной и распространенной. Называется эта причина — гордыня. Но давайте обо всем по порядку.
С разрешения нашего соратника я привожу здесь с некоторыми сокращениями его историю, записанную им самим в 2004 году. «Попал я к Ю. А. Ливину, руководителю «Объединения Оптималист», в 1989 году вполне созревшим алкоголиком во второй, далеко зашедшей стадии алкоголизма. Без алкоголя я не мог обходиться ни дня, а поскольку по роду деятельности имел практически неограниченный доступ к спирту, регулярно травил им себя и своих многочисленных «единомышленников». Правда, чтобы не было заметно как дрожат руки, документы подписывал, закрыв дверь склада на замок.
Не мог я обходиться и без табака, пачки сигарет в день не хватало. Постоянный кашель и черная мокрота стали привычным делом. Все это, естественно, сказывалось на работе, и как бы хорошо ни относилось ко мне командование, «оргвыводы» все равно были неизбежны, дело было только за временем.
Поэтому понятна эйфория, охватившая меня после девяти дней занятий по методу Шичко, ведь мне стали не нужны ни табак, ни алкоголь(выделено мною — Н. 3.). Но радовался я не тому, что Господь привел меня на курсы, не тому, что добрые и умные люди научили меня приемам метода Шичко, а тому, КАКОЙ Я МОЛОДЕЦ, что сумел все так быстро усвоить.
Сейчас стыдно вспоминать об этом, но я ходил с гордым видом перед своими товарищами, демонстрируя свой успех и как бы подчеркивая тем свою значимость. О благодарности Богу за Его промысел обо мне я и не вспомнил.
Надо ли говорить, что и к дальнейшему ведению дневников, написанию самовнушений я стал относиться небрежно, и довольно скоро забросил это занятие, как ненужное. Ну, раз не тянет ни к вину, ни к табаку, чего там ворошить прошлое и тратить время почем зря. Да и времени, которого в пьяной жизни девать было некуда, вдруг стало не хватать — появились новые интересы, новые знакомства, жизнь обрела иной темп.
Был подготовлен грядущий срыв и другой причиной — переоценил я себя, возгордился. Все девять дней занятий где-то в подсознании мелькала мысль: хорошо Юрий Алек сандрович рассказывает и о себе, и о других алкоголиках, но я все же не такой, как они, я другой, я особенный. И если я продержусь, скажем, пять лет без алкоголя, потом он станет мне не страшен. Водку и спирт, конечно, в рот больше не возьму, а вот «сухонькое» по праздникам себе позволю.
...Пишу вам об этом откровенно, как и откровенно писал об этом в свое время и Ю. А. Ливину в своих дневниках... Он посмотрел на меня с сожалением, про гордыню не сказал, сказал про самоуверенность... Но тогда не дошли до меня слова Юрия Александровича о невозможности «особого пути в алкоголизме». Да и не понимал я всего трагизма русской пословицы: «У дьявола терпения много».
Короче, прошло пять лет, и я успел позабыть, как выглядят вино и сигареты. Но вот однажды ночью проснулся, и так мне захотелось «сухонького», что хоть помирай. Не описать словами мой испуг и горечь от пришедшего желания.
И стать бы тотчас мне на колени, просить у Господа прощения и помощи. И взять бы мне бумагу и ручку и вспомнить подзабытый курс Шичко, но... у страха и малодушия глаза велики. Поехал я в магазин, купил и привез домой «сухонького», правда, пить к этому времени уже расхотелось. Только вот отправил я бутылку не в мусоропровод, а в холодильник.
И вновь бы мне сделать правильные выводы: работает программа, записанная мной самим пять лет назад, и ничего непоправимого здесь нет. Сам записал программу, сам и уничтожу. Надо, не теряя времени, попросить у Господа благословения и приступать к работе с методом Шичко. А отраву алкогольную немедленно выбросить, уничтожить!
Однако выводы я сделал другие — это раньше я не мог сдерживать свои желания. А теперь, пожалуйста, вот уже месяц стоит бутылка в холодильнике, и ничего страшного не происходит. Захочу — открою, захочу — нет. И опять я не внял мудрости пословицы, пережившей века — «У дьявола терпения много». Надо ли говорить, что настал момент, и я открыл бутылку «сухонького», малодушно уверяя себя, что всего лишь ставлю эксперимент. Надо ли говорить, что «эксперимент» через некоторое время потребовал продолжения, и так далее, но это уже не интересно».
Короче, наступил срыв, «эксперимент» закончился трагически. Но, к счастью, наш соратник не стал дожидаться дальнейшего развития событий и поспешил в «Оптима-лист». Второй раз он проходил курс дезалкоголезмии со всей серьезностью. И все сорок дневников после лекций отписал добросовестно и о срыве своем, о своей беспечности больше не забывал, и уж, конечно, экспериментов над собой больше не ставил. Записал он эту историю по моей просьбе на праздновании пятнадцатилетия «Объединения Оптималист», имея за плечами после срыва десять лет сознательной трезвости.
А теперь внесите в свои тетради и в свою память некоторые правила, по которым надо жить, чтобы избежать ошибок, избежать срывов.
1. Никогда не производите над собой алкогольно-табачных
«экспериментов».
Помните, что эксперимент - это метод познания действительности. Хватит с вас тех горьких знаний о дьявольском зелье, которые довелось приобрести.
2. Всегда будьте честны перед собою. Если чувствуете неуверенность в своих силах или слабость, спешите просить помощи у Бога.
3. Пишите дневники и самоутверждения строго по графику и согласно рекомендациям.
4. Никогда и ни перед кем не скрывайте своей сознательной трезвости.Не надо говорить: «Сегодня я за рулем» или «Сегодня мне к врачу» — этим вы нарушаете записанную в сознании программу на безусловную и сознательную трезвость.
В движении «Оптималист» есть три хороших заповеди: «Выбрался сам - помоги другому», «Спешите делать добро» и«Если нея, то кто?» Следуйте этим простым и созидательным принципам. Прислушайтесь к замечательному совету академика Ф. Г. Углова: «Сделал добро и забудь - оно вернется к тебе в самый нужный момент».
6. Живите по принципу: «Сам не травлюсь и не травлю других».Известный наш соратник профессор В. Г. Жданов рассказывает на своих лекциях трагическую историю, про
изошедшую в садовом товариществе под Новосибирском.
Суть ее такова: некий водитель привез на участок машину торфа и согласился за дополнительную плату разгрузить ее. Хозяин участка предложил ему за это на выбор деньги или водку. Шофер выбрал водку и поскольку жил он в сосед ней деревне, распить ее решил тут же, где с ним и рассчитался хозяин участка. Хозяин был не против и, снабдив
шофера закуской, ушел по своим делам.
Через некоторое время выпивший шофер решил подать машину задним ходом и не заметил женщину с коляской. Ребеночек погиб, это была дочурка хозяина участка. Шофера судили и дали срок. А вот перед кем будет держать ответ хозяин участка? Что он ответит Богу? Что ответите Богу вы, наливая своим ближним отраву, которую уже не пьете сами?
7. Ищите и поддерживайте связь со своими единомышленниками в трезвости и православной вере.Все эти правила очень простые и нет никого, кто бы следовал им и пожалел об этом.