Слово - путь к величию и слово - путь к нищете

И познаете истину, и истина сделает вас свобод­ными.

Евангелие от Иоанна, 8, 32

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к Луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в тишине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому, что все оттенки смысла Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро, и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осияно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это Бог.

Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова [43].

Эти стихи принадлежат вдохновенному перу Николая Гумилева и написаны в начале двадцатого века, века с из­бытком одарившего человечество ненавистью и любовью, ничтожностью людских замыслов и величайшим полетом мысли, политическими уродами и царственными мучени­ками, ужасами войн и надеждами на мир, разрушением нравственных устоев и восстановлением Православной Церкви.

Все ужилось в двадцатом веке, веке, в котором мы ро­дились и остались живы.

Все ужилось в двадцатом веке, но всему содеянному и замышленному предшествовало слово. Велик его полет, не­измерим потенциал. Словом человек признается в любви, и словом обрекает на смерть, словом возвещает Евангель­ские истины и в слове обнажает коварство замыслов. Пер­вым в жизни словом безгрешный ребенок зовет мать, и в последнем слове христианин призывает Бога: «Господи, прими душу мою». Говорит об этом и поэт, напоминая нам в предпослед­нем четверостишье о величайшей тайне мироздания: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не на­чало быть, что начало быть... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 1—4).

Отметим для себя важность того, что Слово, Бог и твор­чество объединены в Евангелии в единое целое. Помнить об этой животворящейстороне слова и призывает нас поэт. И тут же в следующей строфе он обозначает другую сторо­ну слова, другой полюс — мертвыеслова. О, как знакомы они нам! Эти бессмысленные тирады политиков, никчем­ные разговоры в пьяном застолье и, становящаяся все бо­лее привычной, уличная брань, площадная ругань. А меж­ду этими двумя полюсами вся наша с вами жизнь. Жизнь, не мыслимая без слова.

Само существование человеческого общества невозмож­но без слова, в начале времен сказанного, а с развитием об­щества и написанного. К сожалению, большинство наших с вами современников не представляют, что слово вокруг нас не нейтрально, а в той или иной степени результатив­но. И результативность слов зависит от их образности.Что это такое? Давайте разберемся.

Вот короткая цитата из диссертации: «...индетермини-рованное судорожное сокращение диафрагмы с коротки­ми выдохами через рот...» Что это такое, по-вашему? Да это всего лишь смех! Тот самый, которым вы сейчас сме­етесь. Но скажите честно, разве вы сразу сообразили, что это смех? Если вы медик, то, прочтя приведенную фра­зу, вы, возможно, представили себе и диафрагму, и рот. Но вот образ смеющегося человека у вас, наверняка, не возник.

Не возник потому, что в сознании отразились слова, не создавшие целостную картину.Каждое приведенное слово само по себе имеет смысл, но фраза целиком образ не вы­зывает.А чтобы слова, произнесенные или написанные, могли воздействовать на человека, они должны быть непросто услышаны, они должны вызвать в его сознании образ.

Вот вам пример. Вчитайтесь в Есенинские строки:

Облак, как мышь, подбежал и взмахнул

В небо огромным хвостом.

Словно яйцо, расколовшись, скользнул

Месяц за дальним холмом.

Солнышко утром в колодец озер

Глянуло, — месяца нет...

Свесило ноги оно на бугор,

Кликнуло, — месяца нет... [44]

Пожалуй, нет такого человека, у которого эти строки не вызвали бы целый ряд образов. Образов ярких, которые, разве что, потрогать нельзя. В чем же дело, только в мас­терстве поэта?

Нет, дело еще и в том, что на всех языках мира образы в сознании создают только существительные и глаголы. Действительно, говорит ли мать ребенку: «скушай кашу» или «скушай полезную, питательную, сладкую кашу», ре­бенок обращает основное внимание на глагол и существи­тельное. Они и создают в его воображении образ тарелки с кашей. А вот будет это образ противной манки или вкус­ной гречки, зависит от жизненного опыта.

Посчитайте количество слов в приведенном есенинском стихотворении, посмотрите, сколько из них глаголов и су­ществительных, и вы согласитесь с их важностью в созда­нии образной речи.

