Свертывающая и антисвертывающая системы крови в послеоперационном периоде
Тромбозы и эмболии являются опасным осложнением послеоперационного периода и развиваются иногда неожиданно для хирурга. В последние годы, несмотря на разработанные схемы диагностики, специфической и неспецифической профилактики и лечения тромбоэмболических осложнений, тенденции к заметному снижению числа последних не отмечается. По данным Е. М. Дедко-вой и Г. И. Лукомского (1969), тромбоэмболия являлась причиной летальных исходов после операции на легких в
17,95 %, а после операции на органах брюшной полости —в 11,48 %.
Не менее опасно и другое послеоперационное осложнение, связанное с нарушениями в свертывающей и ан-тисвертывающей системах крови, — кровотечение и особенно фибринолиз. По данным И. С. Вихреева (1973) и Ф. Ф. Мищенко (1982), повышенная кровоточивость в послеоперационном периоде развивается у 10—13 % больных. Кровотечение как причина смерти наблюдается у 2,2 % оперированных по поводу гаагноительных заболеваний легких. Большинство исследователей связывают частоту тромбоэмболических осложнений с несколькими факторами:
1) увеличением количества крупных хирургических вмешательств, которые производят во многих лечебных учреждениях;
2) частыми внутривенными вливаниями лекарственных веществ до, во время и после операции. Во время операции под эндотрахеальным наркозом, длящейся 1,5—2 ч, больному неоднократно вводят в вену релаксанты, гипертонические и изотонические растворы, переливают кровь, полиглюкин и т. д.;
3) значительным изменением в последние годы возрастного состава хирургических больных (преобладание лиц старше 50 лет). Следовательно, возросло значение сопутствующих заболеваний: атеро- и кардиосклероза, гипертонической болезни, влияющих, по данным А. И. Трегубенко (1972), на частоту тромбоэмболических осложнений;
4) увеличением числа тучных людей с нарушением жирового обмена, склонных к тромбообразованию. Тромбоэмболические осложнения чаще возникают после больших травматических операций, сопровождающихся массивным кровотечением, у пожилых больных с нарушением жирового обмена, сопутствующими заболеваниями сердца и сосудов, а также у больных, у которых в послеоперационном периоде наблюдаются гнойные осложнения, интоксикация и обезвоживание.
Под свертывающей системой крови понимают сложный биохимический и физиологический комплекс, в котором органически, неразрывно объединены
свертывающий и антисвертывающий механизмы, находящиеся постоянно в динамическом взаимодействии. Нарушения их равновесия приводят к преобладанию или угнетению того или иного механизма, а следовательно, к тромбозам или кровотечениям.
Большинство авторов в настоящее время придерживаются ферментативной теории свертывания крови, принципы которой были сформулированы А. А. Шмидтом в 1896 г. [Мачабели М. С., 1970]. В основу этой теории положено представление о том, что процесс свертывания крови под влиянием ферментов состоит из определенных фаз и находится под воздействием нейрогуморальной регуляции. В процессе свертывания крови участвуют многие факторы, которые находятся в форменных элементах крови, в плазме и в эндотелии сосудов.
Процесс свертывания начинается с адгезии и агрегации тромбоцитов. Затем наступает их разрушение, выброс тромбоцитарных факторов и мобилизации факторов плазмы (профаза свертывания крови). После этого начинается первая фаза свертывания, которая заключается в образовании тканевого и кровяного тромбопластина. Нужно отметить, что в крови и тканях активного тромбопластина нет. Его образование представляет собой сложный процесс, в котором участвуют тромбоцитарный фактор III, а также плазменные факторы V, VIII, IX, X, XI, XII в присутствии ионов кальция. Активный тромбопластин активирует протромбин, превращая его в тромбин при участии ионов кальция, факторов V, VI, VII. Так протекает вторая фаза свертывания крови. Тромбин отщепляет от фибриногена (тоже в присутствии ионов кальция) пептиды А и Б, в результате чего фибриноген превращается в фибрин.
Последний обладает свойством адсорбировать образующийся в крови тромбин и, следовательно, препятствовать генерализации процесса свертывания крови. Но это свойство может быть одним из пусковых механизмов такого осложнения, как тромбогеморрагический синдром. После образования сгустка примерно через 20—30 мин происходит ретракция его при участии фактора XIII и факторов тромбоцитов.
Антисвертывающая система препятствует тромбообра-зованию в сосудистом русле. Образовавшийся сверток крови при определенных условиях может раствориться, т. е. произойдет процесс фибринолиза. К антисвертыва-ющей системе относятся ингибиторы плазменных факторов, антикоагуляторное звено: гепарин и тепариноподоб-ные вещества, фибринолизин, гепариновые комплексы (гепарин с адреналином, гепарин с тиреоидином).
Благодаря динамическому равновесию свертывающей и антисвертывающей систем кровь сохраняет жидкое состояние в кровеносном русле до тех пор, пока не произойдут значительное угнетение показателей антисвертывающей системы и активация свертывающих факторов, что приводит к тромбообразованию. Для того чтобы в сосуде образовался тромб, недостаточно изменения лишь показателей свертывающей системы крови. Большое значение имеет повреждение сосудистой стенки, изменение потенциала эндотелия, а также замедление кровотока.
В изучение различных аспектов свертывания крови, а также фибринолиза большой вклад внесли отечественные исследователи [Кудряшов Б. А., 1960; Маркосян А. А., 1966; Панченко В. М., 1967; Мачабели М. С., 1970, и др.].
Методы исследования
Какие же исследования необходимо провести в предоперационном периоде, чтобы иметь представление о состоянии свертывающей и антисвертывающей систем? В повседневной клинической практике имеют значение следующие исследования, характеризующие фазы свертывания крови.
Для изучения общих коагулирующих свойств крови определяют время свертывания по Ли — Уайту (норма 8—10 мин), время кровотечения по Дуке (норма 2— 3 мин), количество тромбоцитов (норма 25,0—30,0 X X 10 /л, или 50—60 тромбоцитов на 1000 эритроцитов) и тромботест.
Первую фазу свертывания крови оценивают по таким показателям, как время рекальцификации (норма 110— 180 с, увеличение его свидетельствует о склонности к кровотечениям, а уменьшение—к тромбообразованию), толерантность плазмы к гепарину (норма 4—8 мин, увеличение указывает на склонность к тромбообразованию, уменьшение—к кровоточивости). Для характеристики второй фазы определяют протромбиновый индекс, тром-биновое время и свободный гепарин. Для того чтобы судить о третьей фазе, устанавливают содержание в крови фибриногена (в норме 4,5 — 5 г/л) и фибринолитическую активность по методу Кузника или другими способами.
Названных показателей вполне достаточно для того, чтобы получить представление о состоянии свертывающей и антисвертывающей систем крови у больного.
В последние годы для характеристики свертывающей и антисвертывающей систем крови используют тромбо-эластографию.
С помощью тромбоэластографа получают кимографическую запись процесса свертывания. Учитывают следующие показатели: начало свертывания, время образования сгустка,
максимальную амплитуду, начало фибринолиза, конец фибринолиза и др. По данным Г. До-вгялло и В. Крыжановского (1969), А. И. Трегубенко (1972) и др. тромбоэластография является объективным методом исследования факторов свертывания крови и фибринолиза, позволяющим выявить нарушения во всех фазах свертывания, а также определить количество и качество фибриногена.