Слово - путь к величию и слово - путь к нищете
И познаете истину, и истина сделает вас свободными.
Евангелие от Иоанна, 8, 32
В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к Луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в тишине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому, что все оттенки смысла Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро, и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осияно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова [43].
Эти стихи принадлежат вдохновенному перу Николая Гумилева и написаны в начале двадцатого века, века с избытком одарившего человечество ненавистью и любовью, ничтожностью людских замыслов и величайшим полетом мысли, политическими уродами и царственными мучениками, ужасами войн и надеждами на мир, разрушением нравственных устоев и восстановлением Православной Церкви.
Все ужилось в двадцатом веке, веке, в котором мы родились и остались живы.
Все ужилось в двадцатом веке, но всему содеянному и замышленному предшествовало слово. Велик его полет, неизмерим потенциал. Словом человек признается в любви, и словом обрекает на смерть, словом возвещает Евангельские истины и в слове обнажает коварство замыслов. Первым в жизни словом безгрешный ребенок зовет мать, и в последнем слове христианин призывает Бога: «Господи, прими душу мою». Говорит об этом и поэт, напоминая нам в предпоследнем четверостишье о величайшей тайне мироздания: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 1—4).
Отметим для себя важность того, что Слово, Бог и творчество объединены в Евангелии в единое целое. Помнить об этой животворящейстороне слова и призывает нас поэт. И тут же в следующей строфе он обозначает другую сторону слова, другой полюс — мертвыеслова. О, как знакомы они нам! Эти бессмысленные тирады политиков, никчемные разговоры в пьяном застолье и, становящаяся все более привычной, уличная брань, площадная ругань. А между этими двумя полюсами вся наша с вами жизнь. Жизнь, не мыслимая без слова.
Само существование человеческого общества невозможно без слова, в начале времен сказанного, а с развитием общества и написанного. К сожалению, большинство наших с вами современников не представляют, что слово вокруг нас не нейтрально, а в той или иной степени результативно. И результативность слов зависит от их образности.Что это такое? Давайте разберемся.
Вот короткая цитата из диссертации: «...индетермини-рованное судорожное сокращение диафрагмы с короткими выдохами через рот...» Что это такое, по-вашему? Да это всего лишь смех! Тот самый, которым вы сейчас смеетесь. Но скажите честно, разве вы сразу сообразили, что это смех? Если вы медик, то, прочтя приведенную фразу, вы, возможно, представили себе и диафрагму, и рот. Но вот образ смеющегося человека у вас, наверняка, не возник.
Не возник потому, что в сознании отразились слова, не создавшие целостную картину.Каждое приведенное слово само по себе имеет смысл, но фраза целиком образ не вызывает.А чтобы слова, произнесенные или написанные, могли воздействовать на человека, они должны быть непросто услышаны, они должны вызвать в его сознании образ.
Вот вам пример. Вчитайтесь в Есенинские строки:
Облак, как мышь, подбежал и взмахнул
В небо огромным хвостом.
Словно яйцо, расколовшись, скользнул
Месяц за дальним холмом.
Солнышко утром в колодец озер
Глянуло, — месяца нет...
Свесило ноги оно на бугор,
Кликнуло, — месяца нет... [44]
Пожалуй, нет такого человека, у которого эти строки не вызвали бы целый ряд образов. Образов ярких, которые, разве что, потрогать нельзя. В чем же дело, только в мастерстве поэта?
Нет, дело еще и в том, что на всех языках мира образы в сознании создают только существительные и глаголы. Действительно, говорит ли мать ребенку: «скушай кашу» или «скушай полезную, питательную, сладкую кашу», ребенок обращает основное внимание на глагол и существительное. Они и создают в его воображении образ тарелки с кашей. А вот будет это образ противной манки или вкусной гречки, зависит от жизненного опыта.
Посчитайте количество слов в приведенном есенинском стихотворении, посмотрите, сколько из них глаголов и существительных, и вы согласитесь с их важностью в создании образной речи.
