Глава 7. боль в области спины и шеи
Генри Дж. Мэнкин, Реймонд Д. Адаме (Henry J. Mankin, Raymond D. Adams)
Анатомия и физиология нижней части спины
Скелет позвоночника представляет собою сложную структуру, которую анатомически можно разделить на две части. Передняя часть состоит из цилиндрических тел позвонков, соединенных одно с другим межпозвонковыми дисками и удерживающихся вместе передней и задней продольными связками. Задняя часть позвонка состоит из более тонких структур, которые простираются от тела позвонка в виде ножек и расширяются назад с образованием тонких пластин, которые вместе со связочным аппаратом образуют позвоночный канал. Задние структуры сочленены со смежными позвонками двумя небольшими фа-сетными (с небольшими суставными поверхностями) синовиальными сочленениями, которые обеспечивают определенную подвижность (рис. 7.1). Прочные поперечный и остистый костные отростки выдаются латерально (в боковом направлении) и постериорно (в заднем направлении) и служат местом прикрепления мышц, которые приводят в движение, поддерживают и защищают позвоночный столб. Стабильность позвоночника зависит от упоров двух типов: упора, который обеспечивается смыканиями костей (в основном, за счет сочленений позвонков через диски и синовиальными смыканиями задних структур позвонков), и вторым типом упора, обеспечивающегося связками (пассивные) и мышечными (активные) опорными структурами. Связочный аппарат обладает достаточной прочностью, но поскольку ни он, ни комплексы тела позвонка с его диском не имеют достаточной общей прочности, чтобы противостоять огромным силам, действующим на позвоночный столб во время даже простых движений, произвольные и рефлекторные сокращения крестцово-позвоночных, брюшных, ягодичных и поясничной мышц и подколенное сухожилие в основном обеспечивают стабильность.
Позвоночные и околопозвоночные структуры иннервируются от возвратных ветвей спинномозговых нервов. Болевые окончания и волокна были обнаружены в связках, мышцах, надкостнице отростков, наружных слоях фиброзного кольца и в синовиальной оболочке фасеточных (с небольшими суставными поверхностями) сочленений. Чувствительные волокна из этих структур- и крестцово-подвздошного и пояснично-крестцового сочленений, соединяясь, образуют синусопозвоночные нервы, которые поступают в состав возвратных ветвей спинномозговых нервов на уровне SI и LI—LV в серое вещество соответствующих сегментов спинного мозга. Эффективные (двигательные) волокна выходят из этих сегментов и достигают мышц в составе тех же самых нервов.
К отделам спины, которые обладают наибольшей свободой движения и, следовательно, чаще подвергаются повреждениям, относятся поясничные и шейные отделы позвоночника. Кроме произвольных движений, которые обеспечивают сгибание, повороты туловища и др., многие движения позвоночника имеют рефлекторную природу и обеспечивают сохранение положения тела в пространстве.
Рис. 7.1. Строение поясничного позвонка. Вид .сверху на поясничный позвонок (слева) и вид сбоку на два соседних поясничных позвонка (справа). 1 — пластинка дуги позвонка; 2 — остистый отросток; 3 — верхняя суставная поверхность; 4 — поперечный отросток; 5 — ножка; 6 — тело позвонка; 7 — позвоночный канал; 8 — межпозвонковое отверстие; 9 — нижняя суставная поверхность (заимствовано из: Levins D. В. In: Arthritis and Allied Conditions: A Textbook of Rheumatology. 10th ed./Ed. D. J. McCarty, Philadelphia, Lea and Febiger, 1985).
Общие клинические положения
Типы боли в нижней части спины. Можно дифференцировать четыре типа боли: местную, отраженную, относящуюся к корешкам спинномозговых нервов и возникающую в результате вторичного (защитного) спазма мышц.
Местная боль может быть связана с любым патологическим процессом, который затрагивает чувствительные окончания нерва или раздражает их. Вовлечение в патологический процесс структур, которые не содержат чувствительных окончаний, безболезненно. Центральная, мозговая часть тела позвонка может быть разрушена, например опухолью, не вызывая боли, а переломы кортикального слоя или разрывы и деформации надкостницы, синовиальных оболочек, мышц, фиброзных колец и связок часто чрезвычайно болезненны. Хотя болезненные состояния часто сопровождаются припуханием пораженных тканей, последнее может не выявляться, если процесс расположен в глубоких отделах спины. Местная боль часто носит постоянный характер, но может иметь свою интенсивность в зависимости от изменения положения тела в пространстве или в связи с движением. Боль может быть острая или же ноющая (тупая), и хотя часто носит разлитой характер, всегда ощущается в пораженной части спины или около нее. Часто боль обостряется при движениях или положениях тела, которые вызывают смещение поврежденных тканей. Сильное надавливание или перкуссия поверхностно расположенных структур в области, вовлеченной в патологический процесс, обычно вызывает болезненность при надавливании, которая помогает идентифицировать локализацию повреждения.
