Поздние послеоперационные осложнения (постхолецистэктомический синдром)
Количество холецистэктомии с каждым годом увеличивается. Одновременно возрастает число больных, продолжающих предъявлять жалобы после холецистэктомии. Хотя термин «постхолецистэктомический синдром» по существу условен, он прочно вошел в современную литературу.
Постхолецистэктомический синдром объединяет группу патологических состояний в билиодигестивной зоне, которые существовали до холецистэктомии, сопутствовали холециститу, осложнили его или же возникли после операции. В. М. Ситенко и А. И. Нечай (1972) отмечают, что после оперативного вмешательства по поводу холецистита примерно у половины больных не наступает полного выздоровления. Однако авторы подчеркивают (и с ними можно согласиться), что у большинства больных отмечаются лишь диспепсические расстройства. Приступы болей в правом подреберье возникают лишь у 10—14% оперированных. Предложено несколько классификаций постхолецистэктомического синдрома. Наиболее полной нам представляется классификация, которую разработали В. М. Ситенко и А. И. Нечай (1972).
1. Диспепсические явления и боли в животе, не носящие характера приступа.
2. Приступы, протекающие как желчная колика.
А. Патологические состояния желчной системы: 1) камни желчных протоков; 2) стриктуры желчных протоков; 3) стеноз большого дуоденального сосочка; 4) длинная культя пузырного протока или резидуальный желчный пузырь; 5) киста общего желчного протока; 6) недостаточность большого дуоденального сосочка;
7) опухоли билиопанкреатодуоденальной зоны; 8) холангит;
9) паразитарные поражения желчных путей;
10) хронический гепатит и цирроз печени;
11) подпеченочный абсцесс.
Б. Патологические состояния, относящиеся к другим органам и системам: 1) хронический панкреатит; 2) язва желудка и двенадцатиперстной кишки; 3) хронический гастрит, колит и др.
В. Болевые приступы неустановленной причины.
Если болевой синдром носит характер приступа, похожего на желчную колику, а после него возникает желтуха, кал становится ахоличным и в моче появляются желчные пигменты, то это с большой долей вероятности свидетельствует о поражении желчной системы. Высокая температура тела и озноб указывают на холангит, причиной которого, как правило, является холедохолитиаз.
Рис. 16.2. Сужение печеночного протока, вызванное обтурационным холангитом.
Опыт показывает, что повторные операции на желчных путях в большинстве случаев производят по поводу оставленных камней, в связи с Рубцовыми стриктурами желчных протоков, а также по поводу длинной культи пузырного протока или резидуального желчного пузыря.
Наиболее простым методом выявления причин пост-холецистэктомического синдрома служит внутривенная холангиография. Однако она не всегда позволяет уточнить диагноз, не может быть использована у больных с желтухой. Иногда находит применение инфузионная холангиография, для чего в течение 2 ч производят капельное внутривенное вливание 80—100 мл 30 % раствора билигноста в 200 мл изотонического раствора хлорида натрия. Рентгеновские снимки выполняют через каждые 20 мин. Наиболее информативными методами диагностики являются ретроградная холангиопанкреатография и чрескожная чреспеченочная холангиография. Они позволяют получить представление о состоянии внутри-и внепеченочных желчных протоков, уровне и характере препятствия.
Наиболее часто встречаются две причины постхоле-цистэктомического синдрома — камни желчных протоков и рубцовые стриктуры.
Камни желчных п р о т о к о в. Различают два вида камней желчных протоков: оставленные
(забытые, так называемые резидуальные) и камни, вновь образовавшиеся в протоках после холецистэктомии. Оставленные камни всегда имеют признаки конкрементов, мигрировавших из желчного пузыря: они фасети-рованы, плотны, на распиле имеют радиарное строение. Вновь образовавшиеся в желчных протоках камни довольно легко крошатся, часто имеют вид затвердевшей замазки, форма их неҾпределенна.
Какой же срок, прошедший от холецистэктомии до рецидива болей в правом подреберье, является определяющим для характера камней? Повторение болевого синдрома в течение 2—2,5 мес после операции свидетельствует о том, что камень оставлен во время первого оперативного вмешательства [Малле-Ги П., 1973]. В срок от 3 мес до 1 года и больше камни могут быть как оставленными, так и вновь образовавшимися. Известны случаи, когда оставленный камень находился в общем желчном протоке свыше 10 лет после хоһецистэктомии и не вызывал болевого синдрома.
Профилактика резидуального холедохолитиаза должна заключаться в обязательном проведении холангиографии, по возможности холангиоскопии на операционном столе. До внедрения операционной холангиографии забытые камни наблюдались у 15—20 % больных. Применение холангиографии во время операции позволило снизить этот процент до 5—6, а в сочетании с холедо-хоскопией—до 1—2%. Одним из профилактичесҺих мероприятий является также адекватная первая операция:
наложение холедоходуоденоанастомоза и др.
Лечение оставленных и вновь образованных камней хирургическое. Производят лапаротомию, находят общий желчный проток, осуществляют холангиографию (иногда холангиоскопию) и выполняют один из возможных вариантов операции: 1) удаление камня, дренирование общего желчного протока; 2) холедоходуоденоанастомию при множественных камнях и расширении печеночных протоков до 2—3 см; 3) папиллосфинктеротомию при ущемленнӋх камнях и т.д.
В последние годы широкое распространение получили эндоскопическая папиллосфинктеротомия, и удаление камней с помощью специальной петли. Делаются попытки дробления камней с помощью лазерного луча и последующего вымывания их струёй жидкости [Юрченко С. В., 1987]. Однако при больших камнях это не всегда удается. Только путем операции можно устранить препятствие оттоку желчи.
Больная Д., 54 лет, год назад перенесла холецистэктомию по поводу калькулезного холецистита и механической желтухи. Произведены холецистэктомия и холедохотомия. В общий желчный проток введен Т-образныи дренаж, который удален через 3 нед. Больная поступила повторно с повторяющимися приступами болей в правом подреберье. При ретроградной холангиографии обнаружены расширенный общий печеночный проток, большой конкремент (рис. 16.3). Удалить последний путем эндоскопической папиллосфинктеротомии не удалось. Предпринята повторная операция, которая заключалась в удалении камня и формировании холедоходуоденоанастомоза.
Стриктуры желчных п р о т о к о в чаще всего развиваются вследствие повреждений последних во время холецистэктомии, реже при резекции желудка. Послеоперационные стриктуры осложняют от 1 до 2 % операций на желчных путях. В литературе часто используется термин «доброкачественные стриктуры». Однако о доброкачественности их не может быть и речи, так как больные подчас переносят 3—5 и более операций, которые в конечном итоге приводят к смерти. Профилактикой Рубцовых стриктур является соблюдение всех правил желчной хирургии. У крайне тяжелых, ослабленных больных может быть предпринята чрезкожная гепатосто-мия, позволяющая осуществить декомпрессию желчных путей и вывести больного из критического состояния.
До операции очень важно определить уровень стриктуры, чтобы заранее планировать объем хирургического вмешательства. Ретроградная и чрескожная холангиография оказывает неоценимую помощь при дооперационной диагностике уровня стриктуры. Если эти исследования не были проведены до операции, то холангиографию осуществляются на операционном столе, как только обнаружен какой-либо желчный проток в воротах печени.
Все операции по поводу стриктур желчных протоков можно объединить в следующие группы: 1) резекция стриктуры и сшивание протока конец в конец на Т-об-разном транспеченочном дренаже; 2) создание анастомозов между протоком и двенадцатиперстной кишкой, желудком или тонкой кишкой с использованием транспеченочного дренажа; 3) формирование анастомозов на дренаже без сшивания слизистых оболочек; 4) соединение внутрипеченочных протоков с желудком (по До-лиотти) или с тонкой кишкой после резекции левой доли печени (по Лонгмайеру), в настоящее время эти операции практически не производятся.
