Что век грядущий нам готовит?

Человечество постепенно справляется с бедностью и болезнями. Его экономическое благополучие последовательно улучшается (не так быстро, как бы того хотелось, но успехи в этой области все‑таки нельзя отрицать). Политики вроде бы научаются договариваться, а точнее, поставлены в такие условия, что не могут не договориться. Коммунально‑бытовые вопросы решаются с помощью фантастических подчас достижений современной науки. Даже соматические заболевания, и те, благодаря фармакологии, новым технологиям, экспериментальной медицине и т.п., худо‑бедно, постепенно сдают свои, казавшиеся незыблемыми, позиции. Иными словами, прогресс по всем статьям налицо!

Но беда, как известно, всегда приходит оттуда, откуда ее никто не ждет. И действительно, кто решит, что при такой‑то политической, экономической и социальной конъюнктуре основной проблемой, с которой человечество столкнется в самое ближайшее время, окажется проблема психической патологии? Никому и в голову не придет думать подобным образом! А следовало бы… Достаточно взглянуть в лицо фактам, и они заставят нас думать именно в этом направлении. Более половины новых изобретаемых в мире лекарственных средств — психотропные препараты. Что это значит? Буквально следующее: во‑первых, проблема психических расстройств актуальна и актуальности своей терять не желает; во‑вторых, решить ее пока не удается, поскольку если бы решение было найдено, то в бесконечном изобретении новых психотропных препаратов не было бы никакой надобности.

Работа над собой становится не только первейшей нравственной обязанностью, но в то же время первейшей нравственной привилегией.

Карен Хорни

«Мы построили наконец общество, — пишет „Нью‑Йорк Таймс“, — где не страдают от голода, холода и антисанитарии. Но ирония в том, что все больше несчастий доставляет людям депрессия. И это потому, что цели, которые мы ставим перед собой, чем дальше, тем выше. У предков главные заботы ограничивались пропитанием. А нам теперь хотелось бы сразу всего — выглядеть не хуже киногероев, загребать миллионы долларов на бирже и обладать гениальным потомством». Посчитать, что виновниками всех наших несчастий являются наши же амбиции, наверное, красивый публицистический ход, но вряд ли стоит так по‑мещански упрощать ситуацию. Так или иначе, но, к сожалению, надо признать, что «объективное» качество жизни и психологическое находятся друг с другом в очевидной противофазе.

Итак, нам следует серьезно задуматься, поскольку благополучие неумолимо надвигается на человечество, а последствия этого чудовищного благоденствия даже страшно себе представить! И совсем не случайно футурологи уже называют нынешний XXI век «веком депрессии», а психиатры настойчиво требуют выделенияновых ассигнований на исследование депрессии, предупреждая, что депрессия — «рак XXI века» (последний раз эти требования прозвучали на Давосском экономическом форуме). Самые же пессимистичные прогнозы обещают, что в недалеком будущем антидепрессанты более не будут выписываться врачами, перестанут числиться рецепторными препаратами и станут привычными пищевыми добавками.

Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не просто несчастен, а плохо приспособлен к жизни.

Альберт Эйнштейн

Уже сейчас широкомасштабные скрининговые исследования показывают, что каждый пятый представитель пресловутого «золотого миллиарда» страдает депрессией, при этом только скрытая депрессия охватывает от 11% до 14% населения высокоразвитых стран Запада. О россиянах уже и говорить не приходится, даже бумага, наверное, не сможет вынести реальных цифр (впрочем, механизмы возникновения неврозов в России и на Западе, конечно, сильно различаются). Бедствие полномасштабно, и ведь это только начало! Депрессия собирается посетить каждый дом первого, второго и третьего мира, войти всецело и надолго. Почему? Потому что она — защитный механизм…

Неврастения:«Силы мои на исходе!»

Наконец, еще одной формой невроза является «неврастения». Неврастения — это состояние, которое развивается вследствие нагрузок, превышающих возможности нашей психики. Накапливающееся переутомление приводит к тому, что отдых уже не помогает, а в голове начинается сплошное мыслительное головокружение — опасения, беспокойство, суетливость, тревога и т.п. Впрочем, здесь я должен уточнить, что понимать под «нагрузками»? Заготовку дров, работу в доменном цеху? Как это ни покажется странным, психологические нагрузки по затратам энергии для организма — проблема не меньшая, а в ряде случаев даже и большая, чем тяжелый физический труд. Теперь представьте себе человека, у которого обе части психики — сознание и подсознание — находятся в состоянии хронических боевых действий, состоят в неослабевающем конфликте. Хорошая нагрузка, а?! Огромная! А потому неврастения в случае невроза возникает быстро, и тревога здесь отмечается характерная…

Чего, собственно, такой человек тревожится — он и сам, как правило, не знает. А дело в том, что психическое состояние его приведено непомерными нагрузками в полнейший упадок, а потому любой, даже самый незначительный стресс, оказывается в отношении этой психики воздействием разрушительной силы. Любая мелочь выводит его из состояния равновесия. Человек реагирует эмоционально, ярко, но недолго, потому что сил нет, а на подобные всплески жизненной активности уходят последние ее капельки. Так замыкается порочный круг неврастении, из которого уже никуда не деться, никак не вырваться.

Конечно, каждый из нас знает, что такое усталость, но устать можно по‑разному. Можно просто устать, после чего отдохнул — и порядок! Если устал так, что после отдыха «порядка» не наступило, значит, это уже не утомление, а переутомление; нужен более длительный отдых. Но бывает и третий вариант, когда усталость так выражена, такая сильная, что даже серьезный отдых положения уже не поправит. В этом случае речь идет о неврастении, т.е. о болезненном состоянии.

Слишком многие люди, населяющие различные части света, на деле душевнобольные, поскольку их реакции ненормальны, ибо противоречат их собственным желаниям и реальным возможностям.

Вильгельм Райх

Как заподозрить у себя неврастению? Во‑первых, нужно знать, что неврастения может проявляться двумя диаметрально противоположными формами (типами); во‑вторых, нужно знать, что это за формы, и, в‑третьих, помнить о том, что неврастения часто совсем не похожа на усталость, хотя именно ею, но очень сильной, и является.

Первый тип неврастении внешне не похож на усталость. Иногда даже, напротив, возникает впечатление, что человек чрезмерно здоров. Но это только на первый взгляд… Да, он может быть весьма активен, даже нетерпелив, может остро реагировать на любую мелочь, хвататься за разные дела, прямо‑таки гореть, взрываться! Все это следствие его чрезмерной чувствительности, он становится подобен оголенному нерву. Каждое событие, каждый звук, каждое ощущение вызывает у него бурную, часто раздражительную реакцию. Он настолько ослаблен, что не может контролировать собственное эмоциональное состояние, и оно колеблется с необычайно большой амплитудой: от экзальтации до слез. Превалирует, конечно, пессимистичное настроение, и даже в момент душевного подъема дела не спорятся. Человек приступает к работе, но усидчивости нет никакой, все его отвлекает, раздражает, пугает, напрягает.

Мы не можем не бояться, не можем не беспокоиться. И мы еще говорим: «Господи Боже, как мне не беспокоиться?». Глупец, разве нет у тебя рук? Разве не сделал их тебе Бог? Вот сиди и молись, чтобы у тебя не текли сопли! С такими руками ищешь ты кого‑то, кто бы высморкал тебе нос! Да лучше высморкнись и не вини!

Эпиктет

Глядя на человека, страдающего вторым типом неврастении, тоже не подумаешь, что он сильно устал. Кажется, что ему и уставать не с чего, ведь он толком ничего не делает. Он вялый, пассивный, бездеятельный, движется, словно его пыльным мешком ударили, ничего не хочет, ничто его не интересует. Временами он вроде бы и пытается мобилизоваться, но из этого ничего не выходит. Иногда он изредка жалуется на здоровье, а иногда только об этом и говорит: все у него что‑то колет, болит, тянет, давит и т.п. Неспециалист поспешит сказать, что у такого человека болезнь под названием «лень» с осложнением в виде «симуляции», но это абсолютно неправомерно! У него действительно произошел полный перерасход сил, а от этого разнообразные неприятные телесные ощущения усиливаются. Поэтому идти ему нужно не к терапевту, а к психотерапевту.

Впрочем, со стороны мы себя не видим, а потому следует помнить о типичных симптомах неврастении. Во‑первых, чувство усталости у человека, страдающего неврастенией, проявляется, главным образом, после умственной работы. Все мы привыкли думать, что умственный труд — это и не труд вовсе, но для нервных клеток это труд значительно больший, чем физический, а потому ощущение утомления от умственной работы может быть весьма сильным. Часто оно сопровождается чувством общей слабости и сильнейшими головными болями.

Во второй группе симптомов — невозможность сосредоточить внимание, ощущение ухудшения памяти. Некоторые пациенты выглядят растерянными, говорят, что чувствуют себя поглупевшими, «тупицами», ничего не соображают, теряются, не могут справиться с обычными делами. Не случайно все это приводит к раздражению, вспышкам гнева и нервным срывам. Крайне болезненным симптомом оказывается нарушение сна. Страдающий неврастенией часто подолгу не может заснуть, сон у него поверхностный, с пробуждениями и кошмарными сновидениями. Наутро он чувствует себя разбитым, с тяжестью в голове, усталость не только не проходит, но, кажется, еще больше накапливается.

Постепенно такое упадническое состояние может стать стилем жизни и способом существования. Человек, который не может, но очень хочет и даже пытается отдохнуть, — явление более чем частое в нашей жизни. Нам кажется это нормальным… Если неврастения как разновидность невроза воспринимается нами в качестве естественного атрибута нашего состояния, то, конечно, все нормально. Как вы догадываетесь, автор придерживается другого мнения.

Не совершенство, а полнота — вот что ожидается от вас.

Карл Юнг

Что делать?

Знаменитый русский вопрос «Что делать?» в данном случае уточняется: что делать при неврастении? Как известно, всегда лучше предотвратить неприятность, нежели потом исправлять то, что наворотил. Здесь правила достаточно просты.

Во‑первых , следует соблюдать режим труда и отдыха; у каждого, конечно, он свой, но он должен обязательно быть. Нашей психике значительно удобней жить по графику, когда же ее постоянно дергают, она может заартачиться.

Во‑вторых , нужно хорошо понимать, что такое отдых. В свое время было очень популярно выражение «активный отдых». Конечно, побывать на свежем воздухе, размять собственное тело — дело хорошее. Но нужно помнить, что такой, с позволения сказать, отдых может превратиться в настоящую работу. Если же вы чувствуете усталость, то необходимо дать себе возможность тихого и спокойного отдыха. Перекапывание грядок или пятичасовое бегание за мячом — это не то, что нужно, чтобы по‑настоящему отдохнуть.

Лучше конец дела, чем начало дела, лучше терпение, чем гордыня: не спеши скорбеть, ибо скорбь обитает в груди глупцов, не говори: «Как случилось, что прежние дни были лучше этих?», — ибо не от мудрости ты спросил об этом.

Экклезиаст

В‑третьих , следует упорядочить и собственную работу. Не надо стремиться к какому‑то общему идеалу, у каждого из нас свой запас сил: для разных людей один и тот же объем работы может быть и недостаточным, и избыточным. Перегрузки даже в молодости — перегрузки, а после 40 — в особенности. Пощадите свой организм! Если же есть возможность сочетать попеременно труд умственный и труд физический — обязательно ею воспользуйтесь.

Если все это не помогает, то значит, причина неврастении — хороший, махровый невроз. Так что, если симптомы неврастении настойчиво дают о себе знать, не пытайтесь выйти из положения только отдыхом, это все равно не поможет. У больного неврастенией мозг капризничает, ему нужно помогать, как обычному больному, — лечением, а для этого обратитесь к врачу‑психотерапевту.

Часть 2.

Невротические стили жизни

Невроз накрывает только часть наших сородичей, представителей вида Homo Sapiens, или, как я назвал этот вид в своей одноименной книге, «Homo‑не‑Sapiens» [[7]]. Остальные же — или нашли какие‑то компромиссы между своим сознанием и своим подсознанием, или же у них подсознание от природы менее буйное, что, конечно, облегчает положение дел. Но отсутствие невроза, вызванного конфликтом между сознанием и подсознанием человека, еще не освобождает его от «невротической повинности». Наш инстинкт самосохранения, уволенный и безвременно отправленный в отставку, не простаивает, он настойчиво желает трудоустроиться, его энергия, освобожденная от бесконечной борьбы за выживание, должна быть куда‑то направлена, она ищет для себя выхода, ищет и находит. Рассмотрением этих выходов мы сейчас и займемся, а насчитывается их семь штук.

Глава 1.

Труд и трудоголики

Что уж никак не может быть невротическим поведением, так это труд! Данное утверждение столь же правильно, сколь и глубоко ошибочно. На самом деле весь вопрос в том, чем этот труд мотивируется, что лежит в основе нашей неустанной деятельности? Если мы работаем, потому что нам это интересно, если мы от этого испытываем радость, если этот труд не лишает нас жизни, оттесняя ее на 101‑й километр, если труд для нас — это способ наслаждаться жизнью, то, конечно, слава такому труду! Однако же посмотрим правде в глаза: для большинства из нас труд — это необходимость, воспринимаемая, ко всему прочему, как наказание. Радости от него никакого, одна усталость, а также утомляющее однообразие — изо дня в день одно и то же.

Впрочем, есть и третий вариант, который встречается значительно реже последнего, но значительно чаще первого. Имя ему — трудоголия. Когда человек злоупотребляет алкоголем, его называют алкоголиком, когда же предметом злоупотребления становится работа, то речь идет о трудоголике. Кто такой трудоголик? Трудоголик — это человек, для которого работа — все! — абсолютно и стопроцентно! При этом его почти не интересуют конкретные, практические результаты деятельности, они воспринимаются как своего рода «побочный продукт» работы, а весь интерес — в самом процессе.

Эх, тройка! птица‑тройка!.. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась…

Н. В. Гоголь

Трудоголик способен часами, днями и ночами сидеть над телефонами, устраивая какие‑то сделки, проводя переговоры, подписывая договоры и т.п. Он может мучиться над какой‑то научной (или околонаучной) головоломкой; организовывать коллективы художественной самодеятельности и кружки по интересам; вспахивать грядки и высаживать в средней полосе кокосовые пальмы. Он может по сто пятому разу разбирать свою старую машину, изобретать приспособление для чистки картошки; рыбной ловлей заниматься во все времена года, фанатеть от футбольной команды или певца из поп‑группы. Наконец, он может развивать какую‑нибудь случайно попавшуюся на глаза систему маркетинга, улучшения памяти, омоложения и бог знает чего еще. Он скупает по этому поводу всю попадающуюся ему на глаза литературу и активно агитирует окружающих. В другом случае он становится затворником и полностью погружается в свою работу — научную, творческую, ремесленничество (вязание крючком или продувание карбюратора) и т.п. «Выход» работы для трудоголика — это просто этап, который он воспринимает как плацдарм для дальнейших поисков, открытий и занятости; в целом, он готов трудиться на совершенно абстрактную перспективу.

Конечно, трудоголик будет заверять вас: то, что он делает, важно для будущих поколений. Он скажет, что его деятельность несет в себе какой‑то скрытый смысл, вообще необычайно важна или еще что‑нибудь в этом роде. Однако все эти объяснения не более чем увертки. Сознание трудоголика пытается скрыть в этом «порыве трудового энтузиазма» нечто совершенно очевидное: наш трудоголик находится в состоянии хроническогобегства, он бежит от жизни и от людей (в человеческом смысле, а не общественном), загораживаясь от них своей работой. Но почему? Что заставляет его бежать? Опять тревога…

Тревога — это активность, мобилизация. Она необходима животному для двух вещей — борьбы или бегства, если получится одновременно и то и другое — вообще замечательно! Работа — именно такое мероприятие. С одной стороны, человек бежит от реальной жизни со всеми ее радостями и невзгодами, с другой стороны, он бросается на дело, которое, как правило, не решаемо или не может быть разрешено, потому что или слишком объемно, или просто нереалистично. Причем чем сложнее эта задача, тем лучше, потому что тем большее количество энергии она способна поглотить.

По сути дела, инстинкт самосохранения находит здесь идеальную формулу: есть с чем бороться, есть от чего защищаться, есть куда, в конце концов, потратить огромные, невостребованные жизнью силы. Впрочем, ничего хорошего в этом нет: во‑первых, жизнь превращается в бессмысленную гонку по вертикали, во‑вторых, силы истощаются, в‑третьих, вообще, на что они тратятся?

Хобби — это тоже труд

Когда мы говорим о «трудовой деятельности», речь идет не только о работе на профессиональном поприще, но и о любой другой деятельности, отнимающей силы и средства данного, конкретного человека. Раньше в «стране советской» (по крайней мере, если судить по фильмам того времени) рабочий человек души не чаял в своем деле, радел за него, и плохих и маленьких дел у советского человека не было, а были только большие и настоящие дела: «Все работы хороши, выбирай на вкус!». Трудоголики рассматривались коммунистической идеологией как высшее проявление «психически здорового типа».

Труд заменял советскому человеку все: маломальский комфорт, секс, а отчасти реализовывал потребность в положении «верха» (вспомните «социалистические соревнования», почин товарища Стаханова и т.п. мероприятия). Теперь этот невротический стиль жизни несколько вышел из моды, хотя некоторые состоятельные люди сумели‑таки свернуть себе на этом голову.

Впрочем, поскольку всякая деятельность — своего рода труд, то прежнему идолу быстро нашлась замена. Как ни покажется это странным, но почетное место Труда заняло теперь хобби (все, что к нему так или иначе может быть причислено). Создан новый тип трудоголиков, изнуряющих себя «активным отдыхом». Самые модные нынче «хобби» — это культ собственного тела и бесконечное, неустанное оздоровление. Прежние воскресные посиделки в гаражах, а также сезонные окучивания грядок вместе с Трудом постепенно уходят на второй план. Теперь важно заниматься «престижным видом спорта» (до недавнего времени им был большой теннис, теперь — борьба) или ковать собственные мышцы и пластику тела в разнообразных спортзалах, фитнес‑центрах, на шейпингах.

Люди страдают от нервных и психических перегрузок, которые им навязывает бег наперегонки со своими собратьями. И хотя их дрессируют с самого раннего детства, приучая видеть прогресс во всех безумных уродствах существования, как раз самые прогрессивные из них яснее всех выдают своим взглядом подгоняющий их страх, и как раз самые деловые, старательнее всех «идущие в ногу со временем», особенно рано умирают от инфаркта.

Конрад Лоренц

Если уж оздоравливаться, то по полной программе: бассейны, сауны, солярии, массажи, мультивитамины, питие мочи, поедание глины, а также прочие «чистки» и т.п. Все это можно сочетать, а также добавить сюда консультации диетологов, спортивных врачей, народных знахарей, целителей и магов в пятом поколении.

Кажется, что ничего зазорного, предосудительного, а тем более болезненного во всем этом нет. Однако смотря как это безобразие расценивать. Если смотреть поверхностно, то, конечно, «спорт и оздоровление» — дело хорошее. Если же смотреть в корень, то не трудно заметить, что попали такие трудоголики на свои занятия, на орбиту, так сказать, здорового образа жизни случайно, а отнюдь не по здравому рассуждению. Отсутствие последнего заметить нетрудно. Такой оздоравливающийся зачастую и «выпить не дурак», и «травку», если случай представится, курнет, или же просто курит по пачке в день, или же так свою машину водит, что до смерти постоянно четыре шага и меньше. Если бы желание вести здоровый образ жизни было настоящим, а не простым оправданием всех этих бессмысленных и затратных мероприятий по «оздоровлению», то проявилось бы оно и по другим пунктам. Но нет! Целыми днями месить боксерскую грушу или тягать «массы» — это пожалуйста, а нормализовать режим сна и отдыха — ни за что на свете!

Или же обратная ситуация. Оздоравливается наш герой «народными средствами» в комплексе с ультрасовременными методиками выявления «латентных антигенов и токсинов в организме». При этом заставить его пройти пешочком хотя бы три километра в день невозможно, оторвать от компьютера, за которым он сутками пропадает, не удастся даже с помощью строительного крана, а если он в отпуск едет, то обязательно куда‑нибудь в горы на сноуборде кататься. Если здравый смысл во всем этом оздоровлении и продлении собственной жизни присутствует, то ни опасные развлечения, способные привести к фатальным травмам, ни гиподинамия не должны были бы иметь у этого человека места. Но все это как раз в наличии.

Иными словами, никто не возражает против здорового образа жизни, боже упаси! Однако под прикрытием этого благого намерения обнаруживается способ траты немыслимой активности, вызванной скрытой тревогой. Причем ни меры, ни порядка, ни подлинного смысла этой своей активности человек не ищет и не знает. Спроси его — и он признается, что ему и теннис этот надоел, и серфинг — приелся, да и «чистки организма» порядком утомили. «Но что‑то же надо делать! Нельзя так жить!» — воскликнет он, наконец, будучи в растерянности и отчаянии. Действительно, куда‑то тревогу свою надо пристроить, а потому он снова думает о новой ракетке и новых таблетках, а также записывается на прием к косметологу. Почему? Ответ прост: именно таким образом он привык сбрасывать избыток внутреннего напряжения, свою постоянную тревогу.

Одно из наихудших последствий спешки или, может быть, непосредственно стоящего за спешкой страха — это очевидная неспособность современного человека хотя бы ненадолго остаться наедине с самим собой. С пугливой старательностью люди избегают всякой возможности подумать о себе, как будто боятся, что это размышление откроет им какой‑то ужасный автопортрет… Лихорадочную страсть к шуму, парадоксальную при обычной для современных людей неврастении, можно объяснить только тем, что им необходимо что‑то заглушить.

Конрад Лоренц

Наука о трудоголиках…

Трудоголик — название вполне научное. Этим термином, действительно, обозначают людей, которые предаются работе настолько, что кроме этой работы в их жизни ничего не остается. Эта разновидность невротического поведения относится в психотерапии к так называемому «аддиктивному поведению». Суть этого термина буквально в следующем: при возникновении трудной психологической ситуации (т.е. скрытого или явного стресса) человек склонен прибегать к разного рода уловкам, неосознанно и всецело переключаясь на другую проблему.

Подобная тактика позволяет отодвинуть в тень наличествующий стресс. Однако, чтобы сие стало возможным, нужно избрать такую проблему, чтобы она воспринималась сознанием как исключительно важная и значительная.

Счастье дается нелегко — очень трудно найти его в себе и невозможно — в чем‑либо другом.

Шамфор

Иными словами, человек должен убедить в первую очередь самого себя, что избранное им поприще действительно заслуживает столь настойчивого и пристального внимания. Поэтому неспециалисту весьма трудно объяснить такому трудоголику, что его научные изыскания в области исследования, например, поведения жуков не более важны, чем забота о собственной семье или ребенке.

Защищаясь от собственного стресса, трудоголик фактически жертвует всей остальной своей жизнью. И это вполне объяснимо: ведь если он прозреет, то достаточно быстро осознает бессмысленность этой работы, а также то, что его проблема лежит совершенно в другой плоскости (например, в области сексуальности или выведенного из равновесия инстинкта самосохранения). Однако для того аддикция (в данном случае трудоголическая) и формируется, чтобы этого осознания не произошло. Вообще говоря, аддиктивное поведение — это один из лучших примеров для иллюстрации исключительной «несознательности» человеческой природы.

Учиться, учиться и учиться!

Понятие «хобби» так или иначе связано с понятиями «отдых» и «развлечения». Впрочем, большинство хобби даже при первом приближении таковыми не являются: «активный отдых» или «экстремальные развлечения» — вещи весьма специфические. Противоречивыми выглядят сами эти словосочетания, ну да ладно… Есть у невротиков «особая стать», которая, видимо, эти несовместимости вполне может совместить. Удалось ей и «образование» сделать невротическим занятием.

Что должно толкать людей на получение образования? Действительно, нам необходим определенный набор знаний для определенной деятельности, которую мы избрали в качестве своей основной профессии. Еще кое‑какие знания нам необходимы для «общего образовательного уровня», чтобы, по крайней мере, понимать, о чем умные люди по телевизору говорят. Впрочем, и это, по большей части, уже лишнее. Но можем ли мы на этом остановиться? Вопрос этот отнюдь не праздный.

Прежде чем попасть ко мне на психотерапевтический прием, многие наши сограждане вступают на шаткий путь получения дополнительного образования — кто второго, кто третьего. Зачем им это образование — они в большинстве случаев объяснить не могут (дают весьма путаные объяснения). Даже имея богатейший практический опыт в той или иной сфере деятельности, благодаря которому можно дать фору любому профессору с теоретической кафедры, такой субъект отправляется за получением «знаний». Зачем?! Он, конечно, найдет объяснения, в этом можно не сомневаться, но какой в этом смысл?

Неважно, как жестоко вы погоняете вашу лошадь, как пришпориваете вы ее бока, неважно, как быстро она бежит; если вы мчитесь по кругу, вы не уйдете от той точки, в которой начали движение.

Суфийское высказывание

С другой стороны, если ты не удовлетворен сегодняшней своей работой, то кто даст гарантию, что ты будешь удовлетворен следующей, образование к которой сейчас получаешь? Удовлетворение или неудовлетворение — это чувство, и сидит оно внутри головы; от перестановки этой головы с одного места на другое ничего не изменится. Причем такой субъект и сам сомневается, что новая работа после получения соответствующего образования сильно его порадует. Но что есть «сомнение», если перед тобой стоят такие грандиозные задачи, как удовлетворение инстинкта самосохранения! Образование в этом смысле — объект для траты сил просто уникальный!

Образовываются наши герои на какой угодно счет: просто «по своей профессии», по «другой профессии», «для общего образования», «для интереса». Почему‑то во все это верится с трудом, особенно когда человек параллельно образовывается по экономике, изобразительному искусству, навыкам ораторского мастерства и дайвингу. Невольно возникает ощущение: что‑то тут не так. Да и это, кажущееся, на первый взгляд, достойным занятие — образование — для большинства оказывается все тем же способом занять свою тревогу. Увлечение на какое‑то время, конечно, снимает тревогу, но смущает следующее: на что тратятся силы? Насколько быстро это надоест? Как тяжело будет избавиться от этой новой привычки? Когда возникнет вопрос о бессмысленности жизни?

Умрем на голом энтузиазме!

Впрочем, хобби и образование — это в подавляющем большинстве случаев дело затратное. А если у тебя таких денег нет, если заработки твои не предоставляют такой возможности, но компенсировать свою тревогу ты четко решил посредством трудоголии, что тогда?! Тогда, решаешь ты, пусть сама работа, хотя и не приносящая прибыли, хотя и не имеющая никакого практического выхода, пусть она станет моей «путеводной звездой»! И начинается…

Говорят, что теперь на голом энтузиазме никто не работает. Но позвольте спросить, если никто не будет работать на голом энтузиазме, если иначе как противозаконными средствами денег не заработать, то на чем тогда наша многострадальная страна держится? Нефть да газ — но это только 30% бюджета. Где остальные 70%? Купи‑продай? Но ведь на что‑то надо купить… Наука, искусство, образование, медицина, общественное благо, наконец, они‑то должны как‑то существовать, и ведь как‑то же они существуют (хотя зачастую больше имитируют свое существование)! Как? На голом энтузиазме! Конечно, какие‑то загадочные, не произносимые вслух мечты за всем этим стоят, но в целом реализуются они на голом энтузиазме. А если что‑то за этим энтузиазмом и скрывается, то именно невротическая трудоголия.

Читая на досуге что‑то из написанного о деяниях Александра Македонского, Юлий Цезарь погрузился на долгое время в задумчивость, а потом даже прослезился. Когда удивленные друзья спросили его о причине этого, он ответил: «Неужели же вам кажется недостаточной причиной печали то, что в моем возрасте Александр уже правил столькими народами, а я до сих пор еще не совершил ничего блестящего!».

Плутарх

Как же все это у нас начиналось? Возможно, был когда‑то давно в нашей жизни человек «самых честных правил», вдохновивший неокрепшее молодое сознание наше на избранное теперь поприще; возможно, был строгий начальник, который и требовал как следует, и желание выполнить его требования вызывал; возможно, в детстве вбили нам в голову идею «великого служения»… Возможно. Однако вопрос, откуда у невротического поведения ноги растут, — дело десятое, важно то, что теперь это невротическое поведение стало эпицентром возбуждения в головном мозге, доминантою. Важно, что теперь, что бы мы ни делали, что бы с нами ни происходило, мы никогда не выпускаем из вида этой своей доминантной цели и задачи.

Организовывать, создавать, проводить в жизнь — вот слова, которые патологическим образом парализуют всю жизнь трудоголика. Работа пожирает человека денно и нощно, она в центре его внимания, только ею одной он и интересуется, только на нее и считает нужным тратить свои силы. А результаты? Они не имеют принципиального значения, поскольку разнообразные препятствия, злоключения и неприятности только усиливают, разжигают его. Для общества, возможно, это и неплохо (исключая разве близких родственников, друзей и прочих несчастных, кто был раздавлен во внутреннем пространстве субъекта господствующей доминантой).

Двадцать три года, и ничего не сделано для бессмертия!

Фридрих Шиллер

Должен же хоть кто‑то работать, пока остальные страдают неврозами, исходят на хобби или, например, посвятили себя великому подвигу служения своей измученной этим семье. Должен… Слава трудоголикам, слава трудовому почину! Кто там гибнет на трудовой вахте? Ну, что ж, за «святое дело», «за правое», за мировую эволюцию, впрочем, что мировой эволюции в такой жертве? Что ей до одной положенной на ее жертвенник человеческой жизни? Ей до этого дела нет. Хочешь — ложись, не хочешь — находи для себя другие способы невротизации, благо, все неврозы хороши — выбирай на вкус!

Глава 2.

Борьба и разрушители

Их жизнь — борьба, покой им только снится! Никого не напоминает?.. Итак, мы переходим к рассмотрению еще одного лидера чартов невротического поведения, где главное дело — это борьба, а сами борющиеся так или иначе выступают в роли разрушителей. С чем воюем? Ради чего воюем? Здесь эти вопросы не обсуждаются. Человек действует согласно знаменитому девизу г‑на Портоса: «Я дерусь, потому что я дерусь!».

Если мы с вами вспомним основную функцию инстинкта самосохранения, то нам не трудно будет понять, откуда ноги растут у этого странного жизненного стиля. Итак, инстинкт самосохранения реализуется двумя средствами: борьбой или бегством. Если животное оказывается в ситуации угрозы, перед ним только две дороги: или нападать, или уносить ноги. Мероприятия эти весьма энергоемкие, а поэтому и выделяются на них значительные силы нашего организма. Впрочем, мы — Homo Sapiens'ы — от большинства своих угроз убежать не можем, поскольку локализуются они внутри наших собственных голов. Тут больше поможет гильотина, чем нападение.

Современный человек достиг относительно высокой степени внешней безопасности, но это произошло за счет утраты внутренней гармонии.

Александр Лоуэн

Любой невротик обязательно раздражителен, т.е. проявляет агрессию, защищается. Причем поскольку проявить агрессию в отношении, например, собственного начальника весьма и весьма затруднительно, поскольку чревато увольнением, дополнительными нагрузками или уменьшением заработной платы, то, как правило, страдают наши близкие, а в некоторых случаях домашние питомцы. Впрочем, люди культурные не позволяют себе (или, по крайней мере, пытаются не позволять) проявлять собственное раздражение, поскольку «это неприлично», «недостойно», «невежливо» или «просто неправильно». Однако средства выделены и надо их куда‑то, говоря современным экономическим жаргоном, «расписать». И куда же? Если на причину, вызвавшую стресс, нельзя (зачастую просто потому, что она скрыта от сознания), на родственников, друзей, знакомых — тоже нельзя, то остается только на самого себя. В этом случае мы будем иметь уже не агрессию, а аутоагрессию (т.е. агрессию, направленную на самого себя), и это тоже — борьба.

Кто под руку подвернется?

Если вы не в курсе, то знайте: дети — существа ужасно жестокие! Они еще не стали людьми, находясь на промежуточном этапе от животного к человеку (нет в них еще сознательности!). Они еще не стали полноценными членами общества. Будучи от природы, как и всякие звереныши, эгоистичны, они фиксированы на себе, а других, если и замечают, то уж точно не чувствуют, не догадываются, что другому человеку может быть больно, обидно, тяжело. Со временем это пройдет, но пока…, пока дети жестоки. В любом детском коллективе (класс, кружок, отряд в летнем лагере) моментально определяются лидеры и «изгои». Последние становятся «козлами отпущения», или, как говорят англичане, «мальчиками для битья», то есть существами, на которых можно отыграться, на которых можно «спустить собак» и таким образом вволю разрядиться.

Дети, конечно, находятся в состоянии постоянного стресса, ведь воспитание само по себе — стресс. А есл<

Наши рекомендации