Последствия социальная работа юная мать
— ранняя беременность, которая чаще всего заканчивается абортом со всеми его негативными последствиями;
— воспалительные заболевания половых путей и опасность заражения болезнями, передающимися половым путем;
— гинекологические заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте;
— трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством;
— нарушение гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этом возрасте только налаживается;
— браки, заключенные между юношами и девушками, не достигшими половой зрелости, нередко бывают бесплодными, а дети, рождающиеся у таких родителей, -- слабыми.
Негативное отношение к юному материнству неконструктивно
Во-первых, всегда существовали и будут существовать женщины, рожающие детей в юном возрасте в силу культурных, религиозных или иных установок или вопреки им.
Во-вторых, при сформированном позитивном общественном мнении и действующей системе социальной поддержки юных матерей данное социальное явление может стать эффективным для развития личности юной женщины и ее ребенка.
Не вызывает сомнения тот факт, что юные матери нуждаются в помощи. Одним из путей оказания такой помощи может стать социальная реабилитация юных матерей.
Программа социальной реабилитации юного материнства должна включать в себя несколько основных направлений: институционализацию юного материнства в обществе, реабилитационную работу с семейным окружением юной матери; реабилитационную работу с юной женщиной, имеющей ребенка; наблюдение за ребенком, родившимся от юной матери.
При разработке программы реабилитации юных матерей необходимо учитывать социальный, медико-социальный, психологический статус девушек-подростков.
В программе социальной реабилитации юных матерей можно выделить социальный, психокоррекционный, медицинский, профориентационный и правовой аспекты.
Социальное направление прежде всего должно быть ориентировано на адаптацию юной матери в социуме. Необходимо помочь молодой маме определиться в ее статусных позициях. С появлением ребенка меняется мировоззрение, ценностно-ори- ентационная структура личности, а это мучительный процесс для формирующейся личности.
— Психокоррекционный аспект должен включать помощь юным мамам в освоении новой социальной роли -- материнства, осознании ответственности за ребенка. Эта работа должна проводиться не только с юными матерями, но и с их социальным окружением, прежде всего семейным (так называемые "созависимые"). Ведь именно от позитивной домашней ситуации многое зависит в восприятии юной женщиной своего материнства, в ее отношении к ребенку.
— Медицинский аспект гигиенические моменты, обучение уходу за младенцем, профилактику и лечение осложнений родов и послеродового периода, которые наиболее часты у юных мам.
— Работа в профориентационном направлении предполагает помощь юным мамам в решении проблем завершения образования, получения профессии и трудоустройства. Правовой аспект предполагает законотворческую деятельность по охране прав матери и ребенка, по социальной защите юных матерей.
— Реадаптация Позволит скорректировать отношение юной мамы к собственному ребенку. Не секрет, что среди юных женщин наиболее велика доля девиаций материнского поведения. Однако следует учитывать, что реадаптационная работа не принесет желаемого результата в том случае, если женщина не заинтересована и не прилагает усилий для улучшения своего положения.
Профилактика раннего материнства
Кроме реабилитационной работы важным направлением социальной работы является профилактика раннего материнства, в которой важное значение имеет половое воспитание.
— Половое воспитание
представляет собой комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Половое воспитание в широком смысле совпадает с процессом половой социализации. В узком смысле -- понимается как подготовка ребенка к сексуальной жизни.
Половое воспитание современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным фактором выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознается. Главную задачу родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам, важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Именно этим путем из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.
— Важный канал полового воспитания -- средства массовой информации, которые могут обеспечить высокий профессиональный уровень, массовость, наглядность, возможность индивидуального выбора. Но широкое использование этого канала в целях полового воспитания затруднительно: не все материалы приемлемы для массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране; трудно также направить информацию по точному адресу -- детям и подросткам определенного пола, возраста.
— По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных, медицинских и социальных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространенное мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, показывает несправедливость такого мнения.
— Установлено, что половое воспитание не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, оно обеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровых установок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаются показатели подростковой беременности, ранних браков, абортов, венерических заболеваний, преступлений на сексуальной почве.
В Российской Федерации:
— В 90-х гг. XX в. наметилась тенденция преодоления упущений в области полового воспитания. В ряде школ введен экспериментальный курс полового (или сексуального) воспитания. Оформляется сеть консультативных служб и центров, призванных способствовать половому воспитанию детей и подростков.
— При создании системы полового воспитания специалистами ставятся сложные психолого-педагогические задачи. Кроме информации о физиологических особенностях мужского и женского организмов в ходе полового воспитания необходимо затрагивать социальные и психологические аспекты сексуальности, обсуждать вопросы брака и семьи, а также абортов, детской проституции, гомосексуализма, порнографии и др. В половом воспитании от специалистов, его осуществляющих, требуются особый педагогический такт, всесторонняя подготовленность в данной сфере.
— Однако работа по оказанию социальной поддержки данной категории осложняется отсутствием нормативно-правовой базы. На уровне государства пока не принято ни одной целевой программы, ни одного нормативного документа, который бы определял основы и правовое поле работы с юными матерями.
— Несмотря на существующие проблемы, во многих регионах Российской Федерации этот вопрос решается и накоплен уже определенный опыт осуществления социальной работы с данной категорией.
Известные центры Р.Ф.
— Отделение «Маленькая мама http://mogorelovo.ru/opeka_i_popechitelstvo/perechen-uchrezhdenij-socialnoj-zawity-naseleniya-nesovershennoletnih/ » Петухова Елена Александровна