Послеоперационный рефлюкс-эзофагит
Вопрос о частоте послеоперационного рефлюкс-эзофагита спорный. По мнению Ю. Е. Березова и соавт. (1963) рефлюкс-эзофагит занимает первое место среди осложнений после операций на пищеводе, сопровождающихся удалением кардиального отдела желудка. С. И. Бабичев и соавт. (1970) считают неизбежным развитие рефлюкс эзофагита после наложения эзофагогастроанастомоза.
По данным И. И. Кальченко и соавт. (1965), рефлюкс-эзофаҳит после гастрэктомии наблюдается у 88,6%, по данным М. И. Кузина и соавт. (1966), — у 34 %, по данным Г. Ф. Марковой (1969),—у 68%, по данным Б. Е. Петерсона (1972), — у 39,5 % оперированных.
Значительную вариабельность в частоте возникновения послеоперационного рефлюкс-эзофагита следует объяснить наложением различных пищеводных соустьев, а также неодинаковыми подходами различных авторов к трактовке этого термина. Некоторые хирурги понимают под рефлюкс-эзофагитом заброс содержимого кишки или культи желӃдка в пищевод, определяемый рентгенологически при исследовании больного в положении Тренде-ленбурга. Между тем рефлюкс-эзофагит связан не только с регургитацией, но и с последующим воспалением слизистой оболочки терминального отрезка пищевода.
Клинические проявления рефлюкс-эзофагита обусловлены раздражающим действием на слизистую оболочку пищевода содержимого желудка или панкреатического сока и желчи. Для этого осложнения характерно разнообразие симптомов, интенсивность которых неодинакова у разных больных, что в известной степени зависит от характера принятой пищи, положения больного, факторов, повышающих внутрибрюшное давление, и т. д. Из многообразия проявлений рефлюкс-эзофагита после гастрэктомии и проксимальной резекции кардиального отдела желудка наиболее типично чувство жжения, возникающее на различных уровнях за грудиной и под мечевидным отростком. При тяжелой форме эзофагита чувство жжения бывает резким и мучительным, иногда сопровождается рвотой, вызванной спазмом воспаленного пищевода. Б. Е. Петерсон (1972) указывает, что спастический компонент при эзофагите в зоне анастомоза бывает настолько выраженным, что может служить поводом к операции. Из-за болевых ощущений больные ограничивают себя в еде, несмотря на сохранение аппетита. Чувство страха перед едой, неуверенность в возможности излечения заболевания иногда приводят больных в состояние психической подавленности.
Клинические симптомы рефлюкс-эзофагита после гастрэктомии и проксимальной резекции желудка у наблюдавшихся нами больных возникали, как правило, через 1—2 мес после операции. Рефлюкс-эзофагит приобретал хроническое рецидивирующее течение, временами стихал под влиянием щадящей диеты и лечения, а у некоторых больных переходил в осложненную форму (рубцовый стеноз или язва анастомоза).
В комплекс лечебных мероприятий при послеоперационном рефлюкс-эзофагите входят процедуры, способствующие уменьшению выраженности рефлюкса, диетическое питание, медикаментозная терапия, повышение резистентности слизистой оболочки пищевода к действию желудочного или кишечного сока. Учитывая существующее мнение, что ни один из методов формирования пище-водно-желудочных соустьев не обладает функцией удаленной кардии и, таким образом, не может полностью предотвратить рефлюкс-эзофагит, мы считаем необходимым информировать больных о необходимости соблюдения мер, предупреждающих появление рефлюкса.
Больные не должны делать движений, повышающих внутрибрюшное давление, принимать горизонтальное положение после приема пищи, носить тугие пояса, бандажи. Важное значение имеет дробное питание с ограничением приема жидкостей, сладкого чая, а также продуктов, вызывающих вздутие кишечника. Последний прием пищи должен быть не позже чем за 3—4 ч до сна. Лечебное питание одновременно направлено и на нормализацию нарушенного в результате удаления желудка или его части обмена веществ в организме. Больным рекомендуют перед едой принимать 1 столовую ложку оливкового или облепихового масла для смазывания раздраженной слизистой оболочки пищевода. Пища должна быть щадящей, механически обработанной. Хорошо зарекомендовала себя «трубочная», или «пищеводная», диета по Марковой. Больным запрещают пить кислые фруктовые соки.
Медикаментозная терапия включает применение вяжущих, обволакивающих и болеутоляющих средств. Назначают за 10—15 мин до еды по 1 столовой ложке 1—2 % раствор новокаина, растворы папаверина или атропина. Аскорбиновая кислота, витамины B1 и B12 необходимы при лечении послеоперационного рефлюкс-эзофагита, однако аскорбиновую кислоту можно применять только путем инъекций, так как прием внутрь усиливает чувство жжения.
Неплохие результаты дают вагосимпатическая блокада по Вишневскому и загрудинная
блокада по Казанскому, особенно в тех случаях, когда эзофагит сопровождается
умеренной дисфагией.
Наши наблюдения показывают, что консервативные мероприятия могут уменьшить проявления рефлюкс-эзофагита после гастрэктомии или резекции кардиального отдела желудка, но полностью предотвратить их нельзя, так как повторное попадание желудочного или кишечного содержимого на воспаленную слизистую оболочку пищевода приводит к рецидиву эзофагита. Большое значение в профилактике послеоперационного рефлюкс-эзофагита приобретают антирефлюксные операции.