Профилактика и интенсивная терапия нарушений кислотно-основного состояния
В послеоперационном периоде самым частым вариантом нарушения КОС является метаболический ацидоз. Основной причиной его возникновения служит гипоксия дыхательного, циркуляторного, анемического и гистотоксического генеза. При нарушениях доставки кислорода метаболизм клеток перестраивается на путь анаэробного гликолиза с внутриклеточным накоплением ионов Н' за счет образования органических и неорганических кислот (молочная, пировиноградная, жирные, серная, мочевая и аминокислоты). Ослабление легочной вентиляции в послеоперационном периоде
приводит к снижению оксигенации крови и накоплению углекислого газа. Наруше
ние функции почек (снижение почечного кровотока, уменьшение диуреза), расстройство кровообращения (анемия. гиповолемия, изменение микроциркуляции), гиперката-болизм как отражение постагрессивной реакции организма на операционную травму и стрессовую ситуацию, повышение температуры тела в послеоперационном периоде создают условия для накопления ионов Н' и нарушения КОС.
Этот процесс неизбежно связан с перемещением ионов из клетки в интерстициальный сектор и обратно. Более 90 % перемещений связаны с ионами калия, натрия, хлора, водорода, бикарбоната. На каждые 3 иона калия, выходящего из клетки, туда перемещаются 2 иона натрия и один ион водорода. Возникает клеточный ацидоз с гиперкалиемией и гиперхлоремией, содержание бикарбонатов в плазме падает. Клеточный ацидоз приводит к перестройке ферментных систем. Отражением этого процесса может служить парадоксальная ацидурия при тенденции к развитию гипокалиемического метаболического алкалоза в крови. В обычных условиях компенсаторным проявлением метаболического ацидоза служат гиперпноэ для избыточной элиминации углекислого газа, реабсорбция бикарбоната в почечных канальцах и усиленная экскреция ионов водорода за счет аммониогенеза, выделения кислого фосфата натрия и перемещения ионов бикарбоната из клеток (эритроцитов) в плазму, а хлора в клетку. В таких условиях своевременная и правильная коррекция нарушений дыхания и кровообращения, восполнение водных и электролитных потерь способствуют сохранению постоянства внутренней среды.
Напротив, в отсутствие корригирующей терапии наступает ослабление компенсаторных механизмов, метаболический ацидоз становится декомпенсированным и резко усугубляет нарушение деятельности органов и систем. Лабораторные признаки декомпенсации метаболического ацидоза следующие: рН менее 7,3, Расоз ниже 40 мм рт. ст., АВ менее 24 ммоль/л, ВВ менее 40 ммоль/л, ВЕ более —5 ммоль/л.
Интенсивная терапия декомпенсированного метаболического ацидоза включает, прежде всего, устранение причин, приводящих к дыхательной гипоксии (борьба с гипо-вентиляцией, оксигенотерапия, вспомогательное дыхание, при необходимости интубация и перевод больного на ИВЛ). Следующим важным моментом является борьба с расстройствами кровообращения (ликвидация гиповолемии, анемии, улучшение реологических свойств крови, микроциркуляция, лечение сердечной недостаточности). В комплексной терапии метаболического ацидоза большое значение имеет и коррекция нарушений водно-электролитного обмена и гипопротеинемии. Для улучшения окислительно-восстановительных процессов в тканях применяют витамины С, б), Вб, В|5, внутривенно вводят глюкозу, инсулин и кокарбоксилазу.
Компенсацию метаболического ацидоза осуществляют растворами гидрокарбоната натрия, трисамина или лак-тата натрия.
Количество гидрокарбоната натрия в миллимолях рассчитывают по формуле:
количество 8,4% раствора (мл) ==0,ЗХ масса тела (кг) Х (—ВЕ).
При ВЕ, составляющем — 10 ммоль/л, и массе тела 70 кг следует в сутки ввести 210 ммоль или 210 мл 8,4 % раствора гидрокарбоната (1 ммоль==1 мл).
При введении гидрокарбоната следует иметь в виду возможность развития гиповентиляции, повышения осмо-лярности плазмы и клеточной дегидратации, снижения количества ионов кальция, что само по себе представляет определенную опасность.
При коррекции метаболического ацидоза трисамином применяют 3,6 % раствор. Расчет производят по формуле:
количество 3,6% раствора (мл)=масса тела (кг) Х (-ВЕ).
При массе тела 70 кг и ВЕ, равном —10 ммоль, следует в сутки ввести 700 мл 3,6 % раствора трисамина. При быстрой инфузии возможны гипогликемия, гипотония, рвота, угнетение дыхания, гиперкалиемия.