Есенин мог об этом и не знать, ему было достаточно та­ланта, а вот политики часто пользуются таким приемом в лозунгах. Приведу классический пример лозунга из недав­него революционного прошлого: «Мир хижинам — война дворцам». Четыре слова и все имена существительные! И хотя мы с вами живем во времена, когда этот призыв может звучать с точностью до наоборот, лозунг, раз услышанный, прочно входит в наше сознание. У произносимых слов есть и другие особенности. Вы, конечно, помните, что читали в первой лекции о частице «не». Чтобы еще раз обратить ваше внимание на особен­ность этой частицы, столь часто звучащей в нашей речи, приведу один пример ее трагического использования.

«Мы не рабы, рабы не мы» — кричали голодные толпы, круша собственную страну в начале прошедшего века. И чем громче они кричали, тем сильнее впадали в рабство. Почему, спросите вы? Потому что частица «не» существу­ет только на бумаге. Эта частица не создает образа и .по­этому проходит мимо сознания. В итоге толпа получала внушение: «Мы — рабы, рабы — мы» и строила «светлое» будущее за колючей проволокой.

Ну, а теперь я спрошу вас, полушутя, полусерьезно: по­чему так хочется закурить под плакатом с грозным окри­ком: «Не курить!» И почему под такими призывами полно окурков, а тропинка, протоптанная на газоне, обязательно проходит рядом с табличкой «По газонам не ходить!»

Заодно подумайте и решите, какова цена рекламным объявлениям типа: «24 часа и вы не курите»,или «48 ча­сов и вы не пьете»или «Всего за 200 $ вы получите таб­летку (или конфетку), приняв которую ваш любимый не будет ходить налево». Уверяю вас, что куда он ходил, туда ходить и будет, если, конечно, у него не откажут конеч­ности.

Думаю, такие объявления впредь станут вызывать у вас только улыбку. Зато, научившись тонкостям обращения со словом, вы быстро, легко и с радостью освободитесь от вредных зависимостей, отравлявших вашу жизнь.

Вы, конечно, догадались, для чего я все это вам расска­зываю. Рассказываю для того, чтобы сегодня вечером, ког­да вы сядете писать свой дневник, вы вспомнили пушкин­ское «глаголом жечь сердца людей» и забыли про частицу «не». А в своем дневнике записали с уверенностью: «Завт­ра у меня будет трезвый день. Завтра у меня будет бездым­ный день».

Вера. Что же это такое?

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничто­жается смертью.

Л. Н. Толстой (1828-1910)

«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11,1)- сказал апостол Павел две тыся­чи лет назад, и ни в одном словаре вы по сей день не найдете определения лучше.

Только вдумайтесь, если из определения апостола Пав­ла убрать первую часть определения, оставив вторую, что получится? Получится суеверие, ибо вера окажется напрас­ной, ведь ожидаемое не произойдет.

Но апостол Павел знает, что говорит. Христос пришел; на землю, совершил Свой крестный подвиг и Своим вос­кресением дал людям надежду на Вечную Жизнь. И эта надежда, эта вера людей не напрасна по определению, поскольку ожидаемое свершилось — Христос вошел в нашу; жизнь!

Я уже писал во введении к этой книге, что верю в то, что душа человека, будучи по природе христианкой и очистив­шись от алкогольно-табачной скверны, найдет дорогу в Церковь. Важно убрать с этой дороги сомнения.

Сомнения — это антипод веры, более того, сомнения разрушают веру. У веры и сомнения — разные авторы. Со­мневаться допустимо в знаниях, вернее в информации, поскольку она плод опыта, всегда субъективного. А можно ли сомневаться в вере?

Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее, поскольку вера может быть разной, но сначала прочтем стихи

Слеза за слезой, за раною рана,

Моя жизнь вытекает, как вода из-под крана.

Хорошо, если кто-то из друзей или близких,

Подставит ладонь или собачью миску.

Слеза за слезой, за раною рана

Моя жизнь вытекает, как вода из-под крана.

Она кончится каплей последнего дня,

Она вернется назад чистой силой дождя.

. Дельфин[19]

Воистину, нельзя без содрогания читать стихи безымян­ного Дельфина. Однако спросим себя: как обозначить ос­новные чувства, переполнившие израненную душу? Не бу­дем говорить о пронзительной боли - уж очень это очевид­но. Зададим лишь один вопрос: эти чувства — крик отчая­нья или вера в спасение? Сдается мне, что все-таки второе. И верит, верит душа поэта, что удел ее - не собачья мис­ка, а милосердная ладонь.

