Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.
3)Материальная помощь.
Для преодоления материальных проблем беженцев применяются следующие меры: материальная помощь; пособия и субсидии; предоставление жилых помещений из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; предоставление жилой площади для постоянного заселения; выделение земельных участков под жилищное строительство; содействие в предоставлении мест в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, детских домах-интернатах); социально-бытовое обслуживание через службы срочной социальной помощи, отделения надомного обслуживания и территориальные центры; помощь в центрах реабилитации.
4) Помощь в трудоустройстве
По преодолению проблем с трудоустройствомосуществляется профессиональная адаптация — содействие занятости вынужденных мигрантов, включая помощь в профподготовке и переподготовке, повышении квалификации, организации самозанятости и создании рабочих мест, в получении документов, необходимых для сохранения и восстановления трудового стажа, решении других вопросов обеспечения занятости.
Психологическая помощь.
Тяжелые испытания, которые приходится переносить беженцам и которые подвергают их определенному риску, могут вызвать психологические проблемы. Такие, например, ситуации, когда человек оказывался свидетелем нанесения другому лицу телесных повреждений или видел растерзанное тело, или был на грани смерти, могут служить примерами травматических стрессов. Такие травматические стрессовые ситуации могут негативно повлиять на состояние здоровья взрослых и особенно детей. Они нередко вызывают серьезные последствия на долгие годы. В решении этой проблемы требуется помощь высококвалифицированного психолога.
Медицинская помощь.
Для решения таких проблем, как: психических (дети беженцев часто получают психические травмы, будучи свидетелями убийства своих родителей), физических проблемы со здоровьем. Социальный работник подключает медицинские службы.
Социально-педагогическая помощь.
Для решения таких проблем как, например ухудшение психологической атмосферы в семье, увеличение числа семейных конфликтов, дисгармония во взаимоотношениях членов семьи, проблемы с воспитанием детей, неуспеваемостью, плохим поведениям, социальный работник включает в процесс помощи социального педагога.
Аккультурация.
Для решения таких проблем как , проблема дезинтеграции, проблема социализации, принимаются меры аккультурации, включающие: развитие сети общеобразовательных учреждений и дошкольного воспитания для обучения детей мигрантов; осуществление их социального обслуживания, включая консультирование по различным вопросам в сфере социальной ориентации; облегчение адаптации через создание товариществ и землячеств, культурных национальных центров. Эти программные меры необходимо дополнять перечнем таких социально интеграционных услуг и мероприятий, как: обучение языку; создание классов с этнонациональным компонентом; посещение музеев, театров, картинных галерей и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ БИЛЕТУ № 13
31. В ходе занятий в школе тренер А.С. Воронин обратил внимание на то, что один из его учеников Петр Иванов часто приходит на занятия с кровоподтеками. Из беседы с ним Воронин узнал, что родители часто избивают Петра, объясняя это повышенной требовательностью к его поведению. Ивановы в целом характеризуются положительно, имеют постоянный источник дохода, заботятся о ребенке, но иногда допускают факты рукоприкладства к сыну под различными предлогами. На какие нормы действующего законодательства должен опираться социальный работник в разрешении данной ситуации? Дать полный мотивированный
ответ.
Главным в работе специалиста по социальной работе является сотрудничество с семьей ребенка. Родители, совершившие насилие и (или) не препятствовавшие насилию над своим ребенком могут поддаваться психологической коррекции. Задача специалиста по социальной работе – замотивировать семью на работу с психологом, т.е. заинтересовать родителей в совместной работе, показать их выгоду, а также взять семейную ситуацию под контроль, т.е. отследить своевременно ли оказана необходимая помощь, помочь в оформлении документов, получить обратную информацию по окончании процесса реабилитации ребенка в кризисном стационаре.
Социальные службы которые призваны защищать права и интересы несовершеннолетних, в должностных инструкциях специалистов по социальной работе содержатся конкретные указания по деятельности, направленной на оказание помощи данной категории детей: выявление посредством взаимодействия со специалистами других ведомств и с гражданами, самостоятельно обратившихся; обследование жилищно-бытовых условий и психологического микроклимата семьи в ходе социального социального патронажа; содействие в оформлении документов необходимых для госпитализации в кризисный стационар; сопровождение детей в кризисный стационар; контроль в постреабилитационный период и оформление обратной информации о судьбе ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ БИЛЕТУ № 14
40. Девчонка в 14 лет, сама еще ребенок, родила дочку. Кто-то сочувствовал, жалел, а в основном обмусоливали невесть откуда берущиеся подробности. Потом надоело, другие темы появились для обсуждения у колодца, другие события произошли. Но сколько выстрадала тогда М. - ничем не измеришь. За каждым шагом следили пристально - попробуй оступись. Такое клеймо - на всю жизнь. Как она выстояла, где нашла силы - не знаю.
Замуж она вышла так. Будущего мужа почти не знала. Пришли, посватали - и все, никаких проблем. Как в XIX веке. «У мамы, кроме меня, много детей, а тут мы еще с Наташей. Не хотелось обременять. Шла замуж, как в омут прыгала, но живем неплохо, и, я считаю, поступила тогда правильно», - говорит М.
Вопросы:
1. Выделите основную проблему клиентки М.
2. В помощи каких специалистов в первую очередь нуждается М.?
3. Определите комплекс мер, необходимых для работы с несовершеннолетними родителями.
Материнство в юном возрасте таит в себе множество проблем, связанных с социальной и личностной незрелостью юных мам. Девушки-подростки не могут оценить важность, необратимость и ответственность этого события в их жизни. Они более чем кто-либо зависимы от установок собственных родителей и окружающих. Часто, рожая ребенка, юная мать имеет весьма неблагоприятную семейную ситуацию. Только 60% имеют мужа, при этом часть из них состоит в гражданском браке. Большинство юных матерей проживают со своими родителями. После рождения ребенка в семьях отношения часто становятся менее доверительными и более конфликтными.