Дозировка материала на логопедических занятиях в подготовительном периоде
Количество упражнений, предлагаемых ребенку на каждом занятии, может быть различным. Так, на первом занятии можно ограничиться тренировкой ротового выдоха, а возможно перейти и к формированию нескольких артикулам гласных звуков.
Старшим детям можно дать большее количество упражнений, но не следует спешить с выполнением всех типов упражнений на одном занятии. Нужно обязательно соблюдать описанную выше последовательность работы над артикулемами.
Целесообразно не задерживаться на тщательной отработка артикуем, которые вначале получаются не вполне точными.
В речевом потоке каждый звук изменяет свою артикуляциюв зависимости от предшествующего и последующего звуков, поэтому артикулемы, над которыми проводится работа, приобретут окончательную четкость при тренировке в речи.
Каждое занятие начинается с обязательного повторения всего изученного. На первых занятиях необходимо многократное повторение каждого типа упражнения; на последующих занятиях достаточно беглого их повторения.
Итак, программа подготовительного периода работы обеспечивает ребенку формирование правильного ротового выдоха и усвоение ряда звуков (гласных – в шепотном произнесении и фрикативных глухих согласных звуков),
Основными особенностями этого периода работы являются:
1) параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;
2) максимальное отвлечение ребенка от слухового контроля во время произнесения звуков;
3) постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового.
ОСМОВНОП ПЕРИОД
1) Включение голоса при длительном ротовом выдохе;
2) формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков;
3) дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения группы сонорных звуков и аффрикат;
4) формирование мягких звуков.
Основная цель занятий этого периода та же, что и в первом периоде, т. е. формирование правильного речевого дыхания одновременно с развитием артикулем.
1-й этап. Работа по озвончению фрикативных звуков проводится до формирования глухих взрывных звуков, так как все изученные артикулемы реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе.
Цель 1-го этапа работы – научить ребенка включать голос при длительном ротовом выдохе.
Включение голоса можно отработать на артикуляциях гласных звуков, но целесообразнее начать с озвончения согласного ф (ребенок может дифференцировать два речевых звука ф и в). Для определения участия голоса при произнесении звука в ребенку нужно проследить разницу в движении гортани при произнесении глухого звука ф и звонкого в. Для этого используется тактильно-вибрационный контроль. Указательный палец ребенка укладывается на гортань логопеда (на щитовидным хрящом), и логопед демонстрирует, что при выдохе без голоса (при звуке ф) гортань мягкая, а при включении голоса (при звуке в) гортань напрягается и выдвигается вперед, и это напряжение удерживается в течение всего времени, пока слышен голос. Механизм этого явления в доступной форме объясняется ребенку (это напряжение вызывается тем, что голосовые складки сближаются и выдвигают гортань вперед). Он должен проследить это напряжение на себе (также накладывая указательный палец) и запомнить его.
2-й этап. На этом этапе формируется второй вид ротового выдоха: короткий ротой выдох. Необходимо обратить внимание, ребенка на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Овладение этим видом выдоха проходит при формировании звуков п, б. т,д. к, г. подготовительным упражнением к короткому выдоху служит тренировка выдоха на артикулеме и.
Для вызывания звука п ребенок должен подышать на сомкнутые губы так, чтобы выдыхаемая струя воздуха была порывистой, мгновенной и сдвинула ватку с ладони. В тетради занятий зарисовывается схема артикуляции (сомкнутые губы).
Затем фиксируется такой же выдох, но с участием голоса для звука б (контроль за участием голоса тот же).
При вызывании звука т обращается внимание на положение языка за верхними зубами и довольно плотное прижатие его к верхним альвеолам. Активный и порывистый (краткий) выдох разрывает смычку языка с альвеолами.
Далее проводится озвончение звука т в д.
Звук к вызывается также через показ и описание его артикуляцни. Ребенку предлагается поместить и удержать кончик языка у основания подъязычной связки, слегка прикрывая рот, делать ротовой выдох. Для более образного изображения этой артикуляции можно объяснить ребенку, что свой язык он должен подогнуть, как кулачок своей руки (ладонью вниз). При неудаче можно использовать общепринятую методику постановки звука к от звука т. Затем формируется звук г.
3-й этап работы над согласными звуками – формирование группы соноров – л, р, н, м и аффрикат – ц, ч.
Твердый звук л сложен по артикуляции. Твердость в звуке л появляется при условии достаточного подъема корня языка. Аналогичный подъем образуется при произнесении гласного звука ы/, поэтому целесообразно использовать звук ы в качестве опорного при воспитании твердого звука л. Подъем кончика языка вверх и прижатие его за верхними зубами с одновременным произношением звука ы обеспечивает воспитание твердого звука л. Необходимо следить, чтобы соблюдался выдох через рот. Направление воздушной струи следуетпроверять по обеим сторонам ротовой полости, так как этот звук смычно-проходкой.)