Да и вы, мой соратник, вы, познавший всю тяжесть хмельных дорог, лицемерие государства, безразличие обще­ства, потерю близких, отлично знаете, как невыносимо от­чаянье, как тяжела жизнь без веры. Пусть крошечной, да­лекой, почти неосязаемой, но все же веры. Веры в то, что не все потеряно, веры в то, что не все позади, веры в ми­лосердие и любовь Божью.

Пожалуй, эта вера заложена в самом нашем естестве. Ведь христианин ощущает Бога не только Создателем все­го сущего, но и Отцом рода человеческого. Милосердным Отцом, своим Отцом. Ну, а какой милосердный отец ос­тавит свое чадо в горести? Именно поэтому наша вера в любовь Господа и позволяет нам надеяться на временность страданий и неудач. Надо ли говорить, что именно отсут­ствие этой веры приводит к трагедии?

Ну, а как быть с сомнениями? Возможный ответ на этот вопрос дает апостол Марк. Вот что он повествует: «У од­ного человека был сын, пораженный тяжелым психичес­ким недугом. Куда только не обращался за помощью несчастный родитель, даже к ученикам Христа. Все беспо­лезно. Последней его надеждой был Сам Иисус. Спаси­тель побеседовал с отцом ребенка, расспросил его о жиз­ни и под конец разговора посоветовал отцу: «Если сколь­ко-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9, 23).

Вдумаемся в смысл сказанного. Христос предлагает ра­зуверившемуся в помощи человеку верить хоть чуть-чуть. И если тот сможет, то исцеление станет возможным. Со­гласитесь, что, не веря в помощь, просить о ней бессмыс­ленно. Тем самым Спаситель ставит знак равенства между верой и просьбой об исцелении. Отметим для себя и такую деталь в словах Христа: исцеление станет возможным, но не обязательным. Ведь если веры-то чуть-чуть, то и просьба невнятная.

Чем же закончилась эта встреча? Не будем гадать, обра­тимся к Евангелию: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). Господь исцелил отрока.

Будем помнить эту историю, дорогие мои соратники и, стремясь к трезвости, будем стремиться к вере, стремить­ся к праведной жизни, и тогда с Божией помощью многое, что было трудно себе представить, станет осуществимым.

Надо сказать, наша жизнь так устроена, что мы распро­страняем понятие веры и на обыденные вещи. Произносим само слово десятки раз на дню, и все же вряд ли понима­ем до конца роль веры в жизни, ее значение в самой на­шей судьбе. Может показаться странным, но веры в нашей жизни неизмеримо больше, чем знания.

Судите сами. Мы верим, что успеем на автобус и бежим к остановке. Мы верим, что в трубах течет вода и откры­ваем кран. Верим объявлениям, обещаниям и энциклопе­диям. Верим друзьям и врагам. Верим детям и верим ро­дителям. Верим в себя, в свои способности, в свое дело.

Мы верим все без исключения. Даже тот, кто не верит во что-то, на самом деле верит в нечто противоположное. И, наконец, кто не верит в успех, тот верит в поражение. Однако вера вере — рознь. Вот две истории. Одна про мужчину, он жил в девятнадцатом веке. Другая про жен­щину, она жила в первом веке.

Над мужчиной смеялся весь ученый мир — невежа, ди­летант, авантюрист, а он верили продолжал раскопки. Де­сятки лет он зарабатывал деньги, чтобы осуществить заду­манное в детстве и, наконец, чудо произошло. Генрих Шлиман раскопал Трою — город, который все считали вы­мыслом, красивым мифом. Об этом можно прочесть в учебниках истории.

А вот что повествует Евангелие о женщине, имя кото­рой осталось неизвестным. «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отве­чал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в от­вет: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помо­ги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вератвоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15, 22-28).

Что же общего в этих историях и в чем их принципиаль­ная разница? Во-первых, и ту, и другую истории роднит вера, хотя направленность ее в данных историях различна, и мы еще поговорим об этом. Во-вторых — труд, и нема­лый труд, как мужчины, так и женщины. Десятки лет от­казывал себе во всем Генрих Шлиман, и современники поражались его трудолюбию на протяжении всех лет рас­копок.

Ну, а многие ли из нас возьмут на себя труд вновь и вновь обращаться к врачу и слышать в ответ сравнение с псами. Это нам, отстоящим от этой встречи на две тысячи лет, знающим историю земного пути Господа, знающим про Его Крестные страдания во имя любви к человеку, понятно, что Господь лишь испытывал веру женщины. Причем, испытывал не только веру в Него, как в последнее прибежище и спасение, но испытывал еще и любовь этой женщины к ребенку. Повторяю, нам известно милосердие Божие, Его любовь к человеку. Известно нам и известно сейчас, но не этой несчастной тогда. И еще, вполне возможно, в жизни женщины было нечто, о чем знал лишь Спаситель, и что сделало необходимым такоеиспытание, такуюпроверку и закалку ее воли. Мы можем лишь гадать об этом.

Понятно, что труд женщины заключался не только в разговоре со Спасителем, но и в уходе за больной, жестоко беснующейся дочерью. В любом случае, труд обоих пер­сонажей налицо, и не будь его, никакая вера не помогла бы им. Очень образно сказал по этому поводу апостол Иаков: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет' веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. Ибо' как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 14, 26).

Теперь поговорим об отличиях в вере. Как, наверное») заметил читатель, вера в обоих случаях была искренней. Герои и той, и другой истории шли до конца, проявив всю силу своей воли и добились победы. Так в чем же разница?

Шлиман верил, что онраскопает Трою, и он раскопал ее.Дарованную человеку Богом свободу воли этот энтузиаст употребил на раскопки и добился результата.)

Ну, а женщина? Женщина верила в помощь Спасителя, асвою свободу воли она обратила в молитву, соединив ее с силой Бога,и тоже добилась результата[20].

Улавливаете разницу? Шлиман и безымянная женщина по-разному распорядились своей свободой воли — разница в этом. Свобода воли, предоставленная нам Создателем, - именно то, что и отличает нас от животного. Со­бака или лошадь не отправятся за тридевять земель от дома и не начнут раскапывать холм Гиссарлык в поисках мифи­ческой Трои. У животных нет свободы воли, они подчине­ны инстинктам, и это их удел.

Человек же создан по образу и подобию Божиему и вправе распорядиться своими действиями сам. Он может потратить всю свою жизнь на раскопки, а может вложить всю свою волю и энергию в страстный призыв к Богу.

Поймите меня правильно, я не хочу бросить тень на саму деятельность Шлимана. В ней нет ничего противного человеческому естеству, нет ничего греховного. Ведь не корысть увлекала его, а жажда открытий, поиск неизве­данного. Но Шлиман верил в свои силы,опирался на них. И в этом тоже нет ничего плохого: свобода воли - не пу­стой звук.

Однако спросим себя: а мог Шлиман не раскопатьТрою? Для большей уверенности в правильности рассуждений расширим круг вопросов. Может ли Олимпийский чемпи­он, уверенный в своих силах, не выигратьмировое первен­ство, или человек, бегущий к остановке, не успетьна авто­бус? Ответ очевиден.

Женщина же верила в силу Бога,соединив ее со своей свободой человека. Она сознательно, свободно обратилась к Богу с молитвой, с просьбой об исцелении. Она призва­ла Бога к сотрудничеству, призвала Самого Бога, Творца видимого и невидимого. И если молитва услышана, что может противиться такой силе?Ответ также очевиден.

Теперь зададим себе вопрос: что будет с человеком при отсутствии в нем веры в результат своих трудов, что он бу­дет делать? Пойдет копать землю, побежит за Спасителем? Да ничего он не будет делать, ничего! Ибо кто не верит в свою победу - смирился со своим поражением!

Ну, а если верит? Если человек верит, он должен делать,поскольку под лежачий камень вода не течет. Вот и вы, мой дорогой соратник, читаете эту книгу, потому что вери­те в пользу написанного здесь. Пишите дневники и самоутверждения, потому что уверены в их действенности.Итак, с одной стороны, вера в успех порождает успешное дей­ствие, с другой стороны вера без дел мертва. Это мы ус­тановили.

Ну, а что же порождает вера в Бога, вера во Христа? Да­вайте сначала подумаем над одним из проявлений веры во­обще. Вы наверняка замечали, что дети подражают тем, кому верят, кого любят. Да и не только дети, взрослые тоже, просто в детях это заметнее.

Поэтому, веря в Богочеловека Иисуса Христа, мы пре­одолеваем человеческие горизонты бытия,мы ощущаем Бога в себе.

Теперь посудите сами, насколько при этом возрастает мощь нашей веры. Великие подвиги совершают люди, ве­рящие, что Господь с ними. Возьмите, к примеру, ратные подвиги Александра Невского; кто не знает о нем. А сколь­ко исцелений и других чудес сотворили такие историчес­кие фигуры нашего Отечества, как Серафим Саровский и Сергий Радонежский? Нужно ли говорить, что без искрен­ней веры в Бога их судьба была бы другой. Будем помнить об этом, соратники.

И, наконец, в чем коренное отличие веры в себя от веры; в Бога? Да в том, что к Богу нужно обратиться. Ведь сколь­ко бы не верила та безымянная женщина в Божью помощь, она никогда бы не получила ее, не обратившись к Спаси­телю. И вот здесь так часто люди демонстрируют свою ограниченность. Спрашиваешь человека:

—Веришь в Бога? Есть жизненные трудности? Есть проблемы?

—Ну, как же, кто сейчас не верит. А трудностей полно есть и в семье, и на работе. Да, и проблемы есть с алкоголем. Курево тоже оставить бы надо, кашель заел.

—Скажи, а в церковь ходишь? Богу молишься, проси Его о помощи?

— Нет, все как-то руки не доходят.
Давайте, читатель, вместе с вами усомнимся, в своем уме эти люди. Теперь спросим себя: а сатана верит в Бога? Можно со всей определенностью сказать, что нет. Сатана, как извес­тно, означает «противник», и он не веритв Бога, а знает,что Бог есть. Знает доподлинно, ведь это Бог отверг от Себя бывшего архангела за его гордыню. А вот если бы сатана в Бога верил, то первое, что он сделал бы, это покаялся, об­ратился бы к Богу с молитвой. Но молитва — это, прежде всего, труд деланья, созиданья. Сатана же по своей сути разрушитель, и деланье, созиданье для него невозможно.

Поэтому молитва к Богу — не столько признание Его су­ществования, сколько вера в Него, в Его любовь. Более того, молитва и есть то деланье, тот духовный труд, без которого вера мертва по определению.

Будем же, дорогие мои соратники, молить Бога помочь нам в нашей борьбе с зависимостями: алкогольными, та­бачными или иными. При этом будем неотступно помнить, что молитва - это наше духовное деланье и, чем больше де­ланье, тем крепче вера и ближе результат.

Будем также помнить, что Христос обещал помощь «труждающимсяи обремененным». Поэтому пуста будет мо­литва к Богу о помощи в избавлении от зависимостей без упорного труда над собой.

Теперь давайте поразмышляем над тем, что сообщает нам святой апостол и евангелист Марк, а потом я расска­жу вам потрясающую историю человеческой метаморфозы. Итак, сначала слова Спасителя, сказанные Его ученикам: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усом­нится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Поэтому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам со­грешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Не­бесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11, 23—26). На что в этих Евангельских строках следует обратить первоочередное внимание? На то, что Господь по вашей вере обязательно пошлет просимое, но это вы уже знаете. Поэтому обратите внимание на чистоту вашего сердца на молитве. Из текста легко понять, что раздраженность, а тем более злоба, перечеркнут вашу молитву к Господу.

Светлана Ивановна Троицкая, наша известная соратни­ца по «Оптималисту», сравнивает веру с тихим шепотом перед микрофоном, который благодаря мощным передат­чикам достигает самых удаленных уголков планеты. Теперь представьте, что ваше сердце и есть тот передатчик, а раз­дражительность и злоба — это поломки в нем, создающие шум, заглушающий ваш голос. Если представили, очисти­те сердце от помех, простите всех и вся, тогда Господь ус­лышит вас, простит и поможет.

Есть еще один прекрасный и неожиданный образ, со­зданный преподобным Макарием: Христос - иконописец, который пишет в нас Свое изображение. И если мы отвер­нем от Него свое лицо, то тяжело Ему писать — как порт­ретисту тяжело писать портрет отвернувшегося от него че­ловека. Образ показывает, что не только человек может быть не услышан Богом, но и Господу нелегко войти в наше искаженное грехом сознание [45].

Я не зря завел разговор об этом, ведь исправление искаженного алкоголем и табаком сознания и является на­шей задачей.

Теперь, когда мы знаем, как важно не просто верить
Бога, но и соединить свою волю с Его силой, а это и про­
исходит в молитве и труде, я расскажу вам удивительную
историю, но сначала процитирую, что написал один юно
ша на заре XIX века: «Когда человек сподобился этой добродетели, соединения с Христом, он со спокойствием:
внутренней тишиной встречает удары судьбы, мужествен
но противостоит бурям страстей, бесстрашно переноси
ярость злобы. Как не стерпеть страдания, если знаешь, что
упорствуя во Христе, усердно трудясь, славишь самого
Бога?!» «Пройдет время, и автор этих замечательных строк не только отречется от Христа, но и станет символом атеизма и воинствующего материализма. Звали этого юношу Карл Маркс [46].