Если рубцовая стриктура не превышает 1—1,5 см, то можно использовать методику резекции стенозированного участка и сшивания конец в конец на Т-образном или транспеченочном дренаже. При более протяженной стриктуре или стриктурах, расположенных в воротах печени, операцией выбора является наложение анастомоза между протоком и тощей кишкой на транспеченочном дренаже. Различные варианты таких операций представлены на рис. 16.4, 16.5. Приводим два клинических наблюдения.
Больному М., 49 лет, произведена резекция желудка по поводу язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. На 2-й день отмечено желтушное окрашивание кожных покровов и склер, интенсивность которого нарастала. Через 10 дней предпринята релапаротомия. Удален желчный пузырь, сформирован анастомоз между общим желчным протоком и двенадцатиперстной кишкой. Течение послеоперационного периода тяжелое. Желтуха то усиливалась, то уменьшалась, но полностью не исчезала.
Через 6 мес после появления желтухи больной оперирован вновь. Произведена лапаротомия в правом подреберье. Ранее наложенный анастомоз обнаружить не удалось. При пункции в воротах печени получена застойная желчь. Произведена халонгиография, данные которой свидетельствовали о наличии высокой стриктуры в области слияния правого и левого печеночных протоков. Сформирован анастомоз между тонкой кишкой, отключенной по Ру, и общим печеночным протоком на сменном транспеченочном дренаже, выведенном через левую долю печени (гепатостома) и через тонкую кишку (эсте-ростома). Через год после операции при фистулографии отмечена хорошая проходимость анастомоза. Дренаж удален. Больной осмотрен через 2 года. Жалоб не предъявляет.
Больной С. В одной из больниц во время операции по поводу холецистита поврежден общий желчный проток. Холецистэктомия в связи с этим осложнением не произведена. Проток ушит на Т-об-разном дренаже, который удален через 3 нед. Через 2 года развилась желтуха. При ретроградной холангиографии выявлена стриктура общего желчного протока. Произведена операция. Обнаружена стриктура общего желчного протока на протяжении 1 см. Стриктура цирку-лярно иссечена и сформирован анастомоз конец в конец на Т-образном дренаже. Дренаж удален через 1 год. Больной осмотрен через 1 год после удаления дренажа. Жалоб не предъявляет.
Ведение больных с транспеченочным дренажем.При реконструктивных операциях с использованием сменного транспеченочного дренажа необходимо произвести дренирование над- и подпеченочных пространств. С первого дня после операции транспеченочный дренаж осторожно промывают теплым раствором новокаина с добавлением антибиотиков (иногда с добавлением гепарина). Раствор для промывания вводят только по направлению тока желчи, а не ретроградно, чтобы не способствовать инфи-цированию желчных путей. Дренажи из подпеченочного и поддиафрагмального пространств, как правило, удаляют на 8—10-й день послеоперационного периода. Транспеченочный дренаж извлекают не ранее чем через 1— 1,5 года после тщательного обследования больного в стационаре. Основное внимание уделяют лечению и профилактике печеночной недостаточности, нормализации водно-электролитного и белкового баланса, борьбе с холангитом.
Перед выпиской из стационара больной должен быть обучен правилам ухода за транспеченочным дренажем. Необходимо дать соответствующие рекомендации.
Под нашим наблюдением находилось 14 больных, которым произведена реконструктивная операция с использованием транспеченочного дренажа. Одна больная умерла от перитонита в раннем послеоперационном периоде. У 9 из 13 больных дренажи удалены в сроки от 1 до 2 лет. За время наблюдения от 1 до 10 лет после удаления дренажа рецидива заболевания не наблюдалось.
В заключение отметим, что хирургия желчного пузыря и желчевыводящих путей требует тщательного знания вариантов анатомии протоков и кровеносных сосудов этой области, что позволяет избежать тяжелых послеоперационных осложнений.
Рис.16.3 Камень, оставленный в общем желчном протоке и послуживший причиной развития постхолецистэктомического синдрома.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ, 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ БОЛЬНЫХ
В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