Культуральные и социально-демографические факторы
Низкий социально-экономический статус, низкий образовательный уровень и безработица в семье являются факторами риска. Кроме того, к этой группе можно отнести туземное население и иммигрантов, поскольку они чаще испытывают эмоциональные и языковые трудности и в меньшей степени имеют доступ к службам социальной помощи. Во многих случаях эти факторы сочетаются с психологическими последствиями страданий и ранений, полученных в ходе военных конфликтов, и с изоляцией.
Эти факторы для данных групп также связаны с недостаточной интеграцией в привычную для данного социума общественную активность и конфликтами, обусловленными различными жизненными ценностями разных групп населения. Последний фактор особенно значим для девочек, которые родились и получили воспитание в новой и более свободной стране, но сохраняющих в себе прочные корни, связывающие их с более сильной и консервативной культурой родителей.
Индивидуальное развитие любого молодого человека всегда переплетается с коллективной культурной традицией. Дети и подростки, лишенные культурных корней, страдают выраженными проблемами идентичности и испытывают трудности, связанные с тем, что у них хуже формируются жизненные схемы разрешения конфликтов. В некоторых стрессовых ситуациях они могут прибегать к аутодеструктивному поведению, такому как суицидальные попытки или самоубийство [5].
Риск самоубийства у туземных народностей выше, чем в общей популяции.
Отступление от полоролевых стереотипов в поведении, а также вопросы идентичности, связанные с сексуальной ориентацией, также являются факторами риска суицидального поведения. Дети и подростки, которые оказываются в ситуации открытого отвержения своей культурной группой, семьей, сверстниками, коллективом учебного или иного заведения страдают от серьезной проблемы недостатка поддержки, что нарушает оптимальное развитие личности.
Особенности семьи и психотравмирующие (стрессовые) события в детстве
Деструктивные тенденции в семье и травматические стрессовые события, пережитые в раннем детстве, оказывают влияние на всю последующую жизнь юных людей, особенно если им не удалось справиться с травмой [6].
Наиболее частые признаки дисфункции и нестабильности семьи и негативные жизненные события, влияющие на суицидальность детей и подростков, приведены ниже:
· психические отклонения у родителей [7], особенно, аффективные расстройства (депрессия) или другие психические заболевания;
· злоупотребление алкоголем, наркомания или другие виды антисоциального поведения у членов семьи;
· история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
· насилие в семье (включая физическое и сексуальное насилие над ребенком);
· недостаток внимания и заботы о детях в семье, конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;
· частые ссоры между родителями/опекунами, постоянное эмоциональное напряжение и высокий уровень агрессии в семье;
· развод родителей, уход одного из них из семьи или его смерть;.
· частые переезды со сменой места жительства;
· чрезмерно высокие или слишком низкие ожидания со стороны родителей/ опекунов в отношении детей;
· излишняя авторитарность родителей/опекунов;
· отсутствие у родителей/опекунов времени и, как следствие, недостаточное внимание к состоянию ребенка, их неспособность к своевременному обнаружению проявлений стресса, нарушений эмоционального состояния ребенка и признаков негативного влияния окружающей среды;
· отсутствие гибкости (ригидность) членов семьи [8];
· воспитание приемными родителями или опекунами.
Перечисленные негативные проявления в семьях часто (но далеко не всегда) сопровождаются суицидальными попытками и самоубийствами детей после достижения ими подросткового возраста. Опыт показывает, что суицидальные подростки и юноши воспитываются в семьях, где существует сочетание перечисленных проблем, при котором риск суицида суммируется. Часто подростки из этих семей из-за лояльности к семье или запрета «выносить сор из избы» не обращаются за внешней помощью, не получают поддержки и остаются наедине со своими проблемами.
.