Проективная психодиагностика в песочнице
Индивидуальная форма
Анализируя песочные картины и «песочные сказки», можно диагностировать следующие феномены.
♦ Прежде всего, наличие внутренних конфликтов. Они заметны даже «невооруженному» глазу неспециалиста. Если в песочнице идут бои, добро борется со злом, но зло побеждает, если песочная страна находится в состоянии разрушения или запустения, — в этом случае даже поверхностный наблюдатель скажет: «Похоже, у автора не все на душе спокойно». Бывает, что внешне песочная страна выглядит вполне благополучно, но ощущение от восприятия картины неоднозначное, она вызывает противоречивые чувства. Скорее всего, здесь также имеет место скрытый конфликт, подавляемое напряжение. Детализировать ситуацию, разобраться в ней поможет более тонкий анализ песочной картины.
♦ Уровень и направленность агрессии. Если в песочнице разворачиваются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с достаточно высоким уровнем агрессивности. Особенно, если это подтверждается еще и устным рассказом о картине. Гете-роагрессия проявляется через противоборство армий в песочнице. Аутоагрессия проявляется в разрушительных действиях по отношению к главному герою песочной сказки, в неприятностях, которым подвергает его автор.
♦ Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной истории. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора.
♦ Потенциальные, ресурсные возможности проявляются как некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации в
песочной сказке. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для усиления «я» клиента.
♦ Способы преодоления трудностей: прямая агрессия, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и др. Об этом станет известно, когда клиент расскажет, что будет происходить, если на страну обрушится стихийное бедствие.
Процедура психодиагностики в песочнице «обставляется» следующим образом. Клиенту предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с «коллекцией» фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает клиента выбирать только то, что нравится. Он может выбирать и «злые» фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Бессознательное уже «ощупывает» фигурки, ища в них персоналии внутренних процессов. Если ребенок или подросток берет все подряд и в неограниченном количестве — это также диагностично. По-видимому, он в данный момент имеет высокий уровень внутреннего напряжения, и сейчас ему важно его «проработать». Кроме того, можно сразу взять на заметку: «С этим человеком необходимо проработать Чувство Меры».
Специалист в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но обращает внимание на то, что и как выбирает клиент.
Далее клиент приглашается к ящику с песком и ему дается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты — Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь».
Когда процесс завершен, необходимо провести обсуждение. Вопросы для обсуждения и его порядок могут быть следующими:
— Расскажи(те), что ты (вы) построил(и) и кто здесь живет.
— Давай(те) представим, что на страну обрушилось стихийное бедствие (ураган, землетрясение, пожар и т.д.). Что будет происходить с жителями этого города, как они себя будут чувствовать, что будут делать?
А как себя поведут жители соседнего города? (если он есть в песочнице).
— Как дальше будут жить люди обоих селений? Измени(те) в песочнице все, что необходимо.
Слушая рассказ клиента о том, какая это страна и кто в ней живет, важно обращать внимание на характеристики городов, жителей, их населяющих, на характер взаимодействий между жителями соседних городов. Для оценки поведения и самоощущения в стрессовой ситуации можно задать вопрос: «Что будет, если на эту страну обрушится стихийное бедствие, страшный ураган или наводнение?» Важно описание чувств, переживаний, действий людей во время чрезвычайной ситуации; кто какую помощь будет оказывать, каковы мотивы оказания помощи (из чувства сострадания или из чувства долга, ради выгоды и пр.). Также важно, какие отношения сложатся после прекращения стихийного бедствия.
Пример (из практики психодиагностической работы с подростками с асоциальными формами поведения в Шекснинской спецшколе)
Обследуемый Алексей К. построил 2 города: в левой половине мирный город, в котором жители работают и отдыхают; в правой половине военный город, который готовится к нападению. Военный город разрушит полностью мирный и убьет всех жителей. Нападет он потому, что он этим живет. Дальше жители враждебного города будут нападать
на все окружающие города и завоевывать их. Им не нужны мирные переговоры, им нравится воевать. Прекратить их нападения может встреча с более сильным противником, который их победит. Главная цель — успешно напасть первыми и победить.
Анализ.Алексей К. проявляет повышенную агрессивность, конфликтность в отношениях. Стремится всегда доминировать, не принимает подчиненной позиции. Не склонен проявлять сочувствие и сопереживание, обижает более слабых, а перед явно более сильным партнером пасует, пытается задобрить. Чувствителен к любым обращениям, воспринимает их всегда в свой адрес и как враждебные. В ответ включает механизм защиты. Эгоцентричен, сосредоточен на себе, трудно переключается на проблемы других, ревнивый, болезненно относится к проявлению внимания значимых людей другим ребятам.
Рекомендации.Крайне необходимо направить лидерский потенциал подростка в конструктивное русло. Для этого важно провести воспитательную работу по формированию образа позитивного лидера, способного брать на себя ответственность за тех, кто от него зависит; формировать желание заботиться о тех, кто ему доверяет. В качестве материала можно взять истории о крупных военноначальниках, монархах. Основной акцент делать на проявлениях заботы о подчиненных (например, рассказать о взаимоотношениях А.В. Суворова с солдатами).
В этом примере сбор психодиагностической информации осуществляется путем анализа сюжета песочной сказки.
Второй способ сбора психодиагностической информации — анализ чувств, возникающих в процессе рассматривания песочной картины. Причем, анализируются чувства как специалиста, так и автора песочной сказки. Например, ведущий спрашивает: «Когда ты смотришь на эту страну, какие чувства
ты испытываешь?» Или говорит сам: «Когда я смотрю на страну, которую ты создал, я испытываю... Хочу узнать твое мнение, почему я это чувствую». Диагностическая информация, полученная таким путем, расскажет об уровне развития эмоциональной сферы, способности чувствовать другого, способности к рефлексии.
Третий способ получения психодиагностической информации — это анализ расположения фигурок в песочнице и их символического значения.
Во-первых, некоторые начинают построение песочной картины с ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.
По этому поводу можно сделать такое замечание. Люди, создающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими (правда, это может скрываться от взгляда поверхностного наблюдателя), имеющими склонность к рефлексии, исследователями по натуре и пр. «Во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, поиске путей, сердечной смуте», — пожалуй, эта строчка Бориса Пастернака лучше всего опишет их внутренний ритм. Иногда у детей и подростков и некоторых взрослых можно увидеть отсутствие ландшафта, или его условность (например, озеро или река выглядят как небольшое углубление в песке — до синего дна песочницы еще очень далеко, и автор картины указывает на эту ямку как на водоем). Часто так проявляется недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это естественно, они находятся только в начале пути самопознания. Если песочную картину с невыраженным ландшафтом созда-
вал подросток или взрослый, важно не торопиться с интерпретацией. У взрослых невыраженный ландшафт появляется после перенесенных тяжелых болезней, утрат, стрессов, как показатель стабилизации внутренних процессов. С другой стороны, невыраженный ландшафт говорит о том, что человек не желает сейчас углубляться в недра своего внутреннего мира и заниматься исследованием себя. С третьей стороны, картины с невыраженным ландшафтом и малым количеством фигурок создают люди, далеко продвинувшиеся в личностном развитии. Как правило, такие картины всегда наполнены глубоким философским смыслом.
«Плоскую» песочную картину часто можно встретить у совсем маленьких детей.
Последовательность появления и местоположение фигурок на песочном «листе» даст нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «Я» автора картины. Фигурка, которая появляется первой представляет собой символ чего-то самого важного для автора на данный момент.
Иногда фигурки закапывают. Они символизируют вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.) и многое другое. Об этих фигурках можно подробно расспросить клиента: что это, почему закопано и пр.
Для анализа значения расположения фигурок можно предложить следующую схему. Назовем поверхность песочницы, на которой разворачиваются сказочные события, «песочным листом». Песочный лист условно разделяется на три части по вертикали и три части по горизонтали. Таким образом, мы получаем левую, центральную и правую часть. А
также верхний, средний и нижний их сектора. Символическое значение левой части: дом, прошлое, взаимоотношения с матерью и другими значимыми женщинами. Символическое значение правой части: социум, будущее, взаимоотношения с отцом и другими значимыми мужчинами, друзьями. Центральная часть символизирует настоящее, актуальное. Верхние сектора связа-
Попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют процессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине Попавшие в центральную левую часть фигурки могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, значимой женщиной. Фигурки, расположенные в левом нижнем углу, могут отражать некие действия в прошлом, связанные с домом, матерью, значимой женщиной | Фигурки, находящиеся центральной верхней части, могут отражать то, о чем в данный момент думает, фантазирует клиент В этой части сосредотачиваются самые важные фигурки. Описывают, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления. Нечто значимое. Неважно, осознаваемо это или нет В нижней центральной части находятся фигурки, отражающие, как правило, некоторые действия, реализуемые в данный момент | В правый верхний угол, как правило, попадают фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы, до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами Фигурки в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины Попавшие в правую нижнюю часть фигурки, символизируют некие действия, которые возможны в будущем. Действия по отношению к социальному окружению или значимым мужским фигурам |
ны с мыслями, фантазиями, мечтаниями. Средние сектора — с эмоциональными процессами. Нижние сектора — с реальными конкретными действиями.
Заметим, что такая интерпретация справедлива только для «праворуких». Для «левшей» — все зеркально.
Заполненность частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице кверху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, задача специалиста помочь ему в процессе реализации задуманного. Причем, иногда полезно даже составлять четкие планы действий. Люди «приземленные» заполняют нижние сектора песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапией станет важным уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.
Однако, нужно опасаться преждевременных выводов и поверхностных интерпретаций. Мы имеет дело с внутренними процессами человека. Не всегда они могут быть объяснены и проинтерпретированы. Если у специалиста нет достаточного опыта работы с символами (например, в контексте юнгианской терапии), лучше «добывать» психодиагностическую информацию на уровне сюжета песочной сказки.
Итак, сбор психодиагностической информации из песочной сказки в индивидуальной форме осуществляется тремя способами:
— анализ событий, сюжета песочной сказки;
— анализ чувств, возникших в ответ на созерцание песочной картины;
— анализ расположения фигурок в песочнице и их символического значения.
Групповая форма
Основные психодиагностические «мишени» в групповой работе:
♦ характер взаимодействия в группе (для этого нами введен термин «стиль ситуативной коммуникации»);
♦ распределение ролей в группе;
♦ стиль поведения каждого участника группы.