Медитация с помощью первичных звуков
Ощутив пользу ежедневной медитации, вы, возможно, захотите узнать и о других медитативных техниках. В некоторых формах медитации используются слоги санскритского алфавита, образующие . мантры , или первичные звуки. Их повторение служит средством достижения повышенного осознания. Этому методу можно научиться у инструкторов « Чопрацентра здоровья» в Ла Хойя (Калифорния) и у других специалистов. Во время тренинга обучающийся медитации с помощью первичных звуков получает личную мантру, основанную на его конкретных нуждах. Более полную информацию об обучении этой технике вы сможете получить, обратившись к источникам, приведенным в конце этой книги.
УПРАЖНЕНИЯ
Истинная цель упражнений состоит в том, чтобы наделить наши тело, разум и дух бодростью и силой. У многих людей упражнения принимают форму соревнования или экстремальной физической деятельности. Однако понятно, что в случае, когда какого-либо рода пагубное пристрастие нарушило состояние равновесия ментально-телесной системы человека, об этом речь не идет. Если наркотики, алкоголь или нездоровые привычки в еде привели вас к сидячему образу жизни, вы, возможно, захотите тренироваться таким образом, чтобы не подвергать свой организм резким или избыточным нагрузкам. Если же вам приходится работать на износ, умеренные упражнения также будут вам весьма полезны.
Отнеситесь к упражнениям как к возможности понимания. Двигая своим телом, прислушайтесь к возникающим во всех его частях ощущениям и научитесь их истолковывать. Что вы можете узнать о себе как с физической, так и с эмоциональной стороны? Если вы какое-то время были подвержены пагубному пристрастию, то, возможно, узнаете, что совершенно утратили форму. Быть может, вы также поймете, что вам хочется слишком рано прекратить упражнение или же продолжать его слишком долго. Такое понимание ничуть не менее важно, чем то, что благодаря упражнениям происходит с вашими мышцами и сухожилиями. С понимания начинается возобновление вами связи со своей физической сущностью — связи, которая, возможно, долгое время была прервана из-за порожденной теми или иными вредными привычками Вата-неуравновешенности .
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Начав выполнять тренировочную программу, руководствуйтесь приведенными ниже тремя принципами. Они будут полезны вам и тогда, когда вы накопите некоторый опыт. Эти принципы весьма отличаются от соревновательно-ориентированной «трудовой этики», обычно ассоциирующейся с тренировками на Западе, однако именно они лежат в основе аюрведических представлений о том, как можно использовать тело для укрепления духа.
Тренируйтесь не больше, чем наполовину своих возможностей. Большинство людей беспокоятся, не дав себе должной нагрузки, но чрезмерная нагрузка ничем не лучше недостаточной. Даже если вы какое-то время не тренировались, приступив к физическим занятиям, вы сможете весьма точно оценить свой запас прочности. Если, к примеру, проплыв пять кругов, вы почувствуете, что в случае необходимости сможете проплыть двадцать, — не плавайте больше десяти кругов. Помните, что цель тренировки не в том, чтобы довести себя до изнеможения, а в том, чтобы стать более энергичным и выносливым. По мере того как ваши физические качества будут улучшаться, ваш уровень половины запаса прочности, естественно, будет возрастать. Так что следование «принципу пятидесяти процентов» ни в коей мере не препятствует вашему выходу на более высокие рубежи работоспособности.
Старайтесь тренироваться ежедневно. Если вам больше не хочется тренироваться, если вы, потренировавшись три-четыре дня кряду, чувствуете себя обессиленным, вы наверняка перешли пятидесятипроцентный предел. Тренировочная программа любой продолжительности должна быть такой, чтобы доставлять удовольствие и повышать мотивацию. Заменив принцип «без страданий нет достижений» на «минимум напряжения, максимум достижений», вы сможете извлечь из упражнений пользу, не истощая свои энергетические ресурсы.
Используйте в качестве показателя интенсивности тренировки свое дыхание и потоотделение. Если вы обнаружите, что, выполняя упражнения, вам приходится дышать ртом, это еще одно свидетельство того, что вы перегружаетесь. Судорожное дыхание и интенсивное потоотделение означают, что вы подвергаете свое тело слишком большому стрессу. Частота вашего дыхания — один из лучших показателей эффективности упражнений. Если вы дышите размеренно и глубоко, при этом не напрягаясь, значит, вы работаете на должном уровне.
УПРАЖНЕНИЯ И ДОШИ
Аюрведа учит, что каждый человек уникален, и истинность этого положения особенно очевидна, когда речь идет о тренировках. Точно так же как не существует одинаково хорошего для всех лекарственного рецепта, не существует тренировочной программы, подходящей всем и каждому. Вместе с тем существуют некоторые принципы тренировок, которые можно связать с тремя основными ментально-телесными типами.
Людям Капха-типа , вообще говоря, полезны интенсивные тренировки с весьма серьезной нагрузкой. С их грузным и мускулистым телосложением, Капха -личностям следует не давать себе поблажек и сопротивляться присущей им склонности к сидячему образу жизни. Люди же Питта -типа, наоборот, склонны требовать от своего тела слишком многого. Если ваша доминирующая доша — Питта, вам следует ориентировать себя на расслабляющие упражнения, скорее рекреационного, чем соревновательного плана. Для людей Вата -типа лучше всего подойдут легкие тренировки — это особенно важно с учетом того, что аддиктивное поведение практически всегда порождает Вата-неуравновешенность, вне зависимости от естественного доша -типа человека.
Среди Вата -уравновешивающих видов деятельности можно назвать непродолжительные пешие походы, легкую аэробику, велосипедные прогулки, однако лучше всего в этом отношении, пожалуй, йогические упражнения. Несмотря на то что у многих людей Йога ассоциируется с акробатическими позами, трансами и разного рода аскетизмом, это, вообще говоря, заблуждение. На санскрите слово «Йога» означает «союз», и ее подлинной целью является объединение тела, разума и духа. Йогические упражнения, разумеется, полезны для мышц и сердечно-сосудистой системы, но они, кроме того, способствуют снятию обеспокоенности и сосредоточению сознания. Именно эти качества делают Йогу особенно эффективной в успокоении Ваты.
Поскольку Вата связана с элементами воздуха и эфира, ее успокоение достигается при помощи упражнений, создающих «приземляющий» эффект вследствие наклона тела к его центру или головы к земле. Эти позы следует принимать неторопливо, без напряжения. Как и в случае всех йогических упражнений, нужно помнить, что правильное дыхание важно ничуть не менее самой позы. Старайтесь дышать носом, глубоко и ритмично. Создавайте у себя при помощи дыхания ощущение равновесия, спокойствия и внутренней силы.
ВАТА-УРАВНОВЕШИВАЮЩИЕ ПОЗЫ
Выполняя эти упражнения, не забывайте расслабляться, принимайте позы без напряжения. Не вменяйте себе в обязанность безупречное выполнение каждого упражнения. Просто растягивайтесь до такой степени, чтобы почувствовать легкое напряжение. Со временем ваша гибкость увеличится сама собой .
НАКЛОН ВПЕРЕД (ПАДАХАСТАСАНА)
Встаньте, расслабившись и удобно уперев руки в бока. Вдыхая, медленно поднимайте руки вверх, вытянув их в конце концов над головой. Запрокиньте голову назад до ощущения легкого напряжения и посмотрите вверх.
Держа руки прямо, не сгибая их в локтях, наклонитесь вперед, согнувшись в пояснице, и попытайтесь коснуться пола перед собой. Растягивайтесь лишь до такой степени, чтобы не причинять себе неудобства и не чувствовать, что вам приходится стискивать колени. Досчитайте до пяти, затем, глубоко вдыхая, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение три-пять раз.
ПОЗА МОЛНИИ (ВАДЖРАСАНА)
Опуститесь на сведенные вместе колени, перенеся при этом вес на пятки. Расположите ноги поудобнее, ступнями кверху. Держите спину прямо, приподнимите голову. Руки, расслабив, положите на колени.
Закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Дайте своему сознанию очиститься. Сохраняйте такую позу по меньшей мере полминуты или же столько, сколько най - " дете для себя удобным .
ПОЗА «ГОЛОВА К КОЛЕНУ» (ДЖАНУ-ШИРШАСАНА)
Сядьте на пол, вытянув ноги перед собой. Согните левую ногу в колене и прислоните ее ступню всей поверхностью к правому бедру. Выдыхая, наклонитесь вперед и попытайтесь дотянуться обеими руками до пальцев правой ноги. Не перенапрягайтесь, при необходимости можно слегка согнуть правую ногу в колене. Старайтесь не зажимать грудную клетку и не слишком выгибайте спину. Дыша свободно, оставайтесь в этой позе, пока не досчитаете до пяти. Затем вернитесь в исходное положение и примите симметричную позу. Повторите 3—5 раз.
ПОЗА ОСОЗНАНИЯ (ШАВАСАНА)
Лягте на спину, развернув кисти рук наружу и глядя вверх, так, чтобы не видеть своих ног. Закройте глаза и постарайтесь полностью рассла бить все части своего тела. Дышите глубоко и ритмично, почувствуйте, как из ваших мышц уходит напряжение. В этой позе можно находиться столько, сколько покажется вам удобным — чем дольше, тем лучше. Расслабляться по-настоящему — это искусство, и по мере накопления опыта вы почувствуете, как овладеваете этим искусством все полнее.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Дыхание — это процесс вступления в тесную связь со Вселенной. При каждом вдохе и выдохе вы обмениваетесь с окружающей средой миллиардами атомов. Ваша телесноментальная система берет из нее все необходимое и избавляется от всего лишнего. Приведенные ниже два упражнения смогут помочь вам в устранении Вата-неуравновешенности . Выполняйте их, почувствовав себя обеспокоенным или расстроенным, а также для приведения мыслей в порядок перед сном.
ПОПЕРЕМЕННОЕ НОЗДРЕВОЕ ДЫХАНИЕ (НАДИ-ШОДХАНА)
Усядьтесь поудобнее на стул с прямой спинкой, поставив ноги на полную ступню.
Поместите большой палец правой руки на правое крыло носа, а средний и безымянный пальцы — на левое.
Мягко зажмите правую ноздрю большим пальцем, одновременно медленно выдыхая через левую ноздрю. Теперь свободно вдохните левой ноздрей.
Зажмите левую ноздрю средним и безымянным пальцами и выдохните через правую ноздрю. Затем свободно вдохните правой ноздрей.
Снова зажмите правую ноздрю большим пальцем, одновременно медленно выдыхая через левую ноздрю. Теперь свободно вдохните левой ноздрей.
Зажмите левую ноздрю средним и безымянным пальцами и выдохните через правую ноздрю. Затем свободно вдохните правой ноздрей.
В течение 4—5 минут выполните три полных цикла упражнения для каждой ноздри.
ШМЕЛЬ (БХРАМАРИ)
Сядьте на удобный стул, держа спину прямо и поставив ноги на полную ступню.
Глубоко вдохните и, выдыхая через нос, издайте низкий гудящий глубинно-горловой звук.
Полностью выдохнув, снова вдохните и повторите гудение на выдохе.
В течение 2—3 минут выполните пять циклов упражнения.
ВАТА-УРАВНОВЕШИВАЮЩАЯ ДИЕТА
На первых стадиях отучения от аддиктивного поведения особенно важна диета, восстанавливающая равновесие Вата-доши . Ниже приводятся рекомендации по этому поводу.
Отдавайте предпочтение теплой, тяжелой и жирной пище. Избегайте пищи холодной, сухой и легкой.
Отдавайте предпочтение сладким, кислым и соленым блюдам. Избегайте острых, горьких и вяжущих блюд.
Ешьте большими порциями, но съедайте не больше, чем можете легко переварить.
НЕКОТОРЫЕ КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Молочные продукты.
Все молочные продукты успокаивают Вату.
Сладкое.
Любые сладости (в умеренном количестве) хорошо успокаивают, уравновешивают Вату.
Масла растительные.
Все растительные масла ослабляют Вату.
Крупы.
Очень хороши рис и пшеница; лучше ограничить ячмень, кукурузу, рожь, гречневую, овсяную, пшенную крупы.
Фрукты.
Отдавайте предпочтение сладким, кислым, тяжелым фруктам, таким, как апельсины, бананы, авокадо, виноград, вишни, персики, дыни, ягоды, сливы, ананасы, манго, папайя. Ограничьте сухие и легкие фрукты — яблоки, груши, гранаты, клюкву.
Овощи.
Хороши свекла, огурцы, морковь, спаржа, сладкий картофель, но сырыми их есть не следует, лучше отварить или испечь. Следующие овощи приемлемы в умеренных количествах и после термообработки (особенно с ги или растительным маслом, а также с приправами, ослабляющими Вату): горох, брокколи, капуста цветная, сельдерей, цуккини, листья зелени. Бобовых стручков и капусты лучше избегать.
Пряности.
Хороши кардамон, тмин, имбирь, корица, соль, гвоздика, горчица, в небольших количествах черный перец.
Орехи. Все орехи хороши. Бобы. Ограничить все бобовые, за исключением тофу и супа с молодыми бобовыми стручками. Мясо и рыба (для невегетарианцев). Приемлемы цыплята, индейка, морепродукты. Избегайте говядины.
СЧАСТЬЕ—ВОТ ОТВЕТ
У читателя может сложиться впечатление, что психология и биология аддиктивного поведения изучены со всех возможных сторон. Большая часть такого рода исследований действительно оказалась весьма ценной. Однако явление пагубного пристрастия во всех своих разнообразных формах по-прежнему существует, а среди некоторых категорий населения даже становится еще более распространенным. Я, разумеется, не первым высказал мысль, что духовный в своей основе подход в сочетании с современными научными данными — наилучший способ успешного решения проблем вредных привычек. Я уже говорил о своей высокой оценке двенадцатиступенчатых программ, созданных «Анонимными алкоголиками» и другими организациями. Теперь же, в заключение, я хочу предложить свои собственные двенадцать шагов избавления от вредных привычек и обретения истинного счастья в жизни.
В первой части я провел различие между радостью и счастьем. Я определил радость как чувство, возникающее вследствие внешнего опыта, такого, как случайное нахождение денег, в то время как счастье по своей природе происходит изнутри человека. Счастье есть возвращение к глубинной гармонии тела, разума и духа — гармонии, которая была свойственна вам при рождении и может быть обретена вновь. Восстановив ее, человек уже не будет испытывать потребности в стимуляторах, депрессантах и всем том, что нужно покупать, прятать, колоть, вдыхать, включать и выключать.
Ничто из этого не нужно было вам в детстве, когда одного солнечного дня и любви близких было достаточно, чтобы переполнить вас счастьем. Эта открытость для любви, эта способность к единению с окружающим миром по-прежнему с вами. Если вы какое-то время были подвержены пагубному пристрастию, вам может показаться, что вернуться к своему прежнему «я» невозможно. Но это возможно. Если вы расстанетесь с чувством вины и угрызениями совести и наполните свою жизнь счастливыми переживаниями, то это, в сущности, неизбежно. Приведенные ниже советы призваны вам в этом помочь.
Поскольку я никоим образом не хочу, чтобы эти советы воспринимались как высеченные в камне заповеди, я представил их в форме вопросов. Обратите внимание, что в этих вопросах нигде не идет речь ни о пристрастии, ни о воздержании, ни о чем-либо в этом роде. Это просто то, что вы сможете сделать, чтобы открыть себя здоровью, счастью и, конечно, самой жизни.
Я призываю вас время от времени перечитывать этот список —лучше всего в конце дня. Если вам удалось сделать что-либо из перечисленного, как вы почувствовали себя в результате? Если это не удалось вам сегодня, не отыщете ли вы возможность для этого завтра?
1. Достаточно ли вы спали прошлой ночью? Некоторым людям требуется больше времени для сна, чем остальным. Оптимальное количество часов сна зависит от вашего возраста, вашего ментально-телесного типа и многих других факторов. Но исследования показали, что как избыточный сон, так и бессонница — симптомы депрессии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие подверженные пагубным пристрастиям люди страдают депрессией. Если вы спите больше десяти или меньше шести часов за ночь, вам, по всей вероятности, следует внести в эту сферу некоторые позитивные коррективы. Больше узнать о сне и его пользе вы сможете, прочитав мою книгу «Полноценный сон», которая также входит в серию «Библиотека совершенного здоровья».
2. Начинаете ли вы свой день с занятий, укрепляющих тело и дух? Первые часы после пробуждения определяют состояние вашего сознания в течение всего дня. Старайтесь по возможности просыпаться без будильника. Но если он вам все же нужен, используйте в этом качестве радиоприемник с таймером, настроенный на спокойную музыку. Не стремитесь во что бы то ни стало начинать утро с прослушивания новостей или просмотра телепрограмм. Очень часто они несут негативную информацию, способную с самого начала выбить вас из колеи. Аюрведа учит, что завтрак должен быть легким. Однако если вам действительно нравится завтракать плотно, лучше поступать так, чем начинать день с мучительного воздержания. Раннее утро, несомненно, идеальное время для медитации, и если она станет частью вашей жизни, вы естественным образом будете предпочитать легкий завтрак.
3. Доставляет ли вам удовольствие ваша работа? Недостаточная самореализация на работе — одна из наиболее часто называемых причин депрессии, порождающей аддиктивное поведение. Если вы считаете свою работу бесполезной, вряд ли получение каких-либо материальных благ будет способно компенсировать тот ущерб, который это наносит вашему общему отношению к жизни. Говорят, что гений — это тот, кто смог придумать себе нужное занятие, и нет никакого сомнения в том, что работа должна предоставлять человеку возможность для творчества и роста. Даже если сейчас вам не под силу совершить коренной перелом в своей карьере, присмотритесь к лежащим за пределами вашей нынешней работы областям, которым вы могли бы посвятить свое внеурочное время. Я рад, что мне удалось совершить это в отношении писательского труда, притом что многие годы весь мой рабочий день занимала медицинская практика.
4. Смогли бы вы, рассердившись на кого-то или что-то, найти конструктивный выход своим чувствам? Взрывное и эмоциональное проявление злости часто приносит вред, однако не менее ошибочно просто сдерживать ее в себе и позволять деструктивным чувствам терзать вас изнутри. Согласно Аюрведе , злость следует «переварить» совершенно так же, как все, что попадает внутрь организма. Ключевым фактором этого процесса является осознание того, что злость рождают не чьи-то слова и поступки, а вы сами. Что бы ни случилось, выбор реакции за вами. Научившись совершать этот выбор, вы получите возможность полностью переработать злость, точно так же как ваш организм перерабатывает пищу и питье. Когда у вас заработает такое эмоциональное пищеварение, вы сможете выражать свои чувства к другим людям, не причиняя вреда ни себе, ни им.
5. Получилось ли у вас сегодня осознанно и признательно воспринимать природу? Аюрведа учит, что существует универсальная жизненная сила, называемая на санскрите прана, в которой черпают энергию все живые существа. Одним из источников праны является здоровая пища. Однако это ни в коем случае не единственный и отнюдь не главный ее источник. Даже если вы живете в городе, вы можете поддерживать свою связь с природой, соприкасаясь с цветами и деревьями, находя время для прогулки в парке или у озера или хотя бы просто бывая каждый день на свежем воздухе. Всего лишь посадив в горшок семечко, заботливо его поливая и любовно наблюдая, как из него вырастает цветок, вы сможете получить богатейший опыт общения с природой. Степень осмысленности и осознания, которыми вы наделяете эту обогащающую вас праной деятельность, поистине важнее самой этой деятельности.
6. Смогли ли вы найти время для занятий, доставляющих вам удовольствие, или физических упражнений? Множество исследований, проеденных за последние двадцать лет, показали, что определенного рода гормоны, называемые эндорфинами , способны оказывать весьма благотворное воздействие на физическую и эмоциональную сферу человека. Физические упражнения — один из наиболее эффективных способов побуждения мозга к выработке эндорфинов . Именно этим объясняется хорошо известная спортсменам «мышечная радость». Вам, однако, для этого не требуется прибегать к изнурительным тренировкам. Йо-гические позы, описанные в 11 главе, способны активизировать энергетические центры организма, называемые в Аюрведе мармами . Эти точки служат основой для стимуляции вашей внутренней энергии. Учтите также, что Йога не требует такого времени и таких денежных затрат, как другие виды тренировок. Даже если вы станете уделять этим занятиям всего по нескольку минут в день, Йога окажет на вас ощутимое положительное воздействие, аналогичное воздействию медитации, одновременно укрепляя ваше тело. Улучшение же физической формы сделает вас менее склонным к саморазрушающим видам деятельности.
7. Удалось ли вам провести хоть сколько-нибудь времени в тишине и уединении? Современная жизнь переполнена разнообразными «шумами», которые могут весьма сильно способствовать нервной неуравновешенности. Противоядие здесь — способность уединиться в тишине и насладиться ею. Доступ же к промежуткам безмолвия между вашими мыслями как раз и является целью аюрведической медитации. Та малая толика самодисциплины, которой требует медитация, будет сторицей вознаграждена богатейшим опытом спокойной настороженности — переживанием умиротворяющим и в то же время, как ни парадоксально, стимулирующим. Я убежден, что медитация — единственный эффективный во всех отношениях способ избавления от вредных привычек любого рода.
8. Приходилось ли вам сегодня смеяться с наслаждением? У смеха, как и у речи, существует множество разновидностей. Из-за стрессов и раздражения люди забывают, что такое счастливый смех. Большая часть нынешнего юмора основана на конфузах или наблюдении за чьими-то неудачами. Бессердечный смех не приносит ничего, кроме вреда; смех же, наполненный теплом и счастьем, обладает поистине магической способностью утолять как эмоциональную, так и физическую боль. Попытайтесь вспомнить что-нибудь такое, что когда-либо вызывало у вас по-настоящему сердечный смех. Вам, быть может, даже доставит удовольствие записать эти случаи. Какие из них, к примеру, развеселили вас больше всего? Это очень ценные моменты, и вы должны позволять себе думать о них всякий раз, когда вас переполняют негативные чувства. Поистине, смех может стать тем целебным пристрастием, которое пересилит тягу к пристрастиям пагубным.
9. Смогли ли вы, хоть немного отдохнуть, почувствовав себя усталым или подверженным стрессу?
Многие люди чувствуют себя так, словно у них никогда не бывало свободного времени, хотя, конечно же, ни у кого из нас нет времени больше, чем у соседа. Устраняя Вата-неуравновешенность, к которой обычно приводят вредные привычки, отдавайте должное своей потребности в отдыхе, даже когда это кажется совершенно невозможным.
Аюрведа учит, что существует время суток, естественным образом предназначенное для отдыха. В эти часы — с шести до десяти как утра, так и вечера — доминирует Капха, наиболее спокойная и устойчивая из доги.
По возможности проводите эти часы в тишине и покое. Капхa-периоды идеальны для медитации. Однако и после медитации чрезвычайно полезно сохранять в эти утренние и вечерние часы покой. Мир не рухнет, если вы какое-то время не будете о нем беспокоиться. Скорее всего, это даже приведет к тому, что остаток вашего дня пройдет гораздо более ровно.
10. Достаточно ли приятны были для вас обстановка и компания, когда вы принимали пищу? Согласно Аюрведе, сама поглощаемая еда не столь важна, как сопровождающие ее эмоции. Немаловажны даже чувства, испытываемые теми, кто эту еду готовил. Несмотря на то что мы воспитаны на идее «быстрой еды», способность к подлинному наслаждению едой имеет ключевое значение с точки зрения истинного наслаждения жизнью. А до тех пор, пока вы не научитесь по-настоящему наслаждаться жизнью, вы будете потенциальной жертвой вредных привычек и других нездоровых образов поведения. Постарайтесь хотя бы раз в день принимать пищу в действительно приятной и непринужденной обстановке. Согласно Аюрведе , лучше, чтобы это происходило в полдень.
11. Выказывали ли вы. сегодня любовь к своим друзьям и родным? Любовь можно проявлять множеством способов. Человек лучше всего воспринимает расположение при помощи осязания, и физический контакт — поистине прекрасный способ для выражения любви. К огромному числу способов выражения привязанности также относятся беседа, совместная трапеза, вечерняя прогулка, слушание музыки вместе с теми людьми, которые вам небезразличны, но в суматохе нынешней жизни обо всем этом так легко забыть. Любовь нельзя планировать подобно тому, как вы, отставляя в сторону все дела, отводите время для медитации. Но вы можете намеренно осознавать любовь к близким вам людям и находить способы непринужденно и радостно выражать эти чувства в любое время. В жизни нет ничего более здорового и важного.
12. Доводилось ли вам свободно и радостно принимать ответную любовь этих людей? Осознав однажды, что вы любимы многими людьми, что само ваше существование есть проявление любви, вы лишитесь потребности в пристрастиях. Любовь —величайшее сокровище. Ничто из того, что вызывает пристрастие, не способно сравниться с ней по силе.
Затронутые в этой книге вопросы охватывают лишь немногие из пагубных пристрастий, распространенных в сегодняшней Америке. Есть люди, испытывающие пристрастие к покупкам, к влезанию в долги, к превышению скорости на автомобиле, к коллекционированию и сотням других занятий. Находятся даже те, кто испытывает пристрастие к хирургии. Говорят, что мы живем в обществе пристрастий, что мы испытываем пристрастие к пристрастиям — и, вероятно, в этом есть доля истины. В том смысле, что пристрастие представляет собой стремление к достижениям в тех областях, где истинные достижения невозможны, я действительно считаю его определяющей характеристикой современной жизни. Вместе с тем я уверен, что наша исключительно материалистическая ориентация начинает сдвигаться в сторону подлинного признания духовных ценностей.
Эта перемена больше, чем все поправки к законам, больше, чем все наказания, вселяет надежду на то, что проблема вредных привычек станет менее острой, а то и исчезнет вообще. Если ваша жизнь была омрачена такого рода поведением, само по себе то, что вы читаете эту книгу, свидетельствует, что в вашем сознании происходит важный сдвиг, уводящий вас прочь от иллюзорных удовольствий, приносимых наркотиками и стимуляторами, к внутреннему счастью —подлинному экстазу, источником которого является ваша духовная сущность.
Ступите на этот путь прямо сейчас, исполнитесь гордости своим искренним намерением и начните пользоваться поистине безграничными возможностями, которые дарует каждое мгновение вашей жизни.
[1] Аддиктивный тип поведения — в психологии: обусловленный пристрастием (обычно пагубным). — Прим. перев.
[2] Американский галлон приблизительно равен 3,8 л. — Прим. перев.
[3] Английская кварта составляет 1,14л. — Прим. перев.
[4] Бихевиоризм, или «поведенческий подход», — направление в психологии (гл. обр . американской), считающее предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность физиологических реакций на внешние раздражения. — Прим. перев.