К моменту подготовительных упражнений для звуков ц и р у ребенка уже бывает выработан прочный навык правильного ротового выдоха, и эти звуки можно вызывать по подражанию. Для вызывания звука ц логопед сначала описывает и показывает положение языка, а затем сам произносит звук. При этом первый и второй пальцы ребенка прикладываются к углам рта логопеда, и логопед произносит несколько утрированно звук ц. Ребенок ощущает своей рукой активное отведение углов рта и порывистый, активный выдох. Этот прием почти всегда обеспечивает вызывание звука ц. Можно получить артикуляцию звука ц от звука т. Ребенок многократно произносит звук т (т-т-т), а логопед в момент проговаривания звука т нарушает смычку в срединной части кончика языка, зондом отодвигая его чуть-чуть книзу.
Подготовительные упражнения для звука р можно начинать довольно .рано. Это зависит от того, какой путь к вызыванию этого звука логопед сочтет более целесообразным в каждом отдельном случае.
Звук р можно вызывать от звука з в верхней артикуляции или от сочетания дзу проводя шариковым зондом быстро по кончику языка с его нижней стороны.
В. И. Рождественская удачно использует сочетание дзын-дзын как подготовительное упражнение для звука р. Продуктивным в практике оказался способ вызывания звука р от звука ц.
Как только в речи ребенка появится четкий звук ц, ему предлагается тренироваться в прищелкивании и присасывании языка к небу. При успешности обучения тренируется присасывание языка к небу и удерживание его в этом положении; затем ребенок должен, не отрывая языка от неба, отодвинусь его слегка внутрь по небу и быстро произнести звук ц. Приправильном ротовом выдохе этот прием приводит к образованию глухого звука р.
Глухой звук р озвончается (ребенок должен произнести сочетание дз, соблюдая при этом все условия произнесения звука ц. При соблюдении указанных установок этот прием позволяет вызывать звук р без механической помощи.
Звук р можно вызывать также и от звука ж или от сочетания дж.
4-й этап – формирование мягких звуков.
К моменту вызывания мягких звуков ребенок уже должен научиться слышать все твердые звуки в своем произношении (в его тетради они записаны буквами). Задачи дальнейшей работы над мягкими звуками заранее объясняются ребенку.
При отсутствии сопутствующих расстройств (тугоухость, глухота, дизартрия и т. д.) вызывание мягких звуков у детей не представляет особых трудностей. Часто они появляются спонтанно. Однако могут возникнуть и затруднения.
Произнесение мягких звуков характеризуется участием в артикуляции средней части спинки языка. Кроме того, твердые и мягкие звуки часто отличаются степенью напряженности губ. Так, при смягчении звуков нижней артикуляции активизируется (напрягается) нижняя губа, а для верхней – верхняя губа. Это явление и используется при формировании мягких звуков. Особое внимание обращается на активизацию губ (отведение углов рта). Следует обращать внимание на симметричность движений губ.
Мягкие звуки получаются при достаточно полном отведений углов рта в стороны, поэтому ребенку можно продемонстрировать произнесение мягких звуков с несколько утрированным отведением углов рта. Последовательность работы при смягчении та же, что и для твердых звуков.
Отдельно остановимся на формировании артикуляции звука щ.
Для воспитания звука щ можно использовать мягкий звук с. При его произнесении производится нажатие на углы рта и механическое выдвижение губ вперед до тех пор, пока вместо звука сь не появится звук щ. Эта артикуляционная позиция закрепляется. В качестве исходной позиции можно использовать артикуляцию звука ш. Внимание ребенка фиксируется на том, что при произнесении звука ш язык уходит далеко вверх, а в данном случае нужно придвинуть язык к верхним альвеолам, губы слегка отвести в стороны и сделать выдох, как при звуке ш. Логопед может регулировать степень отведения углов рта.
Вызванные звуки автоматизируются на доступном ребенку речевом материале.
Во II периоде проводится активная автоматизация и дифференциация звуков. В процессе обучения правильной речи вводятся элементы обучения грамоте. Особенно важно это при дифференциации звуков и букв, так как это способствует развитию фонематического восприятия и профилактике дисграфий. Многократное повторение изучаемого материала позволяет ребенку овладеть элементами грамоты с наименьшей затратой сил.
Итак, в процессе основного (II) периода работы ребенок овладевает произношением всех звуков речи.
Особенности работы в этом периоде заключаются в следующем:
1) параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;
2) осознанный слуховой контроль ребенка за своим произношением;
3) введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что может служить для подготовки к обучению грамоте;
4) автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложения, текст),
5) предупреждение дисграфий.