Значительно реже для коррекции метаболическоҳо ацидоза используют лактат натрия. Он метаболизируется в печени и действует медленнее, благодаря чему происходит плавная коррекция нарушений КОС. В клинической практике с целью устранения метаболического ацидоза применяют и лактосоль. Необходимо иметь в виду, что переливание 400 мл лактосоля уменьшает дефицит оснований у больного с массой тела 70 кг на 1,5 ммоль/л.
У хирургических больных в послеоперационном периоде при наличии осложнений, связанных с избыточной потерей желудочного сока (частая рвота, аспирация желудочного содержимого), может развиться гипохлореми-ческий, гипокалиемический, дефицитный метаболический алкалоз (алкалоз Дарроу). Он часто сочетается с дефици
том воды и в отсутствие кровопотери сопровождается гемоконцентрацией, снижением ОЦК, ЦВД, МОК, расстройством микроциркуляции, повышением осмолярности плазмы, олигурией и парадоксальной почечной ацидурией. Уменьшается артериовенозная разница
по кислороду, происходит блокада оксигемоглобина, наступает тканевая гипоксия.
Нередко метаболический алкалоз является следствием тяжелых циркуляторных и дыхательных расстройств, возникает на фоне избытка лактата в крови и метаболического ацидоза, когда еще возможна реабсорбция гидрокарбоната натрия и есть условия для ретенции натрия. Как уже отмечалось, в генезе его основную роль играют потеря калия клеткой и проникновение в нее натрия вместе с ионами водорода, что приводит к развитию «трансминерализации», клеточного ацидоза и внеклеточного алкалоза. В основе этих процессов лежит гипоксия тканей. Однако большую роль в происхождении метаболического алкалоза у больного в послеоперационном периоде играет бесконтрольная инфузия растворов, содержащих натрий, на первоначальном этапе борьбы с метаболическим ацидозом.
Третьим видом алкалоза является артифициальный, искусственно созданный метаболический алкалоз как следствие избыточного введения гидрокарбоната натрия. Компенсаторным проявлением этого вида метаболического алкалоза служат гиповентиляция, выделение почками гидрокарбоната и щелочного фосфата, обмен ионов гидрокарбоната и хлора между клеткой (эритроцит) и плазмой.
Лабораторными признаками декомпенсированного метаболического алкалоза являются: рН более 7,45, ВВ более 45 ммоль/л, Расоч выше 40 мм рт. ст., 5В более 25 ммоль/л, ВЕ более +5 ммоль/л.
Интенсивная корригирующая терапия декомпенсированного метаболического алкалоза зависит от степени его выраженности, происхождения и характера сдвига. При дефицитном метаболическом алкалозе Дарроу необходимо ликвидировать дефицит воды и электролитов. Показано введение хлоридов без натрия с использованием формул дефицита. Для этих целей применяют глюкозирован-ные растворы хлорида калия, хлорида кальция, 1/5— 1/10 н. раствор хлористоводородной кислоты на 5% растворе глюкозы, 100—150 мл 0,9 % раствора хлорида аммония. Расчеты производят по формулам дефицита
ионов водорода и хлора. В случае стойкого алкалоза целесообразно применение мочегонных средств — диакарба (фонурит) в дозе 7—10 мг/кг в течение 1—2 дней под контролем +ВЕ.
Коррекция метаболического алкалоза должна проводиться на фоне комплекса интенсивной терапии, направленной на нормализацию показателей газообмена и гемодинамики, восполнение ОЦК, улучшение микроциркуляции. При искусственно созданном алкалозе необходима инфузионная терапия, способствующая улучшению почечного кровотока и стимуляции диуреза.
Дыхательный ацидоз в послеоперационном периоде может возникнуть вследствие гиповентиляции, причины которой изложены в начале главы. В определенной степени гиповентиляции способствует обычная ингаляция кислорода в концентрации свыше 50 %, которая, снимая гипоксическую стимуляцию дыхания, ведет к усугублению гиповентиляции, накоплению углекислоты и развитию гиперкапнии.
Клиническими признаками легкой гиперкапнии (Расоо 46—80 мм рт. ст.) являются легкая гиперемия лица и видимых слизистых оболочек, повышение температуры кожных покровов, потливость, подъем артериального давления, улучшение наполнения и напряжения пульса, олигурия. Указанные признаки расцениваются нередко как положительное явление, в действительности это состояние «ложного» благополучия.