Отраженная боль бывает двух типов: боль, которая проецируется от позвоночника в области, лежащие в пределах зон поясничных и верхних крестцовых дерматом (соответствующие области иннервации кожи), и боль, которая проецируется в позвоночник из внутренних органов таза и брюшной полости. Боль, обусловленная заболеваниями верхней части поясничного отдела позвоночника, обычно иррадиирует на передние поверхности бедер и голеней; боль, связанная с поражением нижних поясничных и крестцовых сегментов позвоночника проецируется в ягодичные области, задние поверхности бедер и голеней, а иногда в стопы. Боль этого типа, несмотря на то что ее источник расположен глубоко, носит продолжительный, тупой характер, не слишком интенсивна и довольно рассеянная, имеет склонность временами проецироваться в поверхностные слои. В целом отраженная боль соответствует интенсивности местной боли в спине. Другими словами, воздействия, которые изменяют характер локальной боли, обладают подобным действием на отраженную боль, хотя и не таким выраженным, как при затрагивающей корешки спинномозгового нерва («корешковой») боли. Отраженную боль можно спутать с болью, обусловленной заболеваниями внутренних органов, но последнюю обычно описывают как «глубокую», имеющую склонность распространяться (иррадиировать) из брюшной полости в спину. На боль, возникшую в результате поражения внутренних органов, обычно не влияют движения позвоночника, она не уменьшается в лежачем положении и может меняться под влиянием активности участвующих в болезненном процессе внутренних органов.
Относящаяся к корешкам спинномозговых нервов («корешковая») боль имеет некоторые черты отраженной боли, но отличается своей большей интенсивностью, дистальным (периферическим) распространением, ограничением пределами корешка и условиями, которые ее вызывают. Механизм этой боли заключается в искривлении, растяжении, раздражении или сдавливании корешка спинномозгового нерва, чаще расположенного центрально по отношению к внутрипозвоночному отверстию. Хотя сама по себе боль часто имеет ноющий или продолжительный, тупой, не слишком интенсивный характер, различные вмешательства, которые увеличивают раздражение корешков, могут значительно усиливать ее, вызывая появление боли колющего или режущего характера. Почти всегда распространение боли происходит в направлении от центральной части спины (от позвоночника) к какому-либо участку нижней конечности. Кашель, чиханье или напряжение относятся к характерным факторам, усиливающим боль, но, поскольку могут также сотрясать или изменять положение позвоночника, они с таким же успехом влияют и на местную боль. Любое движение, которое вызывает растяжение нерва, например наклон при разогнутых коленях или подъем выпрямленной ноги, при заболевании нижней части поясничного отдела позвоночника вызывает боль, связанную с корешками спинномозгового нерва; сжатие яремной вены, которое увеличивает давление спинномозговой жидкости (СМЖ) и может вызывать смещение положения или изменения давления на корешок, обладает подобным действием. Корешки LIV и LV, а также SI, которые дают начало седалищному нерву, обусловливают боль, которая распространяется в основном вниз на задние поверхности бедер, на заднебоковые и переднебоковые поверхности голеней и в стопы (по ходу седалищного нерва), так называемая ишиалгия. Покалывание, парестезии (спонтанно возникающие неприятные ощущения онемения, покалывания, жжения) или снижение чувствительности кожи, болезненность кожи и напряжение по ходу нерва обычно сопровождают боль, относящуюся к корешку спинномозгового нерва. Если в патологический процесс вовлечены двигательные волокна переднего корешка спинномозгового нерва, то могут возникать утрата рефлекса, слабость, атрофия (ослабление функции), фасцикулярные судорожные сокращения (непроизвольные подергивания отдельных пучков мышечных волокон) и изредка застойный отек.
Боль, возникающая в результате мышечного спазма, обычно упоминается в связи с местной болью. Мышечный спазм может быть связан со многими болезненными состояниями позвоночника и может вызывать значительные нарушения нормального положения тела. Хроническое напряжение мышц может вызвать ноющую, а иногда и судорожную боль. Она может в этом случае ощущаться как напряжение крестцово-позвоночных и ягодичных мышц, а прощупывание обнаруживает, что боль локализована именно в этих структурах.
Другие боли часто неопределенного происхождения иногда описываются больными с хроническим заболеванием нижней части спины. Ощущение мышечного напряжения, судорожного подергивания, разрывающая, пульсирующая или колющая боли в голенях или чувство жжения или холода, подобно парестезиям и онемению, должны всегда наводить врача на мысль о возможности заболевания спинномозговых нервов или их корешков.
Помимо того, что нужно уметь оценить характер и локализацию боли, необходимо определить факторы, которые усугубляют и устраняют ее, ее постоянство, интенсивность в лежачем положении больного и ее подверженность влиянию таких стереотипных факторов, как сгибание туловища вперед, кашель, насморк и напряжение. Часто наиболее существенное диагностическое значение имеют момент возникновения боли и обстоятельства, которые ее вызывают. В связи с тем что многие болезненные состояния спины являются результатом травмы, полученной во время производственной деятельности или при несчастном случае, необходимо иметь в виду возможность преувеличения больным тяжести своего состояния в целях получения возмещения ущерба или по другим личным причинам, а также в результате истерического невроза или симуляции.