Рефлексы и сигнальные системы
Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.
Пифагор (ок. 570 — ок. 500 до н. э.)
В этой книге, изучая метод Шичко, мы неоднократно говорим о значении слова в формировании наших рефлексов, нашей поведенческой программы. Говорим мы и о действии второй сигнальной системы в целом. В связи с этим целесообразно напомнить читателю определения используемых терминов.
Термины условный и безусловный рефлексбыли введены в 1903 году И. П. Павловым и были использованы им в его фундаментальных работах по физиологии пищеварения, за что в 1904 году ученому была присуждена Нобелевская премия.
Думаю, что читателям, изучающим с православных позиций способ формирования поведенческой программы у человека, небезынтересно узнать, что Нобелевский лауреат до конца своей жизни был глубоко верующим человеком и что до того, как окончить с золотой медалью естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, он с отличием окончил Рязанское духовное училище.
Что же касается понятий первой и второй сигнальных систем,то они были сформулированы Павловым в 1932 году при определении принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Произошло это всего за четыре года до смерти ученого, и можно только гадать, какое развитие получило бы учение о второй сигнальной системе, проживи академик дольше.
Г. А. Шичко, будучи последователем И. П. Павлова в его исследованиях физиологии речи, продолжил изучение второй сигнальной системы. И его открытие механизма воздействия собственноручно написанного словав формировании поведенческой программы можно считать эпохальным открытием. К сожалению, дальнейшим исследованиям в этой области помешала безвременная кончина и этого выдающегося российского ученого.
В Интернете на соответствующих сайтах можно найти много интересных данных по рассматриваемой проблеме, мы же сейчас вернемся к краткому определению рассматриваемых терминов в трактовке И. П. Павлова.
Безусловный рефлекс— врожденные, наследственно закрепленные реакции на воздействие внешнего мира. Разделяются на простые, обеспечивающие элементарную работу органов и систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородных тел), и более сложные, лежащие в основе инстинктов («турнирные ; бои» у животных и птиц, эрекция, эякуляция).
Условный рефлексвырабатывается в течение жизни при определенных условиях, отсюда и название. Условные рефлексы вырабатываются на основе безусловных рефлексов. Существует классический пример. Когда на язык попадает лимонный сок, выделяется слюна — это безусловный рефлекс. Однако слюна может выделяться также при виде лимона или при звучании слова «лимон» — это условный рефлекс человека, знающего вкус лимона.
Так что если при словах «стакан портвейна» у вас выделяется слюна или нечто похожее, вы проявляете условный рефлекс алкоголика. Рефлекс, приобретенный конкретно вами в соответствующих жизненных условиях. У ребенка, который услышит приведенные слова, слюна выделяться не будет. Хотя появление тошноты при воспоминании о пьяном папаше вполне возможно. Этот рефлекс у ребенка тоже будет условным, в таких уж условиях он растет.
Кстати, если вы пивной гурман или любитель шампанского перед завтраком, выбросите любимую пивную кружку, уберите бокалы с глаз долой. Уберите или уничтожьте все, что может напомнить вам о вашей «веселой жизни». Уберите все, что может вызвать у вас питейный или курительный условный рефлекс. Курильщикам советую пепельницу торжественно уничтожить или закопать.
С рефлексами, надеюсь, разобрались. Перейдем теперь к сигнальным системам.
Первая сигнальная система — система, отражающая окружающую действительность в форме ощущений и восприятий.Вот как характеризует ее И. П. Павлов: «Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Эта система общая у нас с животными» [42].
Вторая сигнальная система - форма высшей нервной деятельности — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Система свойственна только человеку и отличает его от животных.
Важно отметить для себя, что умение говорить — не врожденное свойство человека. Оно приобретается им только в обществе себе подобных. В литературе описаны случаи, когда новорожденный ребенок оказывался на год или два в обществе животных, без присутствия человека. И научить позднее такого ребенка говорить уже не представлялось возможным. Слово оставалось ему недоступным. Существо, лишенное в раннем детстве человеческого общения и лишенное воздействия слова, теряло человеческий облик.
А теперь пусть читатель задумается над словами Священного писания. Пусть окунется в их глубину: