Определение своего ментально-телесного типа
Аюрведа — древнейшая в мире система знаний о здоровье человека, предназначенная для предотвращения и излечения болезней. Она возникла за две с половиной тысячи лет до нашей эры и существовала уже за много веков до Гиппократа и других древнегреческих целителей. В сущности, весьма вероятно, что древние греки испытали на себе влияние идей индийской медицины, принесенных в Европу с Востока по оживленным торговым путям. Сегодня, когда уже видны пределы того, чего можно достичь с помощью чисто механистического взгляда на человеческое тело, мощные идеи Аюрведы и других традиционных систем сохранения здоровья вновь обретают огромное значение для Запада.
Пожалуй, важнейшей из идей всей Аюрведы является тот принцип, что понять и укротить болезнь можно, только предварительно узнав пациента. Этот разделяемый целителями многих традиций взгляд порой не находит поддержки в современной врачебной практике, которая имеет слишком большое количество пациентов и опирается на широко распространенные лекарства, а потому, случается, упускает из виду индивидуальные потребности больного. Для того чтобы действительно выяснить состояние того или иного человека, нужно наряду с его ростом, весом, кровяным давлением и прочими физиологическими параметрами, которыми обычно руководствуется современная медицина, принимать во внимание его умственную, эмоциональную и даже духовную конституцию.
Аюрведа учит, что весьма неразумно разграничивать сознание и тело, поскольку это два неразрывных элемента единого целого, которым является любое человеческое существо. Если же речь идет о пристрастиях, тонкая связь между сознанием и телом приобретает особенно большое значение. Мысль о действии, желание его осуществить — вот действительный источник этой проблемы. Представление же о жестком разделении между эмоциональным состоянием и физической болезнью в конечном результате оказывается в отношении аддиктивных типов поведения совершенно бесполезным.
За века своего существования Аюрведа выработала чрезвычайно эффективную терминологию для выражения взаимосвязей между сознанием и телом и описала типы проявления этих взаимосвязей в каждом конкретном человеке. Согласно Аюрведе, Вселенная создана, сформирована и организована сознанием, проявляющим себя посредством пяти элементов: Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли. В ментально-телесной системе человека эти пять элементов воплощаются в виде трех основополагающих управляющих начал, называемых дошами . Именно благодаря дошам энергия и информация Вселенной присутствуют в теле и жизни каждого человека.
Каждая из трех дога оказывает характерное влияние на физиологию человека:
Вата-доша есть начало движения: она управляет кровообращением, прохождением пищи по желудочно-кишечному тракту и даже движением идей и ощущений в наших мыслях. Вата происходит от элементов эфира и воздуха; подобно ветру, она непредсказуема и постоянно пребывает в движении.
Питта-доша связана с элементом огня, и, говоря о ней, часто прибегают к метафорам жара. Питта отвечает за превращение пищи в энергию в процессе пищеварения, а также за метаболизм воздуха и воды.
Kanxa -доша есть структурирующее начало ментально-телесной системы. Она происходит от элементов земли и воды и считается самой «тяжелой» из дош. Капха ответственна за образование мышц, костей, сухожилий и всех клеточных тканей тела, то есть за физиологическую структуру на самом низком уровне.
Аюрведа учит, что ментально-телесная система человека определяется соотношением в его организме Ваты, Питты и Капхи — мерой того, насколько текущее их соотношение отклоняется от установленного в начале жизни «идеального» состояния равновесия дош,. Если при вашем рождении доминирующей дошей была Вата , Аюрведа отнесет вас к Вата -типу , поскольку именно характеристики Ваты будут наиболее отчетливо проявляться в вашей ментальной и физической структуре.
Точно так же, если у вас изначально доминировали Питта или Капха, это значит, что именно они будут наиболее влиятельными в вашей конституции. С течением жизни, однако, стресс или болезнь могут вызвать неуравновешенность дош, и доминирующим станет какой-либо из второстепенных элементов. Может случиться и так, что равновесие нарушит именно доминирующая доша. Скажем, неуравновешенный Вата-тип может обладать избытком Ваты точно так же, как Питты или Капхи.
Разумеется, в организме, в каждой его клетке, должны присутствовать все три доши. Поскольку в течение жизни их соотношение постоянно смещается, точное определение типа вашего тела и той или иной неуравновешенности может оказаться весьма нелегким делом. Лучше всего, если заниматься этим будет врач, хорошо знакомый с Аюрведой. Однако для целей этой книги вы сможете определить свою доминирующую дошу самостоятельно при помощи приведенной ниже анкеты. Эти сведения будут весьма полезны вам для распознания своих пристрастий, нужд и обусловленных ими слабостей. Пожалуйста, заполните анкету и лишь после этого приступайте к дальнейшему чтению.
АЮРВЕДИЧЕСКАЯ АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕНТАЛЬНО-ТЕЛЕСНОГО ТИПА
Эта анкета состоит из трех разделов. Первые 20 вопросов относятся к Вата-доше : прочитайте каждое предложение и отметьте (по шкале от 0 до 6), в какой мере оно справедливо в вашем случае.
0 — это ко мне не относится
3 — относится ко мне частично (или иногда)
6 — относится ко мне почти полностью (или почти всегда)
В конце раздела запишите общую сумму баллов по вашей Вате. Например, если вы отметили 6 по первому вопросу, 3 по второму и 2 по третьему, то всего по первым трем пунктам вы набираете 6 + 3 + 2=11 баллов. Таким же способом дайте ответы на все остальные вопросы раздела и получите полную сумму баллов по вашей Вате. После этого переходите к следующим 20 вопросам в разделе Питты, а затем — и разделе Капхи.
Закончив эту работу, получаете три отдельные суммы баллов. Сравнивая их, вы и определите ваш телесный тип.
У вас не будет затруднений при оценке своих очевидных физических параметров. Что же касается умственных и поведенческих характеристик, то здесь оценка будет более субъективна; для того чтобы приблизить ее к истине, вам следует учитывать свои чувства и действия если не за всю жизнь, то хотя бы за последние годы.
Нет | Частично | Почти всегда | |
1 . Я все делаю очень быстро | |||
2. Я плохо запоминаю и с трудом вспоминаю впоследствии | |||
3. По натуре я жизнерадостный, бодрый энтузиаст | |||
4. У меня хрупкое телосложение, мне нелегко набрать вес | |||
5. Я всегда очень быстро обучаюсь новым вещам | |||
6. Обычно у меня легкая и быстрая походка | |||
7. У меня бывают затруднения, когда приходится принимать решение | |||
8. У меня легко возникают запоры и образуются газы в кишечнике | |||
9. Ступни и ладони у меня чаще бывают холодные | |||
10. Я часто испытываю тревогу и беспокойство | |||
11 . Не переношу холодную погоду, как и большинство люден | |||
12. У меня быстрая речь, и друзья считают меня разговорчивым | |||
13. У меня легко меняется настроение, я эмоционален по натуре | |||
14. Мне часто бывает нелегко заснуть, и ночной сон некрепок | |||
15. У меня чисто, особенно зимой, бывает очень сухая кожа | |||
16. Мои ум очень активен, иногда беспокоен, зато полон воображения | |||
17. Мои движения быстры и актины; моя энергия обычно проявляется всплесками | |||
18. Я легко поддаюсь возбуждению | |||
19. Я отличаюсь склонностью к беспорядочному режиму сил и питания | |||
20. Я легко обучаюсь, но быстро забываю |
Сумма баллов по Вате:
Нет | Частично | Почти всегда | |
1. Я считаю себя умелым и толковым человеком | |||
2. В любом деле я стремлюсь к максимальной точности и порядку | |||
3. У меня решительный, сильный ум и напористое поведение | |||
4. R жаркую погоду чувствую дискомфорт и устаю сильнее, чем большинство людей | |||
5. Я легко потею | |||
6. Я очень легко впадаю в гнев пли раздражение, хотя не всегда это показываю | |||
7. Я испытываю дискомфорт, когда очередной прием пищи задерживается или отменяется | |||
8. Мои волосы отличаются хотя бы одним из следующих свойств: рано седеют или выпадают; тонкие, мягкие, прямые; светлые, рыжие пли песочного цвета | |||
9. У меня хороший аппетит, я могу очень много съесть, если пожелаю | |||
10. Многие считают меня упрямым | |||
11. Мой кишечник работает очень регулярно: у меня скорее может быть понос, чем запор | |||
12. Я нетерпелив | |||
13. Я аккуратен в мелочах до совершенства | |||
14. Я легко впадаю в гнев, но скоро отхожу и забываю инцидент | |||
15. Обожаю холодную еду, особенно мороженое и напитки сольдом | |||
16. В помещениях мне чаще бывает слишком жарко, чем слишком холодно | |||
17. Не выношу горячую и острую еду | |||
18. Мне следовало бы более терпимо воспринимать несогласие | |||
19. Люблю, когда мне выпадают испытания, и если я чего-то хочу, то очень решительно добиваюсь этого | |||
20. Мне присуще критически относиться не только к другим, и о также и к себе |
Сумма баллов по Питте:
Нет | Частично | Почти всегда | |
1. Мне от природы присуще все делать медленно и спокойно | |||
2. Я легче, чем большинство людей, прибавляю в весе и медленнее избавляюсь от лишнего веса | |||
3. Обычно у меня спокойное и мирное расположение духа, и меня нелегко вывести из равновесия | |||
4. Могу пропустить прием пищи, не испытывая особого дискомфорта | |||
5. Страдаю склонностью к избыточному выделению мокроты и слизи, к застойной астме и синуситам | |||
6. Мне необходимо не менее восьми часов сна, чтобы чувствовать себя комфортно весь следующий день | |||
7. У меня очень глубокий, крепкий сон | |||
8. Я спокоен по природе, и меня трудно рассердить | |||
9. Я обучаюсь не так быстро, как другие люди, зато хорошо и надолго запоминаю | |||
10. У меня есть склонность к полноте, к быстрому ожирению | |||
11. Мне неприятна холодная сырая погода | |||
12. У меня жесткие, темные, волнистые (или курчавые) волосы | |||
13. У меня гладкая, упругая кожа и бледный цвет лица | |||
14. У меня массивное, крепкое телосложение | |||
15. Мои характерные черты: искренность, доброжелательность, нежность, склонность прощать | |||
16. У меня медленное пищеварение, поэтому я ощущаю тяжесть после еды | |||
17. Я отличаюсь высокой жизнестойкостью, выносливостью и стабильным уровнем энергии | |||
18. Моя походка обычно нетороплива, размеренна | |||
19. У меня есть склонность к излишнему сну, утром я долго поднимаюсь с постели и не сразу вхожу в рабочее состояние | |||
20. Я принимаю пищу и вообще все делаю неторопливо и обстоятельно |
Сумма баллов по Капхе:
Общий итог: Вата —... Питта —... Капха — ...