Есенин мог об этом и не знать, ему было достаточно таланта, а вот политики часто пользуются таким приемом в лозунгах. Приведу классический пример лозунга из недавнего революционного прошлого: «Мир хижинам — война дворцам». Четыре слова и все имена существительные! И хотя мы с вами живем во времена, когда этот призыв может звучать с точностью до наоборот, лозунг, раз услышанный, прочно входит в наше сознание. У произносимых слов есть и другие особенности. Вы, конечно, помните, что читали в первой лекции о частице «не». Чтобы еще раз обратить ваше внимание на особенность этой частицы, столь часто звучащей в нашей речи, приведу один пример ее трагического использования.
«Мы не рабы, рабы не мы» — кричали голодные толпы, круша собственную страну в начале прошедшего века. И чем громче они кричали, тем сильнее впадали в рабство. Почему, спросите вы? Потому что частица «не» существует только на бумаге. Эта частица не создает образа и .поэтому проходит мимо сознания. В итоге толпа получала внушение: «Мы — рабы, рабы — мы» и строила «светлое» будущее за колючей проволокой.
Ну, а теперь я спрошу вас, полушутя, полусерьезно: почему так хочется закурить под плакатом с грозным окриком: «Не курить!» И почему под такими призывами полно окурков, а тропинка, протоптанная на газоне, обязательно проходит рядом с табличкой «По газонам не ходить!»
Заодно подумайте и решите, какова цена рекламным объявлениям типа: «24 часа и вы не курите»,или «48 часов и вы не пьете»или «Всего за 200 $ вы получите таблетку (или конфетку), приняв которую ваш любимый не будет ходить налево». Уверяю вас, что куда он ходил, туда ходить и будет, если, конечно, у него не откажут конечности.
Думаю, такие объявления впредь станут вызывать у вас только улыбку. Зато, научившись тонкостям обращения со словом, вы быстро, легко и с радостью освободитесь от вредных зависимостей, отравлявших вашу жизнь.
Вы, конечно, догадались, для чего я все это вам рассказываю. Рассказываю для того, чтобы сегодня вечером, когда вы сядете писать свой дневник, вы вспомнили пушкинское «глаголом жечь сердца людей» и забыли про частицу «не». А в своем дневнике записали с уверенностью: «Завтра у меня будет трезвый день. Завтра у меня будет бездымный день».
Вера. Что же это такое?
Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
Л. Н. Толстой (1828-1910)
«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11,1)- сказал апостол Павел две тысячи лет назад, и ни в одном словаре вы по сей день не найдете определения лучше.
Только вдумайтесь, если из определения апостола Павла убрать первую часть определения, оставив вторую, что получится? Получится суеверие, ибо вера окажется напрасной, ведь ожидаемое не произойдет.
Но апостол Павел знает, что говорит. Христос пришел; на землю, совершил Свой крестный подвиг и Своим воскресением дал людям надежду на Вечную Жизнь. И эта надежда, эта вера людей не напрасна по определению, поскольку ожидаемое свершилось — Христос вошел в нашу; жизнь!
Я уже писал во введении к этой книге, что верю в то, что душа человека, будучи по природе христианкой и очистившись от алкогольно-табачной скверны, найдет дорогу в Церковь. Важно убрать с этой дороги сомнения.
Сомнения — это антипод веры, более того, сомнения разрушают веру. У веры и сомнения — разные авторы. Сомневаться допустимо в знаниях, вернее в информации, поскольку она плод опыта, всегда субъективного. А можно ли сомневаться в вере?
Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее, поскольку вера может быть разной, но сначала прочтем стихи
Слеза за слезой, за раною рана,
Моя жизнь вытекает, как вода из-под крана.
Хорошо, если кто-то из друзей или близких,
Подставит ладонь или собачью миску.
Слеза за слезой, за раною рана
Моя жизнь вытекает, как вода из-под крана.
Она кончится каплей последнего дня,
Она вернется назад чистой силой дождя.
. Дельфин[19]
Воистину, нельзя без содрогания читать стихи безымянного Дельфина. Однако спросим себя: как обозначить основные чувства, переполнившие израненную душу? Не будем говорить о пронзительной боли - уж очень это очевидно. Зададим лишь один вопрос: эти чувства — крик отчаянья или вера в спасение? Сдается мне, что все-таки второе. И верит, верит душа поэта, что удел ее - не собачья миска, а милосердная ладонь.