Наверное, читателя удивляет не факт отречения Марк­са от Бога, удивление вызывает принадлежность Марксу написанных строк. Признаюсь, и меня вначале удивило то же самое. Потом, размышляя об этой истории, я задумал­ся об отношении Бога к человеку, отрекшемуся от Него. Задумался, потому что вспомнил себя. Вспомнил, как все больше и больше отдалялся от Него, отравляя свой мозг алкоголем, затягивая на шее сизую табачную петлю, как я все больше и больше терял человеческий облик. Терял в себе образ и подобие Творца.

Думаю, моим соратникам, решившим сбросить с себя алкогольно-табачное ярмо, будет небезынтересно познако­миться с рассуждениями митрополита Сурожского Анто­ния, касающимися различных Евангельских историй, свя­занных с отречением от Бога. Ведь не секрет, что многим из нас мешает переступить церковный порог страх: а при­мет ли Господь наше покаяние?

Вначале Владыка Антоний обращает наше внимание на притчу о блудном сыне: «...у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следу­ющую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, по­шел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пас­ти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал... пойду к отцу моему... и пошел... и сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недосто­ин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду... приведите откормленного те­ленка... станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был Мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 11—24). «Подумайте о словах блудного сына в начале рассказа: отче, дай мне теперь то, что будет моим достоянием, ког­да ты умрешь... Такая мягкая простая фраза, но если ее пе­ревести на более резкий язык, это же просто значит: Ста-; рик, ты зажился; мне некогда ждать, пока ты умрешь, и я унаследую плод твоих трудов; ты стоишь у меня на пути; я хочу быть свободным и богатым, дай то, что причитает­ся и забудем друг о друге... И вот этого сына, который ис­ключил отца из жизни, этого сына ждетотец. И отец не желает видеть сына наемником или рабом; он велит одеть и накормить сына. Отец не может видеть в сыне раба, он мо­жет видеть в нем только сына»— подчеркивает владыка Ан­тоний [47]. Сын ушел, отец остался; он остался верен до конца.

Так и Отец наш Небесный остается нам верен до кон­ца, от нас лишь требуется вернуться. Будем помнить об этом, соратники. Господь ждет нашего возращения, и мы не должны обмануть Его ожидания. Поэтому прочь сомнения, от нас требуется лишь труд, труд по очищению своего сознания, труд по наполнению этого сознания такими убеждениями, которые уже никогда не позволят уйти и: Отчего дома.

Интересны размышления Митрополита Антония, касающиеся притчи про женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8, 3—11). Напомню, о чем говорится в этой истории! По существовавшему тогда закону за прелюбодеяние женщина должна была быть забита камнями насмерть, но, зная; человеколюбие Христа и желая найти повод к Его обвинению, судьи привели несчастную к Спасителю и вопроша ли: «Ты что скажешь?» Однако Христос, зная их замыслы», молчал. Они же продолжали настаивать на своем, тогда Иисус сказал известную теперь на весь мир фразу: «Кто и вас без греха, первый брось на нее камень».

Но поскольку образ жизни у судей 2000 лет назад ничуть не отличался от сегодняшнего, бросить камень было некому. Когда народ разошелся, Иисус спросил женщину: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». И здесь Митропо­лит Антоний пишет: «Меня поразило: люди могут друг дру­га унижать, люди могут не признавать достоинства друго­го человека, — Бог всегдаего признает; и требуетего» [48]. Так что и нам, сегодняшним людям, следует беречь свое и чужое достоинство.

Уверен, вы не только догадаетесь, что я сейчас скажу, но и поддержите меня. Пьяному человеку сохранять свое или чужое достоинство невозможно. Причем от количества вы­питого достоинство не зависит. Достоинство — атрибут трезвых людей.

И в заключение я хочу попросить вас, дорогие читате­ли, особенно тех из вас, кто не чужд поэзии, поразмыш­лять над таким вопросом: что важнее для хорошего уро­жая — почва или зерно?

Возможным ответом может быть такой: как бы не было прекрасно зерно, если оно упадет на непригодную почву, скажем, в песок или на асфальт, урожая не будет вовсе. Очевидно, так и случится, если почва для размышлений вконец отравлена алкоголем и табаком. Но поскольку вы читаете эту книгу, и художественные образы вам не чуж­ды, а дух поэзии пробуждает работу мозга, ваша почва - не камень и не песок.

Тем более, что в ваших силах сделать эту почву еще бла­годатней, освободив ее от всевозможных ядов. А это имен­но то, чем мы и будем заниматься на протяжении всей кни­ги, заменяя в сознании программу приятия алкогольно-та­бачного яда на программу сознательного отказа от алкого­ля и табака.

Образно говоря, мы с вами создадим поле, на котором возможен богатый урожай. Как мы назовем это поле? Если мы назовем его в честь той действительности, которая ок­ружает нас — это будет «поле жизни», а если мы назовем его в честь той жизни, к которой стремимся — это будет «поле веры». Теперь дело за семенами. Чем же мы засеем нашу по­чву, и кто будет производителем семян? Может, алкоголь­ные и табачные компании, плодящие уличную и телеви­зионную рекламу опостылевших нам ядов? Нет, мы не допустим этого. Да и сами семена, производимые такими компаниями, кроме как «семенами смерти» не назовешь, ибо содержащийся в них яд ничего другого дать не может. И поэтому мы, дорогие соратники, обойдемся без таких

семян.

Скорее всего, мы будем искать и найдем духовные семе­на, семена, благословленные Создателем, взращенные че­ловеческим опытом и накопленные в памяти поколений! Мы назовем их «семенами жизни» в противовес отвергну­тым семенам.

И теперь, когда мы решили одинаково, обратимся с мо­литвой к Господу - посеять семя жизни на поле нашей, веры. Обратимся, и будем услышаны!

4.5. «Кого нет рядом с нами...»

Сам себе убийца, кто делает себя недостойным Вечной жизни.

Святитель Филарет (1782—1867) митрополит Московск:

Дорогие мои соратники! Мы закончили прохождение первой трети нашего курса и сегодня перешли к изучению второй. Это знаменательное событие давайте отметим литературным трудом — напишем сочинение на тему «Кого нет рядом с нами из-за алкогольной и табачной отравы».

Объем сочинения - на ваше усмотрение. Зависит он как правило, от возраста автора - с годами мы теряем по названной причине все больше и больше родных и близких. Впрочем, не обязательно писать обо всех преждевременно ушедших от нас, можно описать наиболее запомнившийся вам трагический случай. Чтобы вдохновить вас и показать, сколь различно виде­ние поставленной задачи и как неодинаково ее решение, приведу три сочинения наших соратников, написанных в самые разные годы. Прочтите их и смело беритесь за перо. Дневник сегодня писать не надо.

Вот первое сочинение. Обратите внимание, как молоде­ет смерть: старшее поколение — 66 лет, следующее — на 10 лет раньше, а следующее за ним — уже совсем молодые ре­бята! И если мы пойдем на любое городское кладбище, то найдем тому не одно подтверждение.

Квадратный километр

Те трагические события, о которых я вам поведаю, про­изошли всего лишь на одном квадратном километре. Все­го на одном квадратном километре смерть за 10 лет при­брала к рукам 24 жизни молодых людей. Им было не бо­лее 49, многим чуть больше тридцати. Но сначала расска­жу о смертях в своей семье.

Первым, кого погубило пристрастье к алкоголю, был мой дед, полковник в отставке. С войны он принес ране­ния, награды и любовь к спиртному вместе с самогонным аппаратом.

С ним и пришло в семью горе, не просыхали слезы ма­тери... И вот однажды вечером парализовало у деда ногу, а к утру его не стало. Было ему 66 лет.

Несколько лет — и такая же участь постигла моего отца. Он шофером был. Кругом стройка шла, и, как говорится, «бензин в бак, водку в горло». Вот сердце и не выдержало. Отец умер уже в 56 лет.

Брат начал раньше меня. Хотя и младше был на два года. Однажды он с другом, а было им по 10 лет, осушили по­чти десятилитровый баллон вина. Итог — алкогольное от­равление, полтора месяца в больнице, еле спасли. С тех пор он пьянку видеть не может. Даже от запаха спиртного его тошнит. Я же вывода не сделал. И чуть Богу душу не отдал в 33 года. А теперь расскажу о страшном урожае, который собра­ла водка с одного квадратного километра поселка Запад­ным города Ростова-на-Дону.

1980 год.