При умеренной гиперкапнии (Расо2 80—200 мм рт. ст.) отмечаются выраженные патофизиологические изменения со стороны функции органов дыхания, кровообращения, центральной нервной системы. Возможны аритмия, артериальная гипотония, нарушения сознания, тяжелый ацидоз, гиперкалиемия.
При выраженной гиперкапнии (Расог 200 мм рт. ст. или более) наступают глубокий газовый ацидоз, коматозное состояние, брадикардия, аритмия, остановка кровообращения.
Компенсация газового ацидоза возможна лишь при постепенном его возникновении за счет повышенной экскреции ионов водорода клетками канальцевого эпителия (аммониогенез, выделение кислого фосфата, реабсорбции гидрокарбоната), обмена ионов гидрокарбоната и хлора между эритроцитом и плазмой с образованием в плазме гидрокарбоната, а в эритроцитах хлорида калия.
Однако при остром газовом ацидозе механизмы компенсации весьма ограничены. В связи с этим интенсивная терапия газового ацидоза состоит в устранении причин гиповентиляции и при соответствующих показаниях — переводе больного на ИВЛ.
Дыхательный алкалоз в послеоперационном периоде может возникнуть при искусственной гипервентиляции, а также при непроизвольной активной гипервентиляции, вызванной
стрессом, психическим возбуждением, заболеваниями нервной системы, травмой черепа, септическим шоком. В зависимости от объема легочной вентиляции, особенно при неконтролируемой искусственной гипервентиляции, сравнительно быстро развиваются гипокапния, газовый декомпенсированный алкалоз, который может привести к спазму сосудов мозга и коронарных сосудов, снижению МОС, УОС, артериального давления и брадикардии. Газовый алкалоз сопровождается блокадой оксигемоглобина и тканевым ацидозом вследствие накопления продуктов анаэробного метаболизма.
Снижение диссоциации солей кальция в условиях алкалоза ведет к уменьшению ионизированной фракции кальция, что может привести к гипервентиляционной тетании — судорожному синдрому, проявляющемуся клинически в виде генерализованной тонической ригидности всей скелетной мускулатуры (на лице сардоническая улыбка вследствие гипертонуса мимической мускулатуры, на верхних конечностях сведение пальцев в виде руки акушера, на нижних конечностях спазм в виде конской стопы, на спине опистотонус в результате гипертонуса разгибательных мышц спины). В состояние ригидности вовлекается и дыхательная мускулатура, появляется характерное судорожное прерывистое дыхание, сменяющееся апноэ. Суждения больного притупляются, эмоции усиливаются, появляется головокружение, вследствие спазма мозговых сосудов и гипоксии мозга утрачивается сознание, развиваются брадикардия, спазм периферических сосудов, артериальная гипотония. Этот симптомокомплекс носит название «гипервентиляционный синдром» [Буров Н. Е., 1963].
Кратковременная произвольная гипервентиляция, известная как гипервентиляционная проба, применялась в прошлом как диагностический прием для выявления скрытых симптомов органических заболеваний .нервной системы, особенно в практике невропатологов и психиатров [Смирнов Б. Л., 1926; Шафрай Л. С., 1928; Мельникова Е. И., 1938]. Гипервентиляционный режим дыхания нередко создается и в анестезиолого-реанимацион-ной практике в период проведения ИВЛ.
Компенсация дыхательного алкалоза возможна лишь при длительной (хронической) легкой гипервентиляции (когда МОД составляет 150—200 % должного, при которой степень элиминации углекислого газа незначительна). Компенсация осуществляется за счет усиленного выделения почками гидрокарбоната и щелочного фосфата. Своеобразной мерой компенсации являются блокада оксигемоглобина и вазоконстрикция с уменьшением периферического, регионарного кровотока, приводящих к тканевой гипоксии и развитию тканевого ацидоза.
Интенсивная терапия газового алкалоза состоит в устранении гипервентиляции и проведении вентиляции легких в объемах, исключающих чрезмерную элиминацию углекислого газа. При симптомах гипервентиляционной тетании (сардоническая улыбка, опистотонус, кардопе-дальный спазм, ригидность всей скелетной мускулатуры) показаны внутривенное введение 10 мл 10 % раствора хлорида кальция или 5 мл 25 % раствора сульфата магния, антигистаминных и седативных средств, проведение ВВЛ через маску наркозного аппарата или с помощью мешка АМБУ с контролем показателей КОС.
Таким образом, в настоящее время хирургическое лечение немыслимо без наличия в стационаре специального отделения интенсивной терапии и реанимации, оснащенного специальной аппаратурой для ИВЛ и мониторного наблюдения, экспресс-лабораторией и др.
Глава 2