Да и вы, мой соратник, вы, познавший всю тяжесть хмельных дорог, лицемерие государства, безразличие общества, потерю близких, отлично знаете, как невыносимо отчаянье, как тяжела жизнь без веры. Пусть крошечной, далекой, почти неосязаемой, но все же веры. Веры в то, что не все потеряно, веры в то, что не все позади, веры в милосердие и любовь Божью.
Пожалуй, эта вера заложена в самом нашем естестве. Ведь христианин ощущает Бога не только Создателем всего сущего, но и Отцом рода человеческого. Милосердным Отцом, своим Отцом. Ну, а какой милосердный отец оставит свое чадо в горести? Именно поэтому наша вера в любовь Господа и позволяет нам надеяться на временность страданий и неудач. Надо ли говорить, что именно отсутствие этой веры приводит к трагедии?
Ну, а как быть с сомнениями? Возможный ответ на этот вопрос дает апостол Марк. Вот что он повествует: «У одного человека был сын, пораженный тяжелым психическим недугом. Куда только не обращался за помощью несчастный родитель, даже к ученикам Христа. Все бесполезно. Последней его надеждой был Сам Иисус. Спаситель побеседовал с отцом ребенка, расспросил его о жизни и под конец разговора посоветовал отцу: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9, 23).
Вдумаемся в смысл сказанного. Христос предлагает разуверившемуся в помощи человеку верить хоть чуть-чуть. И если тот сможет, то исцеление станет возможным. Согласитесь, что, не веря в помощь, просить о ней бессмысленно. Тем самым Спаситель ставит знак равенства между верой и просьбой об исцелении. Отметим для себя и такую деталь в словах Христа: исцеление станет возможным, но не обязательным. Ведь если веры-то чуть-чуть, то и просьба невнятная.
Чем же закончилась эта встреча? Не будем гадать, обратимся к Евангелию: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Господь исцелил отрока.
Будем помнить эту историю, дорогие мои соратники и, стремясь к трезвости, будем стремиться к вере, стремиться к праведной жизни, и тогда с Божией помощью многое, что было трудно себе представить, станет осуществимым.
Надо сказать, наша жизнь так устроена, что мы распространяем понятие веры и на обыденные вещи. Произносим само слово десятки раз на дню, и все же вряд ли понимаем до конца роль веры в жизни, ее значение в самой нашей судьбе. Может показаться странным, но веры в нашей жизни неизмеримо больше, чем знания.
Судите сами. Мы верим, что успеем на автобус и бежим к остановке. Мы верим, что в трубах течет вода и открываем кран. Верим объявлениям, обещаниям и энциклопедиям. Верим друзьям и врагам. Верим детям и верим родителям. Верим в себя, в свои способности, в свое дело.
Мы верим все без исключения. Даже тот, кто не верит во что-то, на самом деле верит в нечто противоположное. И, наконец, кто не верит в успех, тот верит в поражение. Однако вера вере — рознь. Вот две истории. Одна про мужчину, он жил в девятнадцатом веке. Другая про женщину, она жила в первом веке.
Над мужчиной смеялся весь ученый мир — невежа, дилетант, авантюрист, а он верили продолжал раскопки. Десятки лет он зарабатывал деньги, чтобы осуществить задуманное в детстве и, наконец, чудо произошло. Генрих Шлиман раскопал Трою — город, который все считали вымыслом, красивым мифом. Об этом можно прочесть в учебниках истории.
А вот что повествует Евангелие о женщине, имя которой осталось неизвестным. «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вератвоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15, 22-28).
Что же общего в этих историях и в чем их принципиальная разница? Во-первых, и ту, и другую истории роднит вера, хотя направленность ее в данных историях различна, и мы еще поговорим об этом. Во-вторых — труд, и немалый труд, как мужчины, так и женщины. Десятки лет отказывал себе во всем Генрих Шлиман, и современники поражались его трудолюбию на протяжении всех лет раскопок.
Ну, а многие ли из нас возьмут на себя труд вновь и вновь обращаться к врачу и слышать в ответ сравнение с псами. Это нам, отстоящим от этой встречи на две тысячи лет, знающим историю земного пути Господа, знающим про Его Крестные страдания во имя любви к человеку, понятно, что Господь лишь испытывал веру женщины. Причем, испытывал не только веру в Него, как в последнее прибежище и спасение, но испытывал еще и любовь этой женщины к ребенку. Повторяю, нам известно милосердие Божие, Его любовь к человеку. Известно нам и известно сейчас, но не этой несчастной тогда. И еще, вполне возможно, в жизни женщины было нечто, о чем знал лишь Спаситель, и что сделало необходимым такоеиспытание, такуюпроверку и закалку ее воли. Мы можем лишь гадать об этом.