Гена Марлин 58 г. р. (22 года) - пьянка, карты, 6 ноже­вых ран, дно реки.

Витя Солдатов 55 г. р. (25 лет) — после изрядной пируш­ки камень на шею и в пруд.

Толик Семилетов 54 г. р. (26 лет) - пьяный попал под машину.

Валентин Железное 54 г. р. (26 лет) — в пьяном виде убийство с особой жестокостью. Приговор: расстрел.

1981 год.

Надя Клепова 58 г. р. (23 года) — пристрастие к алкого­лю, беременность, веревка, смерть.

Стае Котов (25 лет) — пьяная драка в городском саду, 17 ножевых ран, смерть.

1984 год.

Саша Антонов (26 лет) и Света Юркова (28 лет) — водка, мотоцикл и страшная смерть под колесами рефрижератора.

Саша Шрамченко 55 г. р. (29 лет) — разошелся с женой из-за водки и в пьяном виде бросился под трамвай.

1987 год.

Толик Белый 54 г. р. (33 года) - пил на работе, на него» упал механический 70-тонный молот, голову не нашли.

Гена Кузин 56 г. р. (31 год) - месячный запой, забрала милиция, через 5 часов был в морге.

Саша Сафонов 56 г. р. (31 год) — алкоголизм, цирроз пе­чени, смерть.

Сережа Попов — трагически погибла жена, запил, купил» у цыган самогону, выпил, прошел 70 метров, упал, смерть.

Саша Шамилин 57 г. р. (30 лет) - алкоголизм, цирроз печени, смерть.

1989 год.
Сережа Лашин 58 г. р. - пьяная драка, смерть.

1990 год. Смертей среди молодежи на нашем километре
пока нет. Но еще не вечер. В этом горестном списке есть и мои очень близкие дру­зья. Нас было одиннадцать симпатичных, крепких, веселых парней. Осталось трое. Как в той песне. Но там люди за святое дело погибли.

Люди! Мы же гибнем. Гибнем не только физически. Становимся дебилами, зверьми. Ради чего такие жертвы? Ради казны или мошны сивушного барыги? За наш счет им хорошо живется. Знаете, что они говорят? У нас в России два класса — класс «черных» и класс «красных». Мы, «чер­ные», ездим в черных лимузинах, едим черную икру, и от­дыхаем у Черного моря. Вы, «красные», ходите с красны­ми носами, ездите в красных трамваях, пьете красное вино, и отдыхаете в красном уголке. А теперь, вы, «красные», посчитайте, сколько денег отнесли на свою отраву, вам еще хуже станет.

Не знаю как вы, а я для себя твердый вывод сделал. Не пить. Не курить. Буду жить полноправно, полнокровно, счастливо, по-людски.

Вячеслав Васицкий

А вот еще одно сочинение. В стихах. И хотя описанный случай произошел в Академгородке, мне кажется, что мно­гие из нас могут припомнить схожие истории.

Слышишь, Федя, где рюкзак колхозный?

Возьмем картошки в гараже.

Пойдем сынок, пока не поздно,

А то девятый час уже.

Декабрь — опять аврал у мамы,

Две смены — с ночи до утра.

Поужинаем нынче сами.

Да не копайся ты, пора!

Он долго рассуждал дорогой

О том, что кормится семья

Не магазином, слава Богу.

А что картошка есть своя.

Придя в гараж, отец машину

Погладил ласково рукой

Подумал, повернулся к сыну

И говорит ему: постой,

Я кое-что придумал, Федя.

Ты здесь побудь пока внутри.

Я прогуляюсь до соседей,

А ты картошки набери.

Поговорю насчет резины.

Дверь я запру, ...и он ушел

К соседу, мимо магазина,

Чтоб было с чем присесть за стол.

Проснулся дома на рассвете.

В прихожей свет, разбит трельяж..

. Все тихо, сына дома нету.

И вдруг как обухом: гараж!

Не помня как, полуодетый,

Добрался он до гаража,

Хрипя как зверь: сыночек, где ты?

Стуча зубами и дрожа.

От ужаса землисто-серый

Ключом нащупал щель замка,

Не чуя как к железной двери

Пристыла голая рука.

Рванул, ...пронзителен и тонок

Замерших петель ржавый стон...

И в ледяных слезах ребенок

Упал со стуком на бетон.

...скрипя, покачивалось тело

В петле ременной на гвозде.

А в пищеторг письмо летело:

Пл

Наши рекомендации