Причины делинквентного поведения
Нередко бывает такое, что условия формирования делинквентного поведения окружают человека с детских лет, что и приводит к формированию неправильного поведения.
· родительское игнорирование детской потребности в нежной заботе и привязанности;
· частое применение телесных наказаний в семье;
· недостаточное влияние отца, в случае его ухода или смерти;
· острая детская травма (насилие, болезнь, развод, смерть родителя) и фиксация на этом;
· вседозволенность;
· недостаточная требовательность родителей;
· чрезмерная стимуляция ребенка;
· со стороны родителей несогласованность требований, ведущее к непониманию норм поведения;
· смена родителей;
· постоянные, выраженные конфликты между родителями (наиболее опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
· нежелательные особенности родителей – излишне строгий отец и излишне добрая мать.
Профилактика делинквентного поведения
Для решения различных проблемы необходимо выяснение причин и их устранение. Поэтому профилактика подобного отклоняющегося поведения, должна проводиться по следующим направлениям:
· предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных обстоятельств подростков и юношей, входящих в группу социального риска;
· сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья;
· содействие и оказание помощи в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Эффективность любого профилактического мероприятия может быть обеспечена только при условии включения следующих компонентов:
· Направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
· Обучение (формирование) новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
· Решение ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
Профилактические методы не могу быть достаточно эффективными без:
· совершенствования законодательной базы по противодействию отклоняющегося поведения;
· разработки нормативно-правовых документов, определяющих порядок работы органов исполнительной власти и правоохранительных органов по противодействию делинквентного поведения;
· создания единого банка данных;
· систематически организованных межведомственных мероприятий по профилактике делинквентного поведения;
· обобщения опыта зарубежных стран;
· совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия по борьбе с отклоняющимся поведением;
· создания на правительственном уровне комиссии по выработке мер профилактики.
Вопро№6
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.
· Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества.
· Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.
· Подводя итог вышесказанному, мы можем выделить следующие особенности подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного поведения:
· Повышенный эгоцентризм;
· Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;
· Стремление к неизвестному, рискованному;
· Обостренная страсть к взрослению;
· Стремление к независимости и отрыву от семьи;
· Незрелость нравственных убеждений;
· Болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность;
· Склонность преувеличивать степень сложности проблем;
· Негативная или несформированная Я-концепция;
· Гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация);
· Низкая переносимость трудностей;
· Преобладание пассивных копинг-стратегий в преодолении стрессовых ситуаций.
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:
· Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.). А также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
· Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
· Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка:семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.
Роберт Т. и Джина Байярд в связи с этим пишут: “…поражает контраст между теми детьми, которые сопротивляются” чрезмерному “контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни” .
В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни . Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.
Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.
В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе. Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – “делать жизнь с кого?” . В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.
Направленность на людей – “своеобразная психологическая повернутость к людям” – в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.
Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.
Вопрос№8