Понятно, что труд женщины заключался не только в разговоре со Спасителем, но и в уходе за больной, жестоко беснующейся дочерью. В любом случае, труд обоих персонажей налицо, и не будь его, никакая вера не помогла бы им. Очень образно сказал по этому поводу апостол Иаков: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет' веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. Ибо' как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 14, 26).
Теперь поговорим об отличиях в вере. Как, наверное») заметил читатель, вера в обоих случаях была искренней. Герои и той, и другой истории шли до конца, проявив всю силу своей воли и добились победы. Так в чем же разница?
Шлиман верил, что онраскопает Трою, и он раскопал ее.Дарованную человеку Богом свободу воли этот энтузиаст употребил на раскопки и добился результата.)
Ну, а женщина? Женщина верила в помощь Спасителя, асвою свободу воли она обратила в молитву, соединив ее с силой Бога,и тоже добилась результата[20].
Улавливаете разницу? Шлиман и безымянная женщина по-разному распорядились своей свободой воли — разница в этом. Свобода воли, предоставленная нам Создателем, - именно то, что и отличает нас от животного. Собака или лошадь не отправятся за тридевять земель от дома и не начнут раскапывать холм Гиссарлык в поисках мифической Трои. У животных нет свободы воли, они подчинены инстинктам, и это их удел.
Человек же создан по образу и подобию Божиему и вправе распорядиться своими действиями сам. Он может потратить всю свою жизнь на раскопки, а может вложить всю свою волю и энергию в страстный призыв к Богу.
Поймите меня правильно, я не хочу бросить тень на саму деятельность Шлимана. В ней нет ничего противного человеческому естеству, нет ничего греховного. Ведь не корысть увлекала его, а жажда открытий, поиск неизведанного. Но Шлиман верил в свои силы,опирался на них. И в этом тоже нет ничего плохого: свобода воли - не пустой звук.
Однако спросим себя: а мог Шлиман не раскопатьТрою? Для большей уверенности в правильности рассуждений расширим круг вопросов. Может ли Олимпийский чемпион, уверенный в своих силах, не выигратьмировое первенство, или человек, бегущий к остановке, не успетьна автобус? Ответ очевиден.
Женщина же верила в силу Бога,соединив ее со своей свободой человека. Она сознательно, свободно обратилась к Богу с молитвой, с просьбой об исцелении. Она призвала Бога к сотрудничеству, призвала Самого Бога, Творца видимого и невидимого. И если молитва услышана, что может противиться такой силе?Ответ также очевиден.
Теперь зададим себе вопрос: что будет с человеком при отсутствии в нем веры в результат своих трудов, что он будет делать? Пойдет копать землю, побежит за Спасителем? Да ничего он не будет делать, ничего! Ибо кто не верит в свою победу - смирился со своим поражением!
Ну, а если верит? Если человек верит, он должен делать,поскольку под лежачий камень вода не течет. Вот и вы, мой дорогой соратник, читаете эту книгу, потому что верите в пользу написанного здесь. Пишите дневники и самоутверждения, потому что уверены в их действенности.Итак, с одной стороны, вера в успех порождает успешное действие, с другой стороны вера без дел мертва. Это мы установили.
Ну, а что же порождает вера в Бога, вера во Христа? Давайте сначала подумаем над одним из проявлений веры вообще. Вы наверняка замечали, что дети подражают тем, кому верят, кого любят. Да и не только дети, взрослые тоже, просто в детях это заметнее.
Поэтому, веря в Богочеловека Иисуса Христа, мы преодолеваем человеческие горизонты бытия,мы ощущаем Бога в себе.
Теперь посудите сами, насколько при этом возрастает мощь нашей веры. Великие подвиги совершают люди, верящие, что Господь с ними. Возьмите, к примеру, ратные подвиги Александра Невского; кто не знает о нем. А сколько исцелений и других чудес сотворили такие исторические фигуры нашего Отечества, как Серафим Саровский и Сергий Радонежский? Нужно ли говорить, что без искренней веры в Бога их судьба была бы другой. Будем помнить об этом, соратники.
