О.В.Правдина. Логопедия.
План работы после операции включает следующие разделы:
1) активизация нёбной занавески;
2) выработка диафрагмального дыхания и дифференцированного ротового и носового выдоха;
3) постановка звуков (гласных и согласных);
4) автоматизация правильного произношения в речи.
Дополнительными разделами работы логопеда до операции и после нее обычно бывают психотерапия, развитие слухового внимания, борьба с излишними движениями лицевых мышц – лба и крыльев носа – и развитие модуляций голоса, т.е. выразительности речи. Работа над звукопроизношением до операции возможна, так как движения всех органов артикуляции, за исключением движений отсутствующего мягкого нёба и некоторого ограничения подвижности верхней губы, доступны для ринолалика в полном объеме.
Выдоху через рот препятствует не нарушение целостности нёба, а положение языка в глубине рта с поднятым корнем. Такое положение языка является для ринолалика привычным» но только функционально обусловленным и легко преодолевается путем выдвижения языка вперед. Это дает широкий проход для выдыхаемой воздушной струи в ротовую полость.
При плавном выдохе воздушная струя скользит вдоль расщелины и выходит почти целиком через ротовое отверстие наружу. Плавность и длительность выдоха обеспечивается при помощи диафрагмального дыхания. Таким образом, при помощи движений языка вперед и назад ринолалик может регулировать направление выдоха через рот или через нос.
Конкретно работа над ротовым выдохом строится в виде следующих последовательных упражнений:
1) вдохни через нос — выдохни через нос;
2) вдохни через рот — выдохни через рот;
3) вдохни через рот — выдохни через нос;
4) вдохни через нос — выдохни через рот.
Существует целый ряд дополнительных приемов, которые помогают ринолалику произвольно направлять воздушную струю то в носовую, то в ротовую полость, например: применение механической помощи – во время выдоха зажимать рукой то нос, то рот (допускается только в самом начале); привлечение зрительного контроля– задувание горящей спички то через нос, то через рот; колебание тонкого кусочка ваты, подносимого в соответствии с требуемым выдохом то к носу, то ко рту, или сдувание ватки с ладони то носом, то ртом; фиксация внимания на ощущении выдоха то через нос, то через рот и т. д.
Во время занятий необходимо следить за положением языка (сначала следит логопед, потом должен следить сам ринолалик). Постепенно (часто на первом же занятии) ринолалик начинает ощущать свой вдох и свой выдох, т. е. появляется возможность управления своим вдохом и выдохом – дифференциация ротового и носового дыхания.
Этот навык должен быть закреплен и автоматизирован при произнесении звуков, слов и в развернутой речи.
Создание нужных артикуляций в ротовой полости, после овладения ротовым выдохом, дает возможность достаточно быстро получить правильное произношение отдельных речевых звуков. Сначала формирование звуковых укладов происходит по показу и объяснению логопеда и носит характер артикуляционных упражнений: логопед звука не произносит и не фиксирует внимания ринолалика на получающемся у него звуке. Эта предосторожность обусловлена нежелательностью вызвать снова привычное неправильное произношение формируемого звука.
Называние звука, а также фиксация его буквой допускаются только после безошибочных произнесений его шепотом. Логопед все время следит за тем, чтобы выдох происходил через рот, и приучает ринолалика самого следить за правильным выдохом.
В первое время выдох проверяется при помощи легкого кусочка ваты, положенного перед ринолаликом на гладкий лист или на ладонь и отталкиваемого воздушной струей при произнесении звука, а также карманным зеркальцем или блестящим металлическим шпателем, подносимым к носу (их поверхность запотевает при выдохе через нос).
При формировании звуков рекомендуется следующая последовательность: гласные звуки (а, э, о, у, и, ы, я, е, ё, ю);
согласные звуки:
глухие щелевые (ф – с – ш – х),
глухие взрывные (п – т – к),
звонкие щелевые (в –з – ж),
звонкие взрывные (б – д – г),
смычно-щелевые (ц – ч – щ),
соноры (л – р – м – н).
В основе указанной последовательности лежат определенные закономерности:
1. Гнусавый оттенок голоса, который появляется при самых легких степенях недостаточности нёбной занавески, наиболее трудно снимается с гласных звуков.
2. Произношение щелевых согласных требует меньшего подъема нёбной занавески, чем произношение взрывных.
3. Последовательность работы над звуками внутри каждой из указанных групп должна учитывать постепенное усложнение артикуляционных укладов звуков.
4. Заднеязычные звуки г, к, х требуют особого к себе внимания, так как положение языка при их произношении наиболее близко к привычному положению языка у ринолалика, и поэтому эти звуки легко могут соскальзывать на прежнее произношение. Такую же опасность представляют и носовые звуки М и Н.
Сразу после постановки каждого согласного звука следует автоматизировать его, соблюдая при этом обычную последовательность: автоматизация в прямых слогах, в обратных слогах, в словах с этими слогами.
Произнесение гласной как изолированно, так и в слоге практикуется сначала без голоса, только артикуляционно. Полноценное произнесение гласной (с голосом) формируется постепенно, с переходом к работе над звонкими согласными и сонорами и завершается при работе над словами.
Слова на начальном этапе работы произносятся с делением на слоги и подбираются так же, как и при автоматизации звуков вообще, т. е. в них должны входить только правильно произносимые звуки. Каждый слог слова должен контролироваться сдуванием ватки, лежащей перед ртом говорящего.
Из проработанных слов составляются фразы. Затем можно перейти к заучиванию коротеньких стихотворений и одновременно отрабатывать интонацию: повышение и понижение голоса, тихое и громкое произношение, изменение темпа. Таким образом, вырабатывается выразительность речи.
В процессе работы над звуками (постановкой и автоматизацией) проводится воспитание слуховой дифференциации между гнусавым и негнусавым звучанием. Магнитофонная запись.
Первым разделом логопедической работы после операции будет активизация нёбной занавески.
Активизация нёбной занавески проводится двумя способами: систематическим массированиемрубцов на ней и упражнениями.
Для развития подвижности верхней губы также проводятся активные упражнения – массаж. Перед сеансом массажа и после него рекомендуется прополаскивать рот теплой водой.
Весь сеанс массажа занимает от 3 до 5 минут и ведет к усилению кровообращения в массируемых тканях. Массаж желательно проводить 3-4 раза в день.
Сразу после массажа логопед проводит упражнения. В целях активизации нёбной занавески производится пожевывание, зевание при открытом рте, глотание (сначала воды, а затем просто глотательное движение. Чем меньше количество проглатываемой жидкости, тем сильнее поднятие нёбной занавески, покашливание. Для избегания смычки корня языка с мягким нёбом упражнение вначале производится с высунутым языком. После получения непрерывного покашливания можно перейти к покашливанию с произвольными паузами, во время которых ребенок удерживает нёбную занавеску в состоянии смычки все более и более длительно, а затем к упражнениям в произвольном поднимании и опускании нёбной занавески по инструкции логопеда.
Для того чтобы воздушная струя не растекалась по всей ротовой полости рекомендуются следующие приемы: задувание горящей свечи..,
В тех случаях, когда дооперационная работа была проведена, т. е. навыки правильной речи были выработаны до операции, они легко восстанавливаются после операции (если перерыв не был длительным) и служат основой для активизации созданной хирургом нёбной занавески, так как работа над звуками (гласными и согласными) тренирует и закрепляет ее подвижность.