И, наконец, в чем коренное отличие веры в себя от веры; в Бога? Да в том, что к Богу нужно обратиться. Ведь сколько бы не верила та безымянная женщина в Божью помощь, она никогда бы не получила ее, не обратившись к Спасителю. И вот здесь так часто люди демонстрируют свою ограниченность. Спрашиваешь человека:
—Веришь в Бога? Есть жизненные трудности? Есть проблемы?
—Ну, как же, кто сейчас не верит. А трудностей полно есть и в семье, и на работе. Да, и проблемы есть с алкоголем. Курево тоже оставить бы надо, кашель заел.
—Скажи, а в церковь ходишь? Богу молишься, проси Его о помощи?
— Нет, все как-то руки не доходят.
Давайте, читатель, вместе с вами усомнимся, в своем уме эти люди. Теперь спросим себя: а сатана верит в Бога? Можно со всей определенностью сказать, что нет. Сатана, как известно, означает «противник», и он не веритв Бога, а знает,что Бог есть. Знает доподлинно, ведь это Бог отверг от Себя бывшего архангела за его гордыню. А вот если бы сатана в Бога верил, то первое, что он сделал бы, это покаялся, обратился бы к Богу с молитвой. Но молитва — это, прежде всего, труд деланья, созиданья. Сатана же по своей сути разрушитель, и деланье, созиданье для него невозможно.
Поэтому молитва к Богу — не столько признание Его существования, сколько вера в Него, в Его любовь. Более того, молитва и есть то деланье, тот духовный труд, без которого вера мертва по определению.
Будем же, дорогие мои соратники, молить Бога помочь нам в нашей борьбе с зависимостями: алкогольными, табачными или иными. При этом будем неотступно помнить, что молитва - это наше духовное деланье и, чем больше деланье, тем крепче вера и ближе результат.
Будем также помнить, что Христос обещал помощь «труждающимсяи обремененным». Поэтому пуста будет молитва к Богу о помощи в избавлении от зависимостей без упорного труда над собой.
Теперь давайте поразмышляем над тем, что сообщает нам святой апостол и евангелист Марк, а потом я расскажу вам потрясающую историю человеческой метаморфозы. Итак, сначала слова Спасителя, сказанные Его ученикам: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Поэтому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11, 23—26). На что в этих Евангельских строках следует обратить первоочередное внимание? На то, что Господь по вашей вере обязательно пошлет просимое, но это вы уже знаете. Поэтому обратите внимание на чистоту вашего сердца на молитве. Из текста легко понять, что раздраженность, а тем более злоба, перечеркнут вашу молитву к Господу.
Светлана Ивановна Троицкая, наша известная соратница по «Оптималисту», сравнивает веру с тихим шепотом перед микрофоном, который благодаря мощным передатчикам достигает самых удаленных уголков планеты. Теперь представьте, что ваше сердце и есть тот передатчик, а раздражительность и злоба — это поломки в нем, создающие шум, заглушающий ваш голос. Если представили, очистите сердце от помех, простите всех и вся, тогда Господь услышит вас, простит и поможет.
Есть еще один прекрасный и неожиданный образ, созданный преподобным Макарием: Христос - иконописец, который пишет в нас Свое изображение. И если мы отвернем от Него свое лицо, то тяжело Ему писать — как портретисту тяжело писать портрет отвернувшегося от него человека. Образ показывает, что не только человек может быть не услышан Богом, но и Господу нелегко войти в наше искаженное грехом сознание [45].
Я не зря завел разговор об этом, ведь исправление искаженного алкоголем и табаком сознания и является нашей задачей.
Теперь, когда мы знаем, как важно не просто верить
Бога, но и соединить свою волю с Его силой, а это и про
исходит в молитве и труде, я расскажу вам удивительную
историю, но сначала процитирую, что написал один юно
ша на заре XIX века: «Когда человек сподобился этой добродетели, соединения с Христом, он со спокойствием:
внутренней тишиной встречает удары судьбы, мужествен
но противостоит бурям страстей, бесстрашно переноси
ярость злобы. Как не стерпеть страдания, если знаешь, что
упорствуя во Христе, усердно трудясь, славишь самого
Бога?!» «Пройдет время, и автор этих замечательных строк не только отречется от Христа, но и станет символом атеизма и воинствующего материализма. Звали этого юношу Карл Маркс [46].
Наверное, читателя удивляет не факт отречения Маркса от Бога, удивление вызывает принадлежность Марксу написанных строк. Признаюсь, и меня вначале удивило то же самое. Потом, размышляя об этой истории, я задумался об отношении Бога к человеку, отрекшемуся от Него. Задумался, потому что вспомнил себя. Вспомнил, как все больше и больше отдалялся от Него, отравляя свой мозг алкоголем, затягивая на шее сизую табачную петлю, как я все больше и больше терял человеческий облик. Терял в себе образ и подобие Творца.
Думаю, моим соратникам, решившим сбросить с себя алкогольно-табачное ярмо, будет небезынтересно познакомиться с рассуждениями митрополита Сурожского Антония, касающимися различных Евангельских историй, связанных с отречением от Бога. Ведь не секрет, что многим из нас мешает переступить церковный порог страх: а примет ли Господь наше покаяние?
Вначале Владыка Антоний обращает наше внимание на притчу о блудном сыне: «...у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал... пойду к отцу моему... и пошел... и сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду... приведите откормленного теленка... станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был Мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 11—24). «Подумайте о словах блудного сына в начале рассказа: отче, дай мне теперь то, что будет моим достоянием, когда ты умрешь... Такая мягкая простая фраза, но если ее перевести на более резкий язык, это же просто значит: Ста-; рик, ты зажился; мне некогда ждать, пока ты умрешь, и я унаследую плод твоих трудов; ты стоишь у меня на пути; я хочу быть свободным и богатым, дай то, что причитается и забудем друг о друге... И вот этого сына, который исключил отца из жизни, этого сына ждетотец. И отец не желает видеть сына наемником или рабом; он велит одеть и накормить сына. Отец не может видеть в сыне раба, он может видеть в нем только сына»— подчеркивает владыка Антоний [47]. Сын ушел, отец остался; он остался верен до конца.
Так и Отец наш Небесный остается нам верен до конца, от нас лишь требуется вернуться. Будем помнить об этом, соратники. Господь ждет нашего возращения, и мы не должны обмануть Его ожидания. Поэтому прочь сомнения, от нас требуется лишь труд, труд по очищению своего сознания, труд по наполнению этого сознания такими убеждениями, которые уже никогда не позволят уйти и: Отчего дома.
Интересны размышления Митрополита Антония, касающиеся притчи про женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8, 3—11). Напомню, о чем говорится в этой истории! По существовавшему тогда закону за прелюбодеяние женщина должна была быть забита камнями насмерть, но, зная; человеколюбие Христа и желая найти повод к Его обвинению, судьи привели несчастную к Спасителю и вопроша ли: «Ты что скажешь?» Однако Христос, зная их замыслы», молчал. Они же продолжали настаивать на своем, тогда Иисус сказал известную теперь на весь мир фразу: «Кто и вас без греха, первый брось на нее камень».
Но поскольку образ жизни у судей 2000 лет назад ничуть не отличался от сегодняшнего, бросить камень было некому. Когда народ разошелся, Иисус спросил женщину: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». И здесь Митрополит Антоний пишет: «Меня поразило: люди могут друг друга унижать, люди могут не признавать достоинства другого человека, — Бог всегдаего признает; и требуетего» [48]. Так что и нам, сегодняшним людям, следует беречь свое и чужое достоинство.
Уверен, вы не только догадаетесь, что я сейчас скажу, но и поддержите меня. Пьяному человеку сохранять свое или чужое достоинство невозможно. Причем от количества выпитого достоинство не зависит. Достоинство — атрибут трезвых людей.
И в заключение я хочу попросить вас, дорогие читатели, особенно тех из вас, кто не чужд поэзии, поразмышлять над таким вопросом: что важнее для хорошего урожая — почва или зерно?
Возможным ответом может быть такой: как бы не было прекрасно зерно, если оно упадет на непригодную почву, скажем, в песок или на асфальт, урожая не будет вовсе. Очевидно, так и случится, если почва для размышлений вконец отравлена алкоголем и табаком. Но поскольку вы читаете эту книгу, и художественные образы вам не чужды, а дух поэзии пробуждает работу мозга, ваша почва - не камень и не песок.
Тем более, что в ваших силах сделать эту почву еще благодатней, освободив ее от всевозможных ядов. А это именно то, чем мы и будем заниматься на протяжении всей книги, заменяя в сознании программу приятия алкогольно-табачного яда на программу сознательного отказа от алкоголя и табака.
Образно говоря, мы с вами создадим поле, на котором возможен богатый урожай. Как мы назовем это поле? Если мы назовем его в честь той действительности, которая окружает нас — это будет «поле жизни», а если мы назовем его в честь той жизни, к которой стремимся — это будет «поле веры». Теперь дело за семенами. Чем же мы засеем нашу почву, и кто будет производителем семян? Может, алкогольные и табачные компании, плодящие уличную и телевизионную рекламу опостылевших нам ядов? Нет, мы не допустим этого. Да и сами семена, производимые такими компаниями, кроме как «семенами смерти» не назовешь, ибо содержащийся в них яд ничего другого дать не может. И поэтому мы, дорогие соратники, обойдемся без таких
семян.
Скорее всего, мы будем искать и найдем духовные семена, семена, благословленные Создателем, взращенные человеческим опытом и накопленные в памяти поколений! Мы назовем их «семенами жизни» в противовес отвергнутым семенам.
И теперь, когда мы решили одинаково, обратимся с молитвой к Господу - посеять семя жизни на поле нашей, веры. Обратимся, и будем услышаны!
4.5. «Кого нет рядом с нами...»
Сам себе убийца, кто делает себя недостойным Вечной жизни.
Святитель Филарет (1782—1867) митрополит Московск:
Дорогие мои соратники! Мы закончили прохождение первой трети нашего курса и сегодня перешли к изучению второй. Это знаменательное событие давайте отметим литературным трудом — напишем сочинение на тему «Кого нет рядом с нами из-за алкогольной и табачной отравы».
Объем сочинения - на ваше усмотрение. Зависит он как правило, от возраста автора - с годами мы теряем по названной причине все больше и больше родных и близких. Впрочем, не обязательно писать обо всех преждевременно ушедших от нас, можно описать наиболее запомнившийся вам трагический случай. Чтобы вдохновить вас и показать, сколь различно видение поставленной задачи и как неодинаково ее решение, приведу три сочинения наших соратников, написанных в самые разные годы. Прочтите их и смело беритесь за перо. Дневник сегодня писать не надо.
Вот первое сочинение. Обратите внимание, как молодеет смерть: старшее поколение — 66 лет, следующее — на 10 лет раньше, а следующее за ним — уже совсем молодые ребята! И если мы пойдем на любое городское кладбище, то найдем тому не одно подтверждение.
Квадратный километр
Те трагические события, о которых я вам поведаю, произошли всего лишь на одном квадратном километре. Всего на одном квадратном километре смерть за 10 лет прибрала к рукам 24 жизни молодых людей. Им было не более 49, многим чуть больше тридцати. Но сначала расскажу о смертях в своей семье.
Первым, кого погубило пристрастье к алкоголю, был мой дед, полковник в отставке. С войны он принес ранения, награды и любовь к спиртному вместе с самогонным аппаратом.
С ним и пришло в семью горе, не просыхали слезы матери... И вот однажды вечером парализовало у деда ногу, а к утру его не стало. Было ему 66 лет.
Несколько лет — и такая же участь постигла моего отца. Он шофером был. Кругом стройка шла, и, как говорится, «бензин в бак, водку в горло». Вот сердце и не выдержало. Отец умер уже в 56 лет.
Брат начал раньше меня. Хотя и младше был на два года. Однажды он с другом, а было им по 10 лет, осушили почти десятилитровый баллон вина. Итог — алкогольное отравление, полтора месяца в больнице, еле спасли. С тех пор он пьянку видеть не может. Даже от запаха спиртного его тошнит. Я же вывода не сделал. И чуть Богу душу не отдал в 33 года. А теперь расскажу о страшном урожае, который собрала водка с одного квадратного километра поселка Западным города Ростова-на-Дону.
1980 год.
Гена Марлин 58 г. р. (22 года) - пьянка, карты, 6 ножевых ран, дно реки.
Витя Солдатов 55 г. р. (25 лет) — после изрядной пирушки камень на шею и в пруд.
Толик Семилетов 54 г. р. (26 лет) - пьяный попал под машину.
Валентин Железное 54 г. р. (26 лет) — в пьяном виде убийство с особой жестокостью. Приговор: расстрел.
1981 год.
Надя Клепова 58 г. р. (23 года) — пристрастие к алкоголю, беременность, веревка, смерть.
Стае Котов (25 лет) — пьяная драка в городском саду, 17 ножевых ран, смерть.
1984 год.
Саша Антонов (26 лет) и Света Юркова (28 лет) — водка, мотоцикл и страшная смерть под колесами рефрижератора.
Саша Шрамченко 55 г. р. (29 лет) — разошелся с женой из-за водки и в пьяном виде бросился под трамвай.
1987 год.
Толик Белый 54 г. р. (33 года) - пил на работе, на него» упал механический 70-тонный молот, голову не нашли.
Гена Кузин 56 г. р. (31 год) - месячный запой, забрала милиция, через 5 часов был в морге.
Саша Сафонов 56 г. р. (31 год) — алкоголизм, цирроз печени, смерть.
Сережа Попов — трагически погибла жена, запил, купил» у цыган самогону, выпил, прошел 70 метров, упал, смерть.
Саша Шамилин 57 г. р. (30 лет) - алкоголизм, цирроз печени, смерть.
1989 год.
Сережа Лашин 58 г. р. - пьяная драка, смерть.
1990 год. Смертей среди молодежи на нашем километре
пока нет. Но еще не вечер. В этом горестном списке есть и мои очень близкие друзья. Нас было одиннадцать симпатичных, крепких, веселых парней. Осталось трое. Как в той песне. Но там люди за святое дело погибли.
Люди! Мы же гибнем. Гибнем не только физически. Становимся дебилами, зверьми. Ради чего такие жертвы? Ради казны или мошны сивушного барыги? За наш счет им хорошо живется. Знаете, что они говорят? У нас в России два класса — класс «черных» и класс «красных». Мы, «черные», ездим в черных лимузинах, едим черную икру, и отдыхаем у Черного моря. Вы, «красные», ходите с красными носами, ездите в красных трамваях, пьете красное вино, и отдыхаете в красном уголке. А теперь, вы, «красные», посчитайте, сколько денег отнесли на свою отраву, вам еще хуже станет.
Не знаю как вы, а я для себя твердый вывод сделал. Не пить. Не курить. Буду жить полноправно, полнокровно, счастливо, по-людски.
Вячеслав Васицкий
А вот еще одно сочинение. В стихах. И хотя описанный случай произошел в Академгородке, мне кажется, что многие из нас могут припомнить схожие истории.
Слышишь, Федя, где рюкзак колхозный?
Возьмем картошки в гараже.
Пойдем сынок, пока не поздно,
А то девятый час уже.
Декабрь — опять аврал у мамы,
Две смены — с ночи до утра.
Поужинаем нынче сами.
Да не копайся ты, пора!
Он долго рассуждал дорогой
О том, что кормится семья
Не магазином, слава Богу.
А что картошка есть своя.
Придя в гараж, отец машину
Погладил ласково рукой
Подумал, повернулся к сыну
И говорит ему: постой,
Я кое-что придумал, Федя.
Ты здесь побудь пока внутри.
Я прогуляюсь до соседей,
А ты картошки набери.
Поговорю насчет резины.
Дверь я запру, ...и он ушел
К соседу, мимо магазина,
Чтоб было с чем присесть за стол.
Проснулся дома на рассвете.
В прихожей свет, разбит трельяж..
. Все тихо, сына дома нету.
И вдруг как обухом: гараж!
Не помня как, полуодетый,
Добрался он до гаража,
Хрипя как зверь: сыночек, где ты?
Стуча зубами и дрожа.
От ужаса землисто-серый
Ключом нащупал щель замка,
Не чуя как к железной двери
Пристыла голая рука.
Рванул, ...пронзителен и тонок
Замерших петель ржавый стон...
И в ледяных слезах ребенок
Упал со стуком на бетон.
...скрипя, покачивалось тело
В петле ременной на гвозде.
А в пищеторг письмо летело